Нам сто лет, но мы молоды!

В ПЕРВЫЕ ДНИ ДЕКАБРЯ СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ N 1 ИМ. А.С. ПУШКИНА ОТМЕЧАЕТ ВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ.
Празднование юбилея продолжится не один день. Практически каждый класс школы-гимназии подготовил свой духовно-культурный подарок. В первую декаду декабря двери старейшего учебного заведения Севастополя будут открыты. Да что там двери — душа нараспашку будет в эти благословенные зимние дни у всех, кто когда-либо учился и учится, работал или продолжает трудиться в первой пушкинской.Кульминация праздника пройдет в субботу, 6 декабря, в Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В. Луначарского. Как и водится в таких случаях, прозвучат поздравления, слова благодарности. Вопросом «Как будем отмечать столетие?» коллектив гимназии озадачился еще год назад. Захотели посадить аллею. Наметили план торжественных мероприятий. И еще решили наконец-таки написать и издать книгу, посвященную жизни школы. Ответственность за выполнение этой миссии возложили на директора, Виктора Альбертовича Оганесяна. Оно и неудивительно: в севастопольской гимназии N 1 им. А.С. Пушкина В.А. Оганесян проработал 25 лет из «школьных» ста.

Книга «Нам сто лет, но мы молоды!» будет издана буквально в ближайшее время. Ее 350 страниц, отражающих историю гимназии от дней основания до настоящего времени, лежат в оригинал-макете. Процесс почти окончен. Мы попросили Виктора Альбертовича хоть немного приоткрыть занавес первых глав для читателей газеты с надеждой, что в будущем это общение будет продолжено. Особенная ценность книги «Нам сто лет, но мы молоды!» в том, что в ней нашла отражение история не только школы, но и города. Глава вторая «Латинский квартал» публикуется в сокращении.

«Мы идем по четной стороне Чесменской (ныне ул. Советская. — Ред.) в сторону Владимирского собора. Солнце все выше, небо все синее и бездоннее… Сентябрь в Севастополе — лучшее время года. На улице тихо. Изредка профырчит автомобиль. На весь Севастополь их, наверное, несколько десятков штук. В автомобиле — барышня в строгой гимназической форме. Этот квартал, впрочем, как и вся Горка, — одно из самых престижных мест в городе…» Автор ведет повествование в эмоционально-спокойном, можно сказать, «прогулочном» тоне, добровольно взяв на себя ответственную и почетную роль гида. На виртуальной машине времени мы вместе с ним переносимся в прошлый век. Перед мысленным взором — Горка, Центральный холм.

«…Итак, к 1914 году на карте Севастополя появилось еще одно учебное заведение — Высшее начальное училище. К этому времени на Городском холме функционировало уже немало гимназий, училищ и других образовательных учреждений. Современному севастопольцу, думаю, будет интересно познакомиться с ними. Давайте совершим своеобразное путешествие во времени.

Сентябрь 1914 года. Мы в Севастополе. Уже идет война. Первая мировая война. Севастополь — военный город. Но война далеко, а жизнь продолжается. Работают магазины, рынки, многочисленные трактиры и питейные заведения, театры, цирки… Но главное — учебный год начался вовремя, как всегда, 1 сентября. Мы стоим на перекрестке улиц Большой Морской и Херсонесской (ныне ул. Адмирала Октябрьского. — Ред.), на углу, который ближе к Покровском собору.

Утро. Кто это так важно, чинно идет мимо нас? Да это же гимназисты! Ведь на этом перекрестке располагается Классическая мужская гимназия с изучением древних языков (здание не сохранилось). А гимназистов зовут «селедками». Возможно, им такое слышать обидно, но они выше этих обид. Ведь они «классики», «классицисты»! Они в подлиннике читают Гомера, Овидия, Вергилия и Катулла… Они выше обывательских толков и пересудов. Правда, «здание их гимназии неказисто, всего в два этажа». Но разве место красит человека? Переходим Большую Морскую и поднимаемся по Соборной (сегодня ул. Суворова), доходим до Малой Морской (ул. Володарского), поворачиваем направо и по Константиновской улице (ул. Алексакиса) поднимаемся на Чесменскую (ул. Советская). Прямо перед нами здание Константиновского реального училища, КРУ. Да это просто замок! В центре Севастополя — средневековая Европа: Франция, Люксембург, Швейцария…»

«…Чуть ниже, на Чесменской, 75, — еще одно учебное заведение: бывшая школа генерала Менькова. Школа была основана по завещанию генерала Менькова и на его средства в 1887 году как начальное мужское ремесленное училище. К 1914 году это было ремесленное училище им. ген. Менькова».

