«Эх, прокачу!», или Первые автомобили в Крыму,

"Эх, прокачу!", или Первые автомобили в Крыму,

А ТАКЖЕ ПЕРВЫЕ АВТОБУСЫ, ПЕРВЫЕ АВАРИИ И ПЕРВЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕТРОСПЕКТИВЕ «КП».
Если верить Книге рекордов Крыма, 107 лет назад, в ноябре 1907 года, на полуострове появился свой собственный первый нарушитель Правил дорожного движения: им был некто господин Миклошевский, живший в Севастополе и имевший автомобиль, на котором он возил пассажиров из Севастополя в Ялту и обратно.ЛИХИЕ ШОФЕРЫ

Как писали в газетах, «означенный автомобиль наскочил и разбил станционное ландо, в котором ехал из Ялты в Севастополь редактор «Московского листка» господин Пастухов. К счастью, и Пастухов, и кучер отделались только тем, что вынуждены были 8 верст пройти пешком до станции. 15-го числа того же месяца автомобиль наскочил на станционный мальпост и своей осью сломал ногу у пристяжной лошади. И вообще: ни одна встреча с автомобилем Миклошевского не обходится без столкновений».

В те годы автомобили были в Крыму большой диковинкой (поэтому господин Миклошевский и удостоился особой славы за свое разгильдяйство). А самый первый «мотор», сообщает «КП», крымчане увидели на дорогах полуострова в 1901-м. Но он был здесь проездом: его водитель, венгр Геза Ковач, посетил Крым в качестве автотуриста. Путешествуя по Европе на машине, Ковач пpибыл паpоходом в Севастополь, а оттуда на автомобиле отправился в Ялту. Кстати, этот вояж тоже не обошелся без приключений: около Гурзуфа его автомобиль напугал лошадь, и та перевернула экипаж. Суд признал Ковача виновным и вынес решение о выплате 120 рублей в возмещение морального и материального ущерба.

БЕЗ «ЕЗДЫ ВПЕРЕГОНКИ»

Несколько лет спустя автомобилями начали обзаводиться и богатые крымчане, а власти озаботились созданием Правил дорожного движения для нового транспорта. Поначалу эти правила в каждом городе были свои. О симферопольских известно, что они содержали всего десять пунктов, в том числе ограничение скорости до 5 верст в час. Запрещалась «езда вперегонки». К управлению допускались люди, выдержавшие специальное испытание.

Приводился перечень улиц, по которым разрешалось движение автотранспорта. А в Евпатории езда на автомобилях допускалась по центральным улицам со скоростью около 12 км/час, на улицах шириной менее 6 м — 6 км/час, на более узких не допускалась вообще. При проезде в местах скопления людей скорость требовалось уменьшить до шага лошади. Если же встречные лошади выражали беспокойство, автомобилист должен был выключать мотор. Впрочем, шоферам начала XX века нужно было опасаться не только лошадей. Вот что советовал своим читателям первый российский журнал для автолюбителей «Автомобиль»: «Каждое животное пугается по-разному. Корова стоит и… смотрит на вас, и вдруг в последнюю минуту, задрав хвост, бросается без всякого соображения, иногда прямо под вас. Быка бояться нечего, он, очевидно, считает ниже своего достоинства уделять внимание какому-нибудь автомобилю. Свинья бывает разная. Если она предается кайфу в грязной луже или когда дородную мамашу теребят полдюжины поросят, то такая свинья ничего не предпринимает. Но опасна трудолюбивая свинка, которая… хлопотливо роет край шоссе. Такая свинья опасна тем, что она видит вас только в последнюю минуту и бросается к своему дому поперек вашей дороги».

На снимке № 1 — императорская семья перед собственным гаражом в Ливадии, 1913 г. Николай II был владельцем одного из самых больших автомобильных парков в Европе — в нем числилось более 50 автомобилей. Основная их часть находилась в личном гараже императора в Царском Селе. В Ливадии был построен гараж на 25 машин — для нужд двора во время летнего пребывания в Крыму. На этом снимке — семиместный автомобиль французской фирмы «Делоне-Бельвилль», самая роскошная и дорогая машина начала ХХ века. Справа — «Роллс-Ройс» «Серебряный призрак».

Участники автопробега Санкт-Петербург — Севастополь перед императором Николаем II. Севастополь, Графская пристань, 16 сентября 1911 года. 7 сентября 1911 года из Петербурга в Крым выехали 57 автомобилей четырех русских и трех европейских автоклубов. Симферопольцы встречали участников пробега 15 сентября. 16-го автомобиль прибыл в Севастополь. Правда, до финиша добрались не все: перед императором на Графской пристани предстали 45 авто, остальные сошли с дистанции из-за различных поломок (снимок № 2).

Автомобиль на улице Евпатории, 1910 г. Судя по всему, на снимке изображен один из автомобилей, работавших в качестве пассажирского транспорта на междугородных маршрутах. Такие авто отправлялись в Симферополь из Евпатории от трех гостиниц дважды в день (снимок № 3).

Автомобиль-сани царя Николая II, 1917 г. (снимок № 4).

Другие статьи этого номера