Огненного моря вечный свет

Огненного моря вечный свет

В середине декабря в кинопавильоне Музея героической обороны и освобождения Севастополя состоялась церемония передачи этому учреждению культуры копии фильма «Море в огне» в цифровом формате. Кинокартину на современных носителях директор музея Александр Рудометов принял из рук сотрудницы Фонда благотворительных программ Галины Фабировской. После произнесенных по этому случаю кратких речей состоялся показ фильма в переполненном зрителями зале. В последующие дни по такому же сценарию прошли встречи с посетителями музейного комплекса «35-я береговая батарея», с питомцами Президентского кадетского училища и в других местах города. Знаковое в истории Севастополя кинопроизведение везде вызывало у людей глубокий интерес.- И это не случайно, — сказал в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» главный инженер коммунального предприятия «Киновидеопрокат» Сергей Шуневич. Работа над сценарием фильма началась во второй половине 60-х годов прошлого века. Его авторы Николай Фигуровский и Леон Сааков долгое время провели в нашем городе, чтобы встