Страховка должна быть подлинной

Страховка должна быть подлинной

ЧТО НАДО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ КУПИТЬ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИС.
На мошенников можно нарваться в любой отрасли. Автострахование — не исключение. Крымских водителей сейчас, наверное, можно назвать наиболее незащищенными перед жуликами: жители полуострова еще изучают российские законы и не знают всех нюансов. При оформлении договора ОСАГО нужно быть внимательным и дотошным: купив поддельный полис, вы выбросите деньги на ветер, а если станете виновником ДТП — будете возмещать ущерб за свой счет. Кстати, выгоднее всего покупать полис именно сейчас, пока в Крыму действует переходный период и для автовладельцев предусмотрены различные льготы (отсутствие техосмотра, понижающие коэффициенты и т.п.). После нового года таких преференций уже не будет.РАЗНЫЕ СЕРИИ

В настоящее время в России выпускаются полисы автогражданской ответственности серии ССС. Однако в новом году появится новая серия — ЕЕЕ. Ее выпуск связан с тем, что с 1 октября 2014 года изменились страховые суммы возмещения, которые прописаны непосредственно на бланке. Напомним, что лимит ответственности за ущерб имуществу увеличен со 120 тысяч рублей до 400 тысяч, а с 1 апреля 2015 года будет поднят лимит по ущербу за вред жизни и здоровью со 160 тысяч до 500 тысяч. Новые суммы должны быть отмечены в полисе, поэтому после 1 апреля будущего года полисы ОСАГО будут выписываться только на бланках новой серии ЕЕЕ. На что и стоит обратить пристальное внимание, чтобы вам не продали полис старого образца. Тем более что дизайн бланка сохранится прежним, и принципиально новый полис практически не будет отличаться от старого.

ПОЛИС ОСАГО МОЖНО ПРОВЕРИТЬ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

Самый распространенный вид мошенничества — продажа недействительных полисов ОСАГО. Как правило, это полисы компаний, которые больше не работают на страховом рынке.

Страховые компании ежегодно уходят с рынка «автогражданки» по причине банкротства или лишения лицензии. К сожалению, не всегда удается вернуть неиспользованные бланки в Российский союз автостраховщиков, и они попадают в руки недобросовестных страховщиков, которые, предлагая большую скидку, продают клиентам недействительные полисы как полноценные. Однако, погнавшись за дешевизной, вы не только не сэкономите, но, наоборот, потратите гораздо больше личных средств, ведь получить страховое возмещение по такому полису ОСАГО, хоть и напечатанному «Гознаком», невозможно. А это значит, что в случае ДТП вам придется возмещать причиненный ущерб за свой счет.

«Демпинг» с полисами ОСАГО должен настораживать еще потому, что тарифы на обязательное автострахование в России едины и регулируются государством. Базовый тариф всегда был один, а окончательная стоимость страховки зависела от коэффициентов (территориального, безаварийности, возраста и стажа водителя, мощности автомобиля и т.п.). Лишь в октябре этого года Банк России ввел новую тарифную сетку, предусматривающую «тарифный коридор». По мнению экспертов, возможность страховых компаний регулировать цены на полисы ОСАГО усилит конкуренцию между ними и, соответственно, будет способствовать повышению качества обслуживания клиентов. Но принципиально стоимость «автогражданки» не изменилась, поскольку разница между минимальной и максимальной базовыми ставками составляет всего 5%. Поэтому лучше отказаться от «заманчивого» предложения и не покупать полис по цене, которая существенно ниже среднерыночной.

— Чаще всего люди попадают в такие ситуации, когда оформляют договор через посредников. Например, стоит около ГИБДД какая-то «ГАЗель», человек в ней заключает некий договор ОСАГО, а потом выясняется, что полис недействителен, — рассказал начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов. — В таких вот микроавтобусах, переоборудованных палатках или в Интернете чаще всего и всплывают недействительные или поддельные полисы.

Чтобы не нарваться на мошенников, лучше приобретать полис ОСАГО непосредственно в офисе продаж страховой компании. А если такой возможности нет, то перед покупкой стоит проверить несколько вещей. Причем делать это стоит до того, как вы отдали продавцу деньги.

Во-первых, надо попросить у агента доверенность от страховой компании, которую он представляет. Или, наоборот, позвонить в офис страховщика и уточнить полномочия агента.

Во-вторых, можно зайти на сайт Российского союза автостраховщиков и самостоятельно проверить статус бланка, который вам предлагается. В век информационных технологий это совсем не сложно.

— Сейчас у многих есть мобильный Интернет, надо лишь зайти на сайт и вбить номер полиса в специальную графу, чтобы посмотреть, в какую страховую компанию он «отгружен». У нас абсолютно каждый номер находится в базе, и если вы вдруг не найдете номер полиса, который вам хотят продать, можно сразу уходить, — пояснил Михаил Порватов.

ПЯТЬ ПРАВИЛ ЗАЩИТЫ

Бывают случаи, когда обманщики продают откровенные фальшивки. Как правило, такие бланки отпечатаны на бумаге очень низкого качества, на них не прощупываются серия и номер полиса, нет вживленной в бумагу металлизированной защитной нити, не видны водяные знаки, а в надписях и на штампах попадаются опечатки.

