Правда и вымысел «Екатерины»

Правда и вымысел "Екатерины"

В конце года принято подводить итоги, называть песню года, фильм года… Если вспомнить телевизионные премьеры 2014-го, то символичное значение для города русской славы имеет сериал «Екатерина». Особенно сейчас, когда Севастополь вернулся в «родную гавань». Именно по указу императрицы в 1784 году он получил свое имя — Севастополь. В 2008 году в сквере на улице Ленина установили памятник Екатерине II, увековечив ее вклад в создание города.Российский исторический 12-серийный телесериал повествует о судьбе принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской до того, как она стала императрицей Екатериной II. Премьера состоялась в конце ноября на канале «Россия 1». В дни трансляции сериал занимал верхнюю строчку телерейтинга фильмов России, удерживая стабильно высокую планку на уровне 20%. Он также занял девятую строчку среди стартовых цифр всех телевизионных проектов (фильмов и сериалов) за год.

Парадоксально, но о Екатерине Великой не было снято ни одного сериала. Есть документальные фильмы и иностранные полнометражные картины — с Марлен Дитрих в главной роли и с Кэтрин Зетой Джонс. И вот наконец на российских экранах был показан первый сериал — «Екатерина», созданный компанией «Амедиа» по заказу канала «Россия 1». Куратором и художественным руководителем проекта выступил Владимир Меньшов, а главную роль после просмотра более чем 200 кандидатур доверили сыграть Марине Александровой.

Развитие сюжета начинается в 1745 году, когда бездетная императрица Елизавета Петровна решила женить своего племянника и наследника российского престола Петра Федоровича. Ее выбор пал на принцессу Софию Фредерику из обедневшей ветви прусских королей. Девушка отправляется в далёкую и чужую страну в надежде обрести счастье, но сталкивается здесь с интригами и заговорами двора, безразличием супруга и коварным планом императрицы. Приняв имя Екатерины Алексеевны, она берёт власть в свои руки, чтобы спасти себя и своих детей от смертельной опасности.

Есть ли внешнее сходство между актрисой и Екатериной II? По мнению режиссера Александра Баранова, императрица всем известна по портретам из школьных учебников, на которых ей было под сорок, выглядела она тогда уже довольно грузной и суровой женщиной. А в фильме показан период ее жизни с 16 до 33 лет. Кстати, лет десять назад режиссер посетил с экскурсией Оружейную палату, где хранится венчальное платье Екатерины II. Он был поражен его размером — такой тонкой талии он не встречал ни у одной из женщин. А Марина Александрова тоже довольна хрупкая.

Воссоздать эпоху оказалось самой сложной задачей для съемочной группы. Для «Екатерины» реквизиторам пришлось выстроить несколько императорских карет по чертежам XVIII века. Прототипами исторических средств передвижения стали экспонаты из Исторического музея, а каскадёры помогли продумать механизмы крепления и передвижения. Перед сценой борьбы на шпагах, где участвовали Марина Александрова и Александр Яценко, с актёрами работали консультанты по историческому фехтованию. На тренировках чаще побеждала Марина. Самые кровавые моменты в сериале сняты в пыточной камере, для обустройства которой были воссозданы дыбы, устрашающие кресла, оковы, страшные колёса с зубцами. Сложнее всего было с утраченными символами эпохи.

Сериал поражает зрителей красотой костюмов. В гардеробе исполнительницы главной роли было несколько десятков платьев. Большинство из них нашли в Италии и Испании — в компаниях, специализирующихся на историческом костюме. Некоторые из них взяли в аренду на «Ленфильме». Несколько мужских военных мундиров использовали со съемок фильма о Екатерине Великой с Джулией Ормонд в главной роли (картину «Молодая Екатерина» частично снимали в Санкт-Петербурге в 1991 году). А вот ночные батистовые сорочки, шелковые мужские шлафроки, бархатные накидки и мантии шились в питерском ателье.

Женские платья ощутимо тяжелые, их вес — пять-семь килограммов. Представьте, каково было актрисам Марине Александровой и Юлии Ауг (Елизавета Петровна) носить их. Но ни одной жалобы никто не услышал. А ведь им еще приходилось весь день сниматься в туго затянутых корсетах.

Марина Александрова серьезно готовилась к работе над ролью. Еще за два месяца до съемок она посмотрела все, что было связано с Екатериной II, прочла ее дневники, художественную и научную литературу, воспоминания современников императрицы. «Мы создавали художественное кино, поэтому говорить о полной исторической достоверности не слишком уместно. Екатерина в сериале — мое собственное видение этой сильной, амбициозной, но в то же время жаждущей любви женщины. Скажу честно: у меня такого никогда не было. К моменту съемок я знала каждую сцену, понимала, где перекинуть мостик, где взять яблоко, чтобы оно появилось в следующей сцене. Это был какой-то удивительный момент — совпадение внутренней истории со сценарием», — считает актриса.

В поисках пейзажей и аутентичных интерьеров съемочная группа побывала в Великом Новгороде, Крыму, Петербурге и Москве. Во все экспедиции Марина Александрова брала с собой двухлетнего сына Андрея, а пока мама была в кадре, с малышом оставалась няня. В Чехии съемочная группа работала в старинных замках. Специально для съемок придворных сцен был арендован замок Кромержиж в чешском городе Кремзире. Киногруппа с удивлением обнаружила, что исторические помещения не отапливаются. Так что всем пришлось померзнуть. Кстати, в очень холодный съемочный день в одном из замков снимали любовные сцены с участием Марины Александровой и Сергея Стрельникова (граф Орлов). Ничего откровенного — формат канала обязывает, — но зуб на зуб у актеров не попадал. Реквизит, созданный специально для картины, после съемок частично раздарили краевым музеям. Императорская карета, например, уехала в Новгород.

Зрители увидели лихо закрученный сюжет, роскошные интерьеры, знаменитые балы той поры, на которых при полном параде появлялись Риналь Мухаметов (граф Салтыков), Александр Лазарев (граф Разумовский), Николай Козак (граф Шувалов). Неизгладимое впечатление оставили съемки сцен покаяний, служб, тайных и торжественных венчаний. В картине не обойдены вниманием жестокие сцены: издевательства в пыточной камере.

Сюжет киноленты не всегда следует исторической правде. В картине присутствует изрядная доля вымысла. В сериале юная Фике не знает, как выглядит ее будущий супруг, и принимает за Петра III его камергера Сергея Салтыкова. В действительности Фике за несколько лет до приезда в Россию встречалась с Петром III. По фильму Иван Иванович Бецкой лишь в Петербурге знакомится с матерью Екатерины II. На самом деле он познакомился с герцогиней Иоганной Ангальт-Цербстской еще в Европе за пару лет до рождения Екатерины.

В фильме раньше времени похоронили Анну Леопольдовну (мать Иоанна Антоновича). История свидетельствует, что она умерла в 1746 году после свадьбы Екатерины с Петром. А в фильме это трагическое событие произошло раньше. Можно найти и другие неточности. «Но давайте не будем забывать, что сериал «Екатерина» — это художественное произведение, а не документальное. Это видение режиссера», — утверждают телезрители.

Сериал активно обсуждался на сайте www.kino-teatr.ru Мнения высказывались разные и весьма противоречивые: от похвал в адрес Марины Александровой и картины до резкой критики фильма. От себя добавлю, что хотелось бы видеть в красивом, зрелищном сериале больше достоверности, когда главная героиня — великая императрица.

Другие статьи этого номера