От святого князя Владимира и до наших дней

От святого князя Владимира и до наших дней

В Севастополе прошла педагогическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» в рамках регионального этапа XXIII Международных рождественских образовательных чтений. Итоговое проведение чтений, посвященных 1000-летию представления святого равноапостольного князя Владимира, состоится в Москве в январе 2015 года.Международные рождественские образовательные чтения — это крупнейший церковно-общественный форум, в котором традиционно принимают активное участие архипастыри, представители государственной власти, священнослужители, монашествующие, педагоги, деятели образования, науки и культуры, представители общественных организаций.

18 ноября в Севастопольском центре культуры и искусства собралось более четырехсот участников регионального этапа. Пленарное заседание открыл начальник управления образования и науки города И.В. Оленченко. Среди высоких гостей были заместитель полномочного представителя президента РФ в Крыму Н.Г. Водорезов, заместитель председателя законодательного собрания Севастополя Е.Б. Алтабаева, благочинный Севастопольского церковного округа протоиерей Сергий Халюта, заведующий сектором основ православной культуры синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви диакон Герман Демидов, руководитель отделения регионального образования при Севастопольском благочинии иерей Михаил Викторов, заведующий сектором образовательных конференций, чтений и конкурсов синодального отдела, ответственный секретарь конкурса «За нравственный подвиг учителя» монах Трифон (Умалатов).

Педагогическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» началась с приветственного слова митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, которое зачитал благочинный Севастопольского округа Сергий Халюта:

«Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Дорогие педагоги! Сердечно рад приветствовать всех вас на этой конференции, посвященной поистине цивилизационному выбору святого равноапостольного князя Владимира — крещению Руси в купели святого православия. Принятие христианства оказало огромное влияние на развитие нашего народа и формирование его духовности, государственности и культуры. На протяжении всей своей многовековой истории Святая Церковь Христова являла миру несчетное множество угодников Божьих. Среди них были люди разного происхождения и общественного положения. Это и бояре, и князья, и воеводы, и крестьяне. Но всех их объединяло святое православие. Объединяло, а не разъединяло. И это духовное единство было одним из главных качеств нашего православного народа. Именно в этом духе и мы должны воспитывать наше подрастающее поколение. Поэтому в наше время так важен труд педагога. Ведь именно ему самим Господом вверена нелегкая задача взрастить прекрасное, доброе, вечное в юной душе. Вот что говорит по этому поводу учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и радуются люди.

Труд такого мудрого педагога можно уподобить горящей свече, которая, по слову Спасителя, светит всем в доме»…

С приветственным словом к присутствующим в зале педагогам обратились представители органов государственной власти, духовенства, законодательного собрания. Одним из ярких моментов стало награждение севастопольских учителей — победителей регионального этапа всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Конкурс проходил с 15 сентября по 15 октября. В нем приняли участие 22 педагога из 14 образовательных учреждений города.

Как известно, впервые в этом году в Севастополе был введен в программу обучения предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Его изучают уже более 4000 ребят. Около 800 посещают факультативные занятия. Была подчеркнута важность воспитания поколения толерантных молодых людей, готовых жить в поликонфессиональном обществе. Понятие светскости российского государства предполагает принятие разнообразий религий, как, впрочем, и соблюдение прав нерелигиозной части сограждан.

С исторической, духовной, культурной точек зрения, переоценить роль православного христианства, которое, как утверждают летописи, возникло на Руси в конце X века, невозможно. С крещением князя Владимира в 988 году были заложены основы государственной мощи, созданы предпосылки для формирования цивилизационной идентичности братских народов России, Украины, Белоруссии. И пусть, как заметила в своем докладе в ходе педагогической конференции кандидат политических наук, доцент кафедры истории и социально-гуманитарных наук СГГУ Т.В. Вакулова, «это понимание «неосознаваемое», проявляющееся тогда, когда необходимо осмысление глобальных событий», нельзя не согласиться со словами благочинного Севастопольского церковного округа Сергия Халюты, заметившего, что, пожалуй, именно православие с его историческими, культурными традициями и сформировало в течение столетий столь недоступное для иностранцев понятие «загадочная русская душа».

Успех христианизации объясняется не только тем, что православие не противоречит русскому национальному характеру. Крещение Руси стало мощным толчком для развития всего прогрессивного. Истины новой веры прозвучали на родном славянском наречии, появились переводы Евангелия, других богослужебных книг, осуществленные создателями славянского алфавита — братьями-просветителями Кириллом и Мефодием. Славянский литературный язык благодаря этим переводам стал общегосударственным языком Киевской Руси, столпом просвещения и культуры, подтверждающим генетическое и духовное единство всего славянского мира.

Крещение существенно укрепило положение Руси на международной арене. Окрепли ее политические и экономические связи с западными народами. Православие оказало существенное влияние на быт русских людей. Изменились отношения в семье: был положен конец многоженству. Церковь вела борьбу с обычаями кровной мести. Христианство способствовало культурному развитию страны. Пришла славянская письменность, появились первые школы и библиотеки. В монастырях зарождались летописание и древнерусская житийная литература. Стала развиваться архитектура, появилось каменное строительство. А изобразительное искусство Древней Руси, выраженное в иконописи, и сейчас остается непревзойденной вершиной в мире живописи.

Православие как религия любви и прощения нашло отражение в первых древнерусских гражданских законах. Благодаря христианству были посеяны семена единой национальной русской культуры.

Как сказал в ходе конференции иерей Михаил Викторов, «мы должны понимать, что все мы — страна, народ, и каждая семья, и каждый человек — находимся в ситуации такого же беспощадного выбора, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Выбирая или отрицая православие, каждый из нас для себя и страны выбирает жизнь или смерть».

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера