Дары Антарктики

К 40-летию начала промысла антарктической креветки (криля) севастопольскими рыбопромышленными предприятиями.Для старожилов Севастополя название «креветка» долгое время ассоциировалось в основном с черноморскими рачками-«усиками», которые в послевоенное время бабушки, торгующие семечками, предлагали покупателям в газетных кулечках. «Усики» пользовались спросом, поэтому и взрослые, и мальчишки в 50-е годы ловили их на мелководье в севастопольских бухтах самодельными сачками. Этот промысел жив и сегодня.

Но развитие океанического рыболовства обогатило наши знания о мире ракообразных и об их промысле, значительно увеличило ассортимент предлагаемых в магазинах морепродуктов.

Известно, что 70% всей промышленной добычи ракообразных составляют креветки. С начала 60-х годов приоритетным направлением в их добыче становится лов антарктического криля. Слово «криль» в переводе с голландского языка означает «мелочь». Этот небольшой планктонный рачок, основные скопления которого находятся в Антарктике, является пищей усатых китов, котиков, пингвинов. И долгое время пищевая ценность этого продукта для человека не удостаивалась внимания. Определение ценности этого пищевого сырья пришло со временем. Выяснилось, что криль — практически чистый, легкоусвояемый человеческим организмом белок, в нем содержатся все необходимые человеку витамины и микроэлементы, кроме того, как принято нынче говорить, это экологически чистый продукт.

Начало мировому промыслу криля было положено в 1961-1962 годах, когда в ходе научно-исследовательской экспедиции АтлантНИРО на рыболовецком траулере «Мускун» были выловлены первые тонны этого рачка, определены места его существенного скопления, выпущены первые килограммы готовой продукции.

В 1974 году, 40 лет назад, промысловую добычу криля начало и севастопольское рыбопромышленное объединение «Атлантика». Пионером нового промысла стал БМРТ «Николай Островский», специально переоборудованный для выполнения новых задач. По результатам трех рейсов судна в ЦКТБ «Азчеррыба» была разработана техническая документация на опытную линию по выпуску варено-мороженого криля. В 1978 г. такая линия была смонтирована и на БМРТ «Белокаменск». В следующем году для лова криля был переоборудован БМРТ «Мыс Надежда». «Атлантика» наращивала промысел.

К началу 80-х годов Министерством рыбного хозяйства СССР была подготовлена целевая комплексная программа «Криль», которая ставила конкретные задачи перед рыбодобывающими предприятиями страны. Севастопольцы приняли самое активное участие в реализации этой программы. На добывающих судах начали устанавливать специальные поточные линии для изготовления консервов «Криль антарктический» в алюминиевых банках. Постоянная работа по модернизации этих линий позволила увеличить суточный выпуск консервов до 20 тысяч банок. В 1982 году только одно судно СПОРП «Атлантика» за промысловый рейс выпускало 1 миллион 200 тысяч банок консервированного ценного пищевого продукта. На международных выставках «Интеррыбпром» продукция «Атлантики» не один раз удостаивалась высоких наград.

До распада СССР на долю советских судов приходилась основная часть вылова криля. А после прекращения существования Советского Союза Россия свернула промысел. В 2000 году его возобновила Украина и вскоре вошла в группу лидеров. В 1995 году СПОРП «Атлантика» и ОАО «Интеррыбфлот» была проведена масштабная экспедиция в Антарктику, в которой участвовали 4 рыболовных консервных супертраулера: «Генерал Петров», «Маршал Судец», «Конструктор Кошкин» и «Николай Фильченков». Было выпущено более 20 млн банок консервов «Мясо криля натуральное», 4 тысячи тонн крилевой муки. Однако низкая покупательная способность населения в тот период не позволила быстро реализовать продукцию. Поэтому следующий поход за крилем был предпринят через 4 года РКТС «Конструктор Кошкин», который до 2008 года был практически единственным судном ОАО «Интеррыбфлот», ведущим промысел криля в Антарктике.

Однако в силу разных причин «Интеррыбфлот» в 2008 году приостановил вылов криля. Пауза длилась 4 года. В 2013 году после модернизации, в которую предприятие вложило 50 млн гривен, супертраулер «Море Содружества» возобновил промысел. 25 января 2014 года, отойдя от причала Севастопольского морского рыбного порта, траулер взял курс на Антарктику с тем, чтобы выполнить плановое задание по вылову 15 тыс. тонн криля. Задание было выполнено.

События «севастопольской весны», переход Крыма и Севастополя под юрисдикцию России поставили рыбодобывающие компании перед сложными проблемами, связанными с вхождением в российское экономическое пространство. Этот переход осуществляется сложно и довольно медленно. Хочется верить, что на возобновление лова криля это не повлияет. Тем более что «Море Содружества» готовится в феврале 2015 г. начать новый промысловый рейс.

Ни для кого не секрет, что в освоенных севастопольскими рыбаками районах океанического промысла рыбы становится год от года меньше. А вот запасы криля практически неисчерпаемы, количество его в водах Антарктики определяется миллионами тонн. Взять это богатство — важнейшая из задач. 40-летний опыт севастопольских рыбаков по добыче антарктического рачка позволяет надеяться на успех в решении этой задачи.

Т. ТИМОФЕЕВА, заведующая Музеем рыбаков в Севастополе.

Другие статьи этого номера