Но некоторые умельцы изготавливают такие «качественные» полисы, что даже экспертам не всегда удается распознать подделку. Перед покупкой полиса бланк нужно проверить на наличие защитных знаков, которые отличают оригинал от фальшивки.

Во-первых, на просвет должны быть хорошо видны водяные знаки с логотипом Российского союза автостраховщиков.

Во-вторых, в верхнем левом углу бланка на лицевой стороне должен стоять штамп с названием страховой компании, которая оформляет данный полис.

В-третьих, на лицевой стороне должна быть нанесена фоновая рельефная микросетка синего оттенка по всему формату бланка, не оставляющая следов от краски.

В-четвертых, на оборотной стороне справа должна быть введенная в бумагу металлизированная полоска шириной 2 мм и выходящая на поверхность в виде пунктирной линии.

В-пятых, в структуру бумаги должны быть вкраплены волокна красноватого цвета, которые хорошо видны с обеих сторон.

Если приобретенный полис все-таки окажется недействительным, вам останется лишь пойти в страховую компанию и приобрести новый, заплатив за него второй раз. Ну и обратиться с письменным заявлением в правоохранительные органы.

Бывает, что водитель покупает действительный полис в достойной страховой компании, но через некоторое время она неожиданно уходит с рынка. Что делать? Переживать не стоит. Поскольку договор был оформлен честно, у вас есть страховая защита — компенсационные выплаты на себя возьмет Российский союз автостраховщиков. Простой автовладелец вряд ли может предусмотреть уход страховщика с рынка.

— Если обычный водитель будет проверять платежеспособность страховой компании, изучать ее отчетность по МСФО перед тем, как приобрести полис, это, конечно, обезопасит покупателей полисов. Но не думаю, что многие будут так делать. Тем более что для того, чтобы разобраться в положении компании, необходимо обладать навыками в сфере финансовой аналитики, — рассказал Михаил Порватов.

Все компании, занимающиеся страхованием автогражданской ответственности, в обязательном порядке должны быть членами профессионального объединения — Российского союза автостраховщиков. И информация о каждой из них размещена на сайте РСА.

— При выборе компании для оформления полиса ОСАГО, конечно, нужно учитывать такие важные критерии надежности страховой компании, как срок ее работы на рынке, финансовая устойчивость, отзывы клиентов. Прежде чем оформлять полис, зайдите на сайт РСА или Центробанка и проверьте, не приостановлено ли действие ее лицензии. Также полезно почитать отзывы о работе страховщика на специализированных страховых сайтах, — советует Порватов. — Обратите внимание на офис страховщика. Если он находится в труднодоступном для клиента месте, высока вероятность того, что в дальнейшем при наступлении страхового случая у страхователя могут возникнуть проблемы при получении выплат.

ОТКАЗ ПРОДАТЬ ПОЛИС ГРОЗИТ ШТРАФОМ

Крымский рынок страхования для российских компаний еще новый, и местные автовладельцы могут пока не знать, какие компании работают на полуострове (тем более что их число растет). Поэтому полный список работающих страховщиков и точные адреса офисов продаж можно уточнить на сайте РСА. Купить полис ОСАГО можно в пятнадцати городах. Все указанные в списке РСА страховщики прошли необходимую регистрацию и являются надежными гарантами страховых выплат в случае ДТП.

А если вы пришли в офис страховой компании, а ее сотрудники необоснованно отказались продавать вам полис ОСАГО или, наоборот, попытались навязать дополнительные услуги, не расстраивайтесь. На страховщика можно найти управу. В августе этого года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающие за такие деяния штраф в размере 50 тысяч рублей.

НОВИНКИ «АВТОГРАЖДАНКИ»

На время переходного периода в Крыму действуют льготные условия для оформления ОСАГО: многие коэффициенты не учитываются вовсе, а основной, территориальный, равен 0,6 и является самым низким на территории России. Это выгодно водителям, но грозит убыточностью страховщикам. В РСА признаются, что даже опасались первое время, что российские компании не захотят работать в новых регионах. Но такие опасения не оправдались: автостраховщики как раз работать готовы, а вот крымские водители не очень-то спешат оформлять полисы даже на льготных условиях и тянут до последнего.

Основной наплыв автовладельцев, желающих перерегистрировать автомобиль и оформить «автогражданку», в страховых компаниях и ГИБДД ожидают перед самым новым годом, поскольку 1 января 2015 года «социальные» условия приобретения ОСАГО в Крыму закончатся.

Кстати, в новом году по всей России (и в Крыму в том числе) заработают и некоторые нововведения по ОСАГО, которые автовладельцы наверняка оценят по достоинству. Например, начнет действовать единая методика оценки стоимости ремонта автомобиля, что позволит в будущем снизить количество судебных споров по ОСАГО. Сегодня 80% исков, поданных водителями, — это несогласие с суммой выплаты по «автогражданке».

В октябре 2014 года вступили в силу два положения Банка России: «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» и «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

— Центробанком были выпущены справочники, которые содержат информацию о стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ — всего более 80 миллионов позиций по наиболее распространенным маркам и моделям транспортных средств с учетом экономической ситуации в регионах и рыночной стоимости услуг на ремонт. По справочникам и будут вестись все расчеты, — пояснил президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин. — Каждые полгода эти справочники будут обновляться.

Другие статьи этого номера