Многоликий Новый год

Многоликий Новый год

Меняются столетия и мода, но всеми любимый праздник не затерялся во времени и сохранился до наших дней, претерпев всевозможные изменения. Жители Севастополя уже вовсю готовятся к встрече Нового года. А как его отмечали наши предки в минувшие эпохи? Чтобы ответить на этот вопрос ребенка, познакомьтесь с экскурсом в историю чудесного зимнего праздника.С 1 СЕНТЯБРЯ!

По одной версии — в конце XV века, а по другой — в 1348 году Православная Церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос был связан с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни Древней Руси. При этом не учли, что библейский сентябрь, естественный для климатических условий родины Священного Писания, не соответствовал условиям жизни в среднерусской полосе, где сроки окончания полевых работ приходились не на конец августа, а на исход сентября. Поэтому новый (зимний) период в годовой жизни крестьянина начинался с октября, с христианского праздника Покрова. Так, реформа системы календаря проводилась в XIV веке на Руси без учета трудовой жизни народа. Сентябрьский Новый год утверждался Церковью, следовавшей слову Священного Писания. Обосновав его библейской легендой, Русская Православная Церковь сохранила эту новогоднюю дату до наших дней как церковную, параллельно гражданскому Новому году.

Итак, новый год стали вести с 1 сентября, а его начальный день назывался праздником Симеона I Столпника. Он сохранился в Православной Церкви и известен в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования и предметом разборов срочных условий, сбора оброков, податей и личных судов. Иоанн III велел всем имеющим жалобу являться на судный срок в Москву в день Семена Летопроводца. Если воеводы, окольничьи, старосты не могли решить судебных тяжб или судить уличенных в преступлении, то дело решалось в Верховной Думе, часто самим царем, поэтому и говорили раньше: Бог да государь. Для суда определялось три срока в году: Рождество Христово, Троицын день и Семенов день. К Семенову дню вносились крестьянские оброки, пошлины и срочные платежи. Царь Иоанн IV, следуя традиции, тоже определил срочный оброк в день Семена Летопроводца.

ЦАРСКИЙ НОВЫЙ ГОД

В столице праздник отмечали очень торжественно. В канун Нового года били в колокола по всей Москве и отправляли вечерню по уставу. Патриарх облачался и служил молебен, все стояли с зажженными свечами. До полудня народ стекался на Ивановскую площадь, между Архангельским и Благовещенским соборами. Там ставили два налоя с поволоками; на одном из них лежал образ Симеона Столпника. По правую сторону от Благовещенского собора устраивали для царя место с поволоками, а другое — для Первосвятителя, с коврами. Патриарх Филарет, отец венценосного Михаила Федоровича, совершал торжественное моление. После утренней обедни в Успенском соборе через западные двери выносили святые образа и хоругви: Патриарх шествовал в великолепной одежде, со всем духовенством, останавливался перед церковными воротами на восток и начинал молитвословие о Божьем благословении. После молитвословия царь целовал Святое Евангелие, а потом Патриарх благословлял его. Затем оба отправлялись на Красную площадь под звуки священного пения и в сопровождении толпы народа. Патриарх приветствовал монарха: «Дай, Господи, чтобы вы, государь, наслаждались здоровьем с государынею царицею и со всем вашим домом, со всем освященным Собором, боярами, христолюбивым воинством и со всеми православными христианами. Здравствуй, государь, в нынешний год и на многие лета!» Поздравив царя с Новым годом, Патриарх окроплял святою водою и возвращался в Успенский собор для совершения обедни. Государь же поздравлял народ, который громко отвечал: «Здравствуй на многие лета, надежа государь!» После чего сыпали в толпу народа мелкие деньги, богатые люди рассылали по приютам милостыню, кто-то посылал от себя кушанья, разные хлеба и сдобу, наделял бедных одеждой и приютом. В Новый год было принято творить благочестивые дела. А колокольный звон Ивана Великого возвещал о наступлении праздника целый день.

Встреча Нового года по такому обряду совершалась и во времена Петра I, который в последний раз торжествовал по древнему обычаю в 1699 году на большой Ивановской площади. Он сидел на престоле в царском одеянии и принимал поздравления от Патриарха Адриана, придворных, гражданских, военных чинов и всего народа.

После XVII столетия прекратилось празднование царями Нового года среди своего народа. Но Церковь и сейчас отмечает новолетие 1 сентября, которое в народе превратилось в бабье лето, его сопровождают особые забавы и увеселения.

ОБЫЧАЙ ДОБРЫХ ПОЖЕЛАНИЙ

Обычай поздравлять друг друга с Новым годом появился у нас не ранее XVII века. С 1700 года в Россию пришел новый Новый год. Петр I, желая идти в ногу с прочими европейскими народами, ввел летосчисление от Рождества Христова, и началом года стали считать 1 января. Новый год повелевалось открыть повсюду торжественным молебном с колокольным звоном, пушечной и ружейной пальбою, и чтобы все с наступлением праздника поздравляли друг друга. В Москве готовились встретить его по особым обрядам.

Накануне Нового года улицы посыпали ельником, а дома украшали зелеными ветвями. В полночь во всех церквях начиналась всенощная служба, а поутру — обедни, после них отправлялось молебное пение при колокольном звоне с просьбой о благословении Божьем на весь год. В то время бывшее в Москве войско выступало строем из разных частей города и шло с распущенными знаменами, барабанным боем и воинской музыкой в Кремль. Государь, расставив войско на Ивановской площади, отправлялся со всем двором и вельможами, одетыми в великолепные одежды, в Успенский собор для слушания божественной литургии.

По окончании службы и проповеди совершался благодарственный молебен с коленопреклонением. При пожелании монарху и всему царскому дому многолетия начинались колокольный звон по всей Москве, пушечная пальба и троекратный беглый огонь от расставленных полков. Государь поздравлял всех с Новым годом и сам от народа принимал поздравления. Потом он угощал за обильным столом духовенство и всех знатных русских и иностранных особ. Последние находились за столом со своими женами и дочерьми. Во время обеда играла музыка, сопровождаемая хором придворных и патриарших певчих. Для народа перед дворцом и триумфальными воротами были выставлены разные кушанья и чаны с пивом и вином. Вечером улицы и дома были освещены разными огнями, а позднее перед дворцом и в разных частях города пускали фейерверки и потешные огни в сопровождении многочисленных пушечных выстрелов. Потом во дворце был великолепный бал. Так торжественно вступал в свои права Новый год. Народ сначала смотрел с удовольствием на потешные забавы, но после он и многие знатные особы стали роптать, не понимая, как государь мог переменить течение солнца! Считая, что Бог сотворил весь мир в сентябре, недовольные нововведением долго оставались при своем мнении, отмечая Новый год по древнему обычаю.

ПЕРВАЯ ЕЛКА

В эпоху преобразования России Петром I многие старые обычаи в городах вытеснялись новыми, иноземными, или запрещались царскими указами. К этому времени можно отнести начало повсеместного празднования в российских городах елки. В селах России не замечен обычай устраивать праздник рождественской елки. Он пришел к нам из Германии и на Руси лишен обрядового значения. Темная, буроватая ель или сосна в русском фольклоре не пользовались особым почетом. Любимое дерево русских песен и русских обрядов — березка. Поэтому обычай этот был распространен только в городском быту. Современная новогодняя елка не соответствует никаким религиозным или обрядовым традициям. Может быть, поэтому новогодняя елка сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе ель как дерево, хранящее летнюю зеленую окраску даже зимой и обладающее особой способностью не поддаваться зимней смерти, имело обрядовое значение и было принято Церковью. В лютеранских церквях во время рождественского богослужения зажигалась елка. В Европе с давних времен существовал связанный с елкой обычай одаривать детей какими-нибудь подарками перед Рождеством Христовым и на Новый год.

Какие же черты приобрело в России празднование елки? Хвойное деревце обвешивали детскими игрушками, которые раздавали ребятам после забав. Богатые елки отличались изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную елку высотой в 3 1/2 аршина, которая была обвита дорогой материей и лентами, ее верхушка была испещрена ленточками разных цветов, верхние ветви были увешаны дорогими игрушками и украшениями — серьгами, перстнями и кольцами. А нижние — цветами, конфетами и разнообразными фруктами. В десять часов вечера стали съезжаться дети, их привозили маменьки и взрослые сестрицы. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями, повсюду блистала роскошь. После угощения детей заиграла музыка, начались танцы. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все, что висело на ней.

Детям позволяли влезать на дерево: кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокой, немногие отваживались влезать, и им помогали их сестрицы. Они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи. Елка эта стоила около 50000 рублей.

Не было семейного дома в Петербурге, где бы не праздновали елки. Был еще трогательный обычай: дети в этот день и в Новый год читали поздравительные стихи своим родителям и выражали в них свою любовь к ним, желали им здоровья и долгой жизни, а ребят потом одаривали.

Елка изначально появляется в Москве в середине XVII века, а оттуда переходит в Петербург в царствование Петра I. Канун Нового года известен во всей России как Васильев вечер, в который провожают старый год со всевозможным весельем, чтобы новый год был счастливым.

Этот праздник стал принадлежать к числу гражданских. Накануне Нового года одаривали незначительными подарками детей, слуг и бедных людей. Чиновников осыпали монаршими милостями, а все люди до сих пор надеются на лучшее.

Многие старинные новогодние обряды дожили до начала XX века. Когда Октябрьская революция вместе с социальными преобразованиями коренным образом изменила народное мировоззрение, изменилось и отношение ко многим праздникам. Новый год сохранился как праздник, сохранился и обычай детской елки. Возможно, именно с этого времени в России Новый год считается самым веселым, долгожданным и радостным праздником.

Подготовила Марина ПАРХОМЕНКО.

Другие статьи этого номера