«Подходим к перекрестку Чесменской и Барсеньевской (ул. Сергеева-Ценского). На углу, направо по диагонали, — частная женская гимназия В.И. Дриттенпрейс (здание не сохранилось). Эту гимназию в городе называют «демократической». Перепутать ее гимназисток с другими невозможно: во всех гимназиях форма однотонная, правда, разных цветов, а у мадам Дриттенпрейс — клетчатая. А здание замечательное! Двухэтажный особняк, мраморные белые лестницы, лепные потолки, большая зала с пальмами и роялем…»

«Женская казенная гимназия, как и большинство учебных заведений Севастополя, тоже находилась на перекрестке улиц. Здесь сходились ул. Соборная, Таврическая и Хрулевский спуск. Женская гимназия считалась одним из самых известных и востребованных учебных заведений города. Гимназистки носили строгую зеленую форму, были прилежны в учебе и строги в поведении. Успешное окончание гимназии давало возможность поступления в любой университет Российской империи.

Частная гимназия А.В. Подлесной располагалась по адресу: ул. Садовая, 2 (ул. Терещенко). Здание не сохранилось. Известно, что сама А.В. Подлесная происходила из семьи простого чиновника и в свое время числилась в списке «недостаточных», то есть малоимущих учениц. Однако это не помешало ей добиться положения в обществе в будущем. В 1909 году отмечалось, что «гимназия А.В. Подлесной очень хороша и крепнет». Гимназистки этого заведения носили коричневую форму, белый передник, изящную пелерину, соломенную шляпку и белый бант.

Там, где в настоящий момент стоит памятник Ленину, в начале ХХ века располагалось одно из красивейших зданий старого Севастополя. Это был двухэтажный дом, в котором находилась частная гимназия А.А. Ахновской. Техническое железнодорожное училище числилось на ул. Соборной (Суворова). Здание не сохранилось. В таком было не зазорно расположиться хоть штабу флота, хоть градоначальству. Кстати, в свое время военное ведомство хотело его купить, но его отдали подрастающему поколению. Техникум менял названия, профиль, но продолжал выпускать специалистов для железных дорог вплоть до 1941 года.

А вот и конечная цель нашего путешествия: ул. Соборная, дом 12 — Высшее начальное училище. Сердце почему-то начинает биться сильнее, на лбу выступает испарина… Я перехожу на другую сторону и поворачиваюсь. Центральный парадный вход, над ним три кольца, увитых лавровым венком, арочные окна. Классическая строгость и простота. Возможно, это здание не такое оригинальное, как здание КРУ, не такое мощное, как железнодорожное училище, не такое барочно-воздушное, как гимназия Ахновской… Но, по-моему, в нем есть все: и фундаментальность, и затейливость, и необычность. Но главное — оно родное».

«Девять учебных заведений на таком небольшом пространстве», — подводит итог автор. И эти выводы для нас очень ценны в смысле понимания духовной, культурной среды тех лет. Особая атмосфера царила в начале прошлого века на Горке. Своего рода цитадель культуры и просвещения, осколки которой дошли до наших времен. Жаль, что во многом эта атмосфера утрачена. Но тем больше надо ценить, что осталось, что есть. А ведь даже упомянутые девять учебных заведений — это далеко не полный список. Здесь же, на Горке, а также на Большой Морской, находились еще десятка два образовательных учреждений: школа для судовых механиков, армяно-григорианская церковно-приходская школа, школа музыки и пения, кройки и шитья, женского рукоделия, музыкальные классы, двуклассное училище, коммерческое…

Первой пушкинской, одной из немногих, выпала честь пережить лихолетье минувшего века, выстоять перед девятибалльными политическими штормами, реформаторскими ветрами, сохранить достоинство и «лицо», не потеряться в мелочах и не утратить истинный смысл своего предназначения. Быть воспитанником севастопольской гимназии N 1 им. А.С. Пушкина сегодня престижно. Как и столетие назад, школа дает необходимые, прочные, современные знания.

Другие статьи этого номера