Есть финансовый план на трехлетку!

Есть финансовый план на трехлетку!

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИИ УТВЕРДИЛА ГЛАВНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ДОКУМЕНТ СТРАНЫ НА 2015-2017 ГОДЫ.
За принятие закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в пятницу проголосовал 301 депутат. Эти 67% депутатов составили фракции «Единая Россия» и ЛДПР. Воздержавшихся не было, а вот тех, кто не поддержал основные характеристики федерального бюджета на ближайшие три года, учитывающие присоединение Крыма, возможные последствия западных санкций и налогового маневра, была практически треть депутатов Госдумы (143). «Против» выступили КПРФ и «Справедливая Россия».Федеральный бюджет на 2015-2017 гг. во многих отношениях первый. Первый, где учитывается уже российский Крым, первый в условиях санкций.

«Впервые работать над проектом трехлетнего бюджета пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей нашей экономики», — сказал премьер-министр Дмитрий Медведев.

За время нахождения в нижней палате объем документа сократился с 10069 до 6123 страниц. «Но это не значит, что бюджет похудел, что бюджет стал меньше. 6123 страницы — это текст чистого закона, уже без каких бы то ни было объяснений, обоснований, расчетов», — заявил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его словам, бюджет был доработан нижней палатой с учетом тех трудностей, с которыми экономика России столкнулась в текущем году.

Федеральный бюджет сформирован с учетом бюджетных правил, позволяющих снизить зависимость исполнения расходных обязательств от изменения мировых цен на энергоресурсы. Основные показатели бюджета на 2015 год рассчитаны исходя из прогнозируемого ВВП в размере 77,5 трлн рублей и уровня инфляции 5,5%, на 2016 год — 83,21 трлн рублей и 4,5% соответственно, на 2017-й — 90,06 трлн рублей и 4%. При этом допускается возможность направления средств Резервного фонда в объеме до 500 млрд рублей на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета доходов и госзаимствований.

Бюджет 2015 года будет сбалансирован при стоимости нефти на уровне $100 за баррель сорта Urals. При этом с конца сентября фьючерсы на североморскую нефть Brent, к стоимости которой привязан Urals, стоили меньше $96 и продолжали дешеветь. К середине ноября показатель упал до четырехлетнего минимума (ниже $77 за баррель).

Поскольку дополнительные нефтегазовые доходы бюджета в 2015-2017 годах планируется использовать на замещение гособлигаций, рост объема Резервного фонда в этот период будет обеспечиваться только за счет поступлений от курсовой разницы.

Доходы федерального бюджета с 15,1 трлн рублей (19,5% ВВП) в 2015 году увеличиваются до 15,8 трлн рублей (19% ВВП) в 2016 году и 16,55 трлн рублей (18,4% ВВП) в 2017 году, а расходы с 15,5 трлн рублей (20% ВВП) — до 16,3 трлн рублей (19,6% ВВП) и 17,1 трлн рублей (19% ВВП) соответственно. Дефицит бюджета в течение трех лет будет находиться на уровне 0,6% ВВП, а его основными источниками финансирования будут госзаимствования и поступления от приватизации.

В 2015 году на реализацию приоритетных национальных проектов выделяется 139,3 млрд рублей, госпрограмм — 12,3 трлн рублей, федеральных целевых программ — 1,1 трлн рублей, на инновационное развитие и модернизацию экономики — 2,3 трлн рублей.

В федеральном бюджете зарезервировано 60 млрд рублей, которые по решению правительства РФ могут направляться на поддержку отраслей экономики, социальную поддержку граждан и оказание гуманитарной помощи населению иностранных государств. Кроме того, в программе госгарантий предусмотрено 30 млрд рублей для обеспечения кредитов, выданных в рамках проектного финансирования. Региональным бюджетам могут предоставляться бюджетные кредиты на общую сумму до 150 млрд рублей, что на 70 млрд рублей больше, чем в текущем году.

Так, в 2015 году дополнительные 20 миллиардов рублей будут направлены на поддержку сельского хозяйства и развитие импортозамещения в АПК на фоне антироссийских санкций. Кроме того, отдельно около 1 миллиарда рублей пойдет на подпрограмму по развитию осетрового хозяйства. Еще 20 миллиардов рублей будет выделено Фонду развития промышленности.

Одобрены правительственные предложения о выделении дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов Крыма и Севастополя в 2015 году — 17,677 миллиарда рублей и 5,599 миллиарда рублей соответственно.

Дополнительно 1,968 миллиарда рублей в 2015 году и 2,125 миллиарда рублей в 2016 году планируется выделить на подготовку чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.

В 2015 году увеличивается на 1 миллиард рублей финансирование российского авиапрома. Субсидии на строительство детских садов составят около 10 миллиардов рублей. Кроме того, на 2015 год перейдут неиспользованные средства, выделявшиеся на эти цели в бюджете 2014 года.

На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезов, отводится 5 миллиардов рублей. Дополнительно выделяется 217 миллионов рублей общероссийским общественным организациям инвалидов.

Кроме того, более 3,5 миллиарда рублей в 2015 году будет направлено на строительство спортзалов при сельских школах, бассейнов при вузах и физкультурно-оздоровительных комплексов.

На проведение Года литературы в 2015 году выделяется 300 миллионов рублей, на финансовое обеспечение Книжной палаты — 120 миллионов рублей. Дополнительная финансовая поддержка региональных СМИ в 2015 году составит 300 миллионов рублей.

Что касается основных характеристик бюджета Фонда социального страхования РФ (ФСС) на ближайшие три года, то на следующий год его доходы утверждены в сумме 538,66 млрд рублей, расходы — 594,08 млрд рублей; на 2016 год — 625 млрд рублей и 622,59 млрд рублей соответственно; на 2017 год — 680,24 млрд рублей и 661,45 млрд рублей. Бюджет фонда сформирован с дефицитом на 2015 год и профицитом в 2016-м и 2017 годах. Расходы ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2015 году составят 471,2 млрд рублей, в 2016 году — 504,3 млрд рублей, в 2017 году — 536,2 млрд рублей.

От временной нетрудоспособности никто не застрахован. Расходы фонда на выплату пособия по ней в следующем году запланированы в сумме 196,996 млрд рублей, на 2016 год — 214,194 млрд рублей, на 2017 год — 231,521 млрд рублей, по беременности и родам — 106,889 млрд рублей, 114,137 млрд рублей и 120,945 млрд рублей соответственно. Расходы на ежемесячные страховые выплаты предусмотрены на 2015 год в сумме 51,32 млрд рублей, на 2016 год — 55,24 млрд рублей, на 2017 год — 59,18 млрд рублей.

Госдума также приняла закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». На 2015 год доходы ФОМС утверждены в сумме 1,632 трлн рублей, расходы — 1,675 трлн рублей, с дефицитом — 43 млрд рублей; на 2016 год — 1,706 трлн рублей, 1,758 трлн рублей и 52 млрд рублей соответственно. В 2015-2017 годах ФОМС ежегодно будет перечислять в бюджет Фонда социального страхования РФ 19,03 млрд рублей на оплату родовых сертификатов, включая Крымский федеральный округ.

Также принят закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Он предусматривает, что в 2015 году доходы Пенсионного фонда составят 6,995 трлн рублей (9% ВВП), расходы — 7,618 трлн рублей (9,9% ВВП); на 2016 год — 7,895 трлн рублей и 7,802 трлн рублей соответственно; на 2017 год — 8,372 трлн рублей и 8,203 трлн рублей. Бюджет фонда сформирован с дефицитом на 2015 год и профицитом в 2016-2017 годах и учитывает направление в 2015 году страховых взносов, предназначенных для финансирования накопительной пенсии, на финансирование страховой части пенсии, а также расходы на выплату пенсий и пособий в Крыму.

Кстати, в пятницу Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект, который определяет особенности получения пособий по безработице в Крыму и Севастополе. Необходимость дополнения законодательства РФ связана с тем, что до принятия новых субъектов в состав РФ пособие по безработице для некоторых категорий граждан Крымского федерального округа было выше, чем в России.

Согласно тексту законопроекта, крымчане, которые потеряли работу, начиная с 1 января 2015 года будут получать пособие уже по российскому законодательству. Его сумма в настоящее время в РФ колеблется от 800 рублей до 4,9 тыс. рублей. Для тех жителей Крыма и Севастополя, кто начал получать эту соцвыплату до 31 декабря 2014-го, ее размер полностью сохранится. Если сумма превышает ту, что закреплена российским законодательством, из регионального бюджета будет идти соответствующая надбавка. В том случае, если пособие окажется меньше, его повысят до российского уровня.

Подготовил Клим КОСТНЕР.

Другие статьи этого номера