Повышать правовую культуру, правосознание населения

Повышать правовую культуру, правосознание населения

9 декабря традиционно отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году на политической конференции была открыта для подписания Конвенция против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Россия в числе первых подписала этот документ, ставший важнейшим инструментом международного права для противодействия злу современности. Впоследствии в Конвенции были приняты национальные стратегия и план противодействия коррупции, последний — на период 2014-2015 годов. Аналогичный план был принят и Генеральной прокуратурой России.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации прокуратурой города Севастополя утвержден и реализуется долгосрочный план мероприятий по противодействию коррупции на 2014-2016 годы, издан приказ, которым детально регламентированы функции прокуроров на местах и обеспечен контроль за их работой со стороны аппарата прокуратуры Севастополя.
Ежемесячный анализ складывающейся ситуации позволяет видеть ее в комплексе и своевременно планировать надзорные и организационные мероприятия.
Сегодня вниманию читателей предлагается интервью с прокурором города Игорем Сергеевичем ШЕВЧЕНКО.— Каково положение дел с коррупцией в городе Севастополе?

— Как вы понимаете, работа начата в апреле 2014 года и, по сути, ведется «с нуля». Некоторые позитивные результаты работы правоохранительных органов в данном направлении уже имеются. Приведу следующие цифры. За период с апреля по декабрь прокурорскими проверками в сфере противодействия коррупции выявлено свыше 150 нарушений закона. По материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждено 6 уголовных дел. Так, в июне прокуратурой города проведена проверка законности предоставления в частную собственность для индивидуального строительства гражданам — членам кооператива «Научный-7» земельных участков общей площадью 3,9 га, являющихся частью территории Национального заповедника «Херсонес Таврический». Получены данные, свидетельствующие о незаконности проведенных должностными лицами управления Госкомзема Украины мероприятий, позволивших Севастопольскому городскому совету впоследствии выделить земельный участок, относящийся к категории особо ценных историко-культурных земель, под индивидуальное дачное строительство. По данному факту СУ СК России по городу Севастополю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Ведется следствие, о его результатах мы сообщим населению.

Проверка исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции проведена в правительстве Севастополя. Проверены личные дела заместителей губернатора города, руководителей департаментов и иных подразделений правительства.

По её результатам губернатору внесены 2 представления и 1 информация об устранении конфликта интересов на службе. Выявлены нарушения, связанные с ведением личных дел государственных служащих, отмечено отсутствие справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданных лицами при трудоустройстве как претендентами на замещение должности. Поставлен вопрос об увольнении начальника главного управления потребительского рынка и лицензирования правительства Севастополя, который при приеме на службу скрыл от работодателя факт осуждения его за получение взятки (в настоящее время он уволен).

В рамках этой же проверки в представлении в адрес губернатора города отмечено, что двумя заместителями губернатора и директором одного из департаментов не соблюдаются законодательные ограничения, связанные с запретом занятия предпринимательской деятельностью. К примеру, заместитель губернатора, курирующий городское хозяйство, являлся учредителем нескольких коммерческих фирм, которые свою основную деятельность осуществляли в сфере строительства.

Выявлен факт несоблюдения начальником управления государственного финансового контроля правительства Севастополя ограничений и запретов, требований закона о предотвращении конфликта интересов на службе. В нарушение федерального закона «О противодействии коррупции» служащий не принял мер к предотвращению конфликта интересов, поскольку не проинформировал работодателя (губернатора) о супружеских отношениях с заместителем губернатора — директором одного из департаментов, деятельность которого уполномочен проверять. По данному факту губернатору направлена информация.

В настоящее время все отмеченные в актах прокурорского реагирования нарушения закона устранены.

Проверки соблюдения служащими правительства и иных органов власти Севастополя ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством о противодействии коррупции, будут проводиться прокурорами на постоянной основе и далее, как того требует закон.

— Какие сферы жизнедеятельности больше всего подвержены коррупции?

— Среди общественных сфер с высоким уровнем коррупции, с учетом специфики города Севастополя, прежде всего следует выделить сферы, связанные с освоением особо крупных финансово-бюджетных ресурсов. Уже сегодня в рамках федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя до 2020 года выделяются значительные бюджетные средства на медицину, ЖКХ, ремонт дорог и другие отрасли городского хозяйства.

Основная масса нарушений коррупционного характера связана с закупкой заказчиками товаров и работ в жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах. Высок уровень коррумпированности отношений при реализации подрядов на строительство для государственных и муниципальных нужд в сферах образования и здравоохранения.

Наша деятельность в данной сфере направлена на выявление фактов хищения, пресечение незаконных действий заказчиков и подрядчиков при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Устанавливая в ходе прокурорских проверок такие факты, мы ставим вопрос о возбуждении следственными органами уголовных дел по фактам коррупции, возмещении имущественного ущерба, причиненного бюджету незаконными действиями чиновника.

Так, в результате тесного взаимодействия прокуратуры города и Управления ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю в ходе ревизии выявлены нарушения в деятельности коммунального предприятия «Благоустройство» Севастопольского городского совета. По результатам проведенных мероприятий установлен факт незаконных действий должностных лиц, в результате которых бюджет города недополучил денежных средств на общую сумму 7,7 млн руб. Возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ по факту злоупотребления полномочиями руководством предприятия.

В надзорной деятельности мы не ограничиваемся исключительно какими-то определенными сферами, а организовываем работу системно, стараясь выявить и пресечь наиболее болезненные для общества проявления коррупции.

— Какие совместные меры принимаются правоохранителями для искоренения коррупции?

— Прокуратура города, помимо самостоятельного выполнения надзорных полномочий по борьбе с коррупцией, в силу закона о прокуратуре выполняет в системе правоохранительных органов еще одну ключевую функцию, определенную федеральным законом «О противодействии коррупции». Это координация работы правоохранительных ведомств по противодействию коррупции. Формы такой координации различны. Регулярно нами проводятся совещания с участием всех правоохранительных органов, на которых мы подводим итоги проделанной работы, анализируем результативность работы всех ведомств, определяем задачи на будущее, в том числе планируем проведение совместных мероприятий.

В текущем году прошло два таких совещания — в августе и октябре. На них мы проанализировали эффективность принятых мер по усилению борьбы с коррупцией в свете утвержденного президентом России национального плана противодействия коррупции, дали оценку полноте выполнения ранее запланированных мероприятий.

Приоритетом в совместной работе ведомств мы определили необходимость выявления не «бытовых» коррупционеров, в число которых зачастую попадают педагоги, врачи, рядовые служащие, а высокопоставленных чиновников, противозаконная деятельность которых, как правило, носит систематический характер.

К примеру, в июне при получении взятки задержан первый заместитель начальника Севастопольской таможни, который незаконно требовал и получил от руководителя коммерческой компании денежные средства в сумме 2000 долл. США за создание благоприятных условий для его деятельности при таможенном оформлении товаров, ввозимых организацией из-за границы. В августе утверждено обвинительное заключение по делу, и оно направлено для рассмотрения в суд. В настоящее время завершается судебное следствие.

Текущей формой координации работы правоохранительных ведомств для нас является межведомственная оперативная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую входят представители правоохранительных органов города.

На этих заседаниях обсуждаются конкретные вопросы взаимодействия, планируются совместные целевые мероприятия по пресечению фактов коррупции в отдельных сферах государственного управления.

— Каким способом возможно искоренить коррупцию?

— Начинать нужно с того, чтобы добиться неприятия всем обществом этого явления. Ведь коррупция имеет, как минимум, двух участников — это взяткодатель и взяткополучатель, и в борьбе с ней необходимо изменить толерантное отношение населения к этому явлению. Граждане должны понимать, что без информирования правоохранительных органов о готовящихся и совершенных коррупционных преступлениях выявить подлинных коррупционеров практически невозможно. Тогда эффективно заработает институт неотвратимости уголовного наказания за коррупцию.

Этого мы сможем достичь только через повышение правовой культуры, правосознания населения. Средства массовой информации должны стать проводниками правового просвещения общества. Гласность и публичность судебных процессов над коррупционерами, пропаганда антикоррупционной политики государства являются одной из составляющих, способных изменить ситуацию.

Интервью провела М. КУЗЬМЕНКО, главный специалист городской прокуратуры.

Другие статьи этого номера