Новые подходы в ОСАГО — все в пользу водителей

Новые подходы в ОСАГО - все в пользу водителей

«АВТОГРАЖДАНКА» СИЛЬНО ИЗМЕНИЛАСЬ, НО ТРЕБУЕТ ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Автовладельцы хоть и довольны «автогражданкой» в целом и даже готовы к повышению тарифов, если она будет работать без сбоев (исследования РОМИР), но со страховыми компаниями нередко вступают в конфликты. 80% судебных исков связаны с разночтениями в расчетах выплат, произведенных экспертными агентствами и страховой компанией. Теперь эта проблема должна быть решена: разработаны новые единые методики оценки ущерба и расчета суммы компенсации за причиненный вред жизни и здоровью.«ЖЕЛЕЗО» БУДУТ СЧИТАТЬ ПО-НОВОМУ

17 октября 2014 года вступили в силу два положения Банка России: «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» и «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства». По словам президента Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, появление этих документов — ключевой шаг к установлению в России единообразных подходов к оценке стоимости восстановительного ремонта автомобиля, что позволит в будущем существенно снизить количество судебных споров по ОСАГО, сделать систему расчета выплат понятной и прозрачной.

Единая методика с 1 декабря является обязательной для страховщиков или их представителей, экспертов-техников, экспертных организаций и судебных экспертов при проведении экспертизы транспортных средств. По мнению президента РСА Павла Бунина, использование единых справочников позволит устранить ситуации, при которых стоимость ремонта, рассчитанная разными специалистами по одному и тому же ДТП, может различаться в несколько раз.

Напомним, что единую методику подсчёта ущерба по ОСАГО должен был создать Мин-транс РФ, однако после 10 лет ожидания РСА начал разрабатывать её самостоятельно, в инициативном порядке. Неся колоссальные убытки (прошлый год стал рекордным по количеству судебных разбирательств с водителями), страховщики начали трудиться над документом в ноябре 2013 года.

До недавнего времени каждый эксперт оценивал ущерб по одной из пяти существующих методик, в результате чего оценки отличались в несколько раз. Теперь количество разбирательств в суде должно сократиться. По новой методике, все расчеты будут вестись по справочникам с фиксированными ценами. Они созданы для двенадцати экономических зон с учетом средних цен по рынку.

— Справочники содержат информацию о стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ — всего более 80 миллионов позиций по наиболее распространенным маркам и моделям транспортных средств. Каждые полгода эти справочники будут обновляться, — уточнил Павел Бунин.

На сегодняшний день справочник содержит информацию по маркам автомобилей, которые попадали в ДТП более тысячи раз за последний год.

Кроме того, единая методика оценки ущерба описывает трудозатраты на различные работы и содержит приложения с описанием, какие детали можно ремонтировать, а какие нет, по рекомендациям производителей. Так, например, Chrysler допускает ремонт любых деталей, а Audi обязывает заменять детали с изломами.

Система оценки ущерба станет гораздо прозрачнее, поскольку методика теперь будет одна, а все справочники, по которым будут считать ущерб, будут доступны в Интернете. И любой желающий сможет сверить калькуляцию причиненного ущерба самостоятельно.

— Мы очень надеемся, что основная причина возникновения споров в части выплат по ОСАГО будет урегулирована, а потерпевшие смогут получать сумму возмещения, справедливо рассчитанную в соответствии с законом, — отметил Павел Бунин.

Единая методика оценки ущерба заработала с 1 декабря этого года.

— Справочники переданы производителям программных продуктов, все пользователи которых — автосервисы, ремонтные мастерские, технические эксперты и т.д. — могут ими пользоваться с 1 декабря 2014 года, — отметил Павел Бунин.

Для удобства водителей Российский союз автостраховщиков разработал также онлайн-сервис, который позволит получить информацию о средней стоимости запасной части и нормо-часа в своем регионе. Сервис доступен на сайте РСА — prices.autoins.ru/spares Для получения информации необходимо указать экономический район, марку автомобиля и каталожный номер детали. Цены на запчасти редких в России марок, не вошедших в каталог, будут определяться, как и раньше, по средней рыночной стоимости детали.

Если при проверке на сайте получилось расхождение в суммах больше, чем на 10%, имеете право потребовать пересчета, а при отказе — подать в суд.

— Безусловно, внедрение единой системы займет некоторое время, но установление в России единообразных подходов к расчету стоимости восстановительного ремонта автомобиля — это важный шаг, который позволит в дальнейшем существенно снизить количество судебных споров по ОСАГО, — уверен Павел Бунин, отметив, что в декабре РСА планирует провести ряд семинаров, которые будут посвящены внедрению ценовых справочников в программные продукты, используемые на рынке автострахования.

ЗА УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ И ЖИЗНИ БУДУТ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ

Изменится и методика расчета ущерба, нанесенного жизни и здоровью пострадавших.

— Раньше для компенсации ущерба жизни и здоровью пострадавший обязан был провести лечение и только после этого подать документы в страховую компанию для получения выплаты, — рассказал президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. — Страховая компания вычитала из всех расходов стоимость медицинских услуг, которые пострадавший мог получить бесплатно в рамках ОМС. В итоге размер выплаты составлял мизерную сумму — обычно это стоимость лекарств, которые потерпевший покупает за свой счет при амбулаторном лечении.

— Выплаты по здоровью и жизни сейчас, конечно, копеечные, — признает начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.

А попадают в аварии и нуждаются в медицинской помощи ежегодно сотни тысяч человек. По статистике ГИБДД, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях страдают около 300 тысяч человек, а погибают — около 27 тысяч.

По словам Ханжина, сейчас за компенсацией ущерба по здоровью и жизни обращаются всего 18% от общего числа потерпевших, поскольку выплаты — крайне малы. С новыми правилами расчета ситуация должна измениться.

При причинении вреда здоровью ребенка до 14 лет возмещаются расходы родителям, связанные с причинением вреда. От 14 до 18 лет — возмещаются расходы не только на лечение, но и утраченный заработок, который пострадавший мог бы иметь, исходя из прожиточного минимума по России, установленного для трудоспособного населения. Если ребенок имел свой заработок, то расчет ведется исходя из его заработка до повреждения здоровья, но не ниже прожиточного минимума, т.е. рассчитывается так же, как для взрослого.

По новой системе, которая заработает уже с 1 апреля 2015 года, расчет суммы страховой выплаты будет производиться по специальной таблице, где указаны телесные повреждения и зафиксирована сумма, причитающаяся пострадавшему. Любой пострадавший в ДТП сможет получить компенсацию за полученную травму еще до начала лечения, представив в страховую компанию справки из ГИБДД и лечебного учреждения.

Если человек сам не может собрать документы и прийти с ними в ГИБДД, то можно оформить доверенность, например, на родственника, на получение страхового возмещения с правом подписания заявления, заверенную у нотариуса.

В новых правилах предусмотрено 70 различных травм и их разновидностей. Например, если в результате ДТП сломан нос, пострадавшему полагается выплата в размере 5% страховой суммы, то есть 25 тысяч рублей, при переломе челюсти — 3% (15 тысяч рублей), при переломе и вывихе плеча — 15% (75 тысяч рублей). Минимальная выплата предусмотрена за ушиб мягких тканей, проще говоря, синяк (0,05%, 250 рублей). Компенсации будут выплачиваться независимо от того, прошел ли потерпевший лечение по полису обязательного медицинского страхования или нет. Если же расходы превысят фиксированную сумму, страховка покроет разницу: для этого пострадавший должен будет представить чек из клиники и заключение врача. Если же лечение превысит лимит страховой компании, требовать возмещения расходов на лечение придется уже с виновника ДТП.

Принятие единой системы определения компенсации вреда здоровью — это несомненный шаг вперед. Как отмечают в Российском союзе автостраховщиков, выплаты по вреду здоровья все еще остаются недостаточными — лимита в 500 тысяч рублей может и не хватить для полного восстановления пострадавшего после травмы в ДТП. Именно поэтому союз намерен продолжать борьбу за права всех сторон — участников системы автострахования. На данном этапе РСА ставит перед собой цель — приравнять лимит выплат по ущербу жизни и здоровью по ОСАГО при ДТП к лимиту выплат для пострадавших пассажиров общественного транспорта, для которых максимальная сумма компенсации составляет два миллиона рублей.

ЛЬГОТНАЯ «АВТОГРАЖДАНКА» — ДО КОНЦА ГОДА

Для крымчан вся практика оформления ОСАГО и получения выплат — в новинку. До конца года в новых российских регионах действует переходный период, предусматривающий для крымчан определенные льготы по «автогражданке». Но российский полис ОСАГО необходимо оформить до 1 января 2015 года — «автоцивилка» действовать не будет, а эксплуатация без автостраховки запрещена.

На время переходного периода для крымчан, во-первых, снижен главный коэффициент — территориальный. Он равен 0,6 (для москвичей этот показатель — 2). «Это один из самых низких коэффициентов в России», — заверил начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.

Во-вторых, не учитываются коэффициенты «бонус-малус» (наличие или отсутствие аварий в предыдущий период), поскольку невозможно узнать предыдущую страховую историю и мощность автомобиля (в украинских регистрационных документах она не указывается).

В-третьих, для оформления полиса ОСАГО не нужно проходить техосмотр.

В-четвертых, не действует ст. 14 закона об ОСАГО (о праве страховой компании требовать компенсацию в размере страховой выплаты с лица, причинившего вред, если он был причинен умышленно, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, если лицо скрылось с места ДТП, не имело права управлять данным транспортным средством и т.д.).

Все эти нормы заработают на полуострове уже с нового года. Но уже сейчас крымчане могут вместе с остальными гражданами России испробовать на себе те нововведения по ОСАГО, которые вступили в силу с 1 декабря 2014 года.

С 1 января будущего года украинские полисы будут недействительными, поэтому сейчас крайне важно успеть оформить российское ОСАГО, чтобы в будущем у водителей не возникло никаких недоразумений: ни по страховым случаям и возмещению ущерба, ни с точки зрения закона.

— Мы осознаем всю важность своевременных активных действий по обеспечению бесперебойной и качественной работы системы ОСАГО на всей территории РФ, включая новые регионы, — заверил президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин, пообещав сделать процесс перевода с украинской системы автострахования на российскую «максимально комфортным и безболезненным для крымских автовладельцев».

Другие статьи этого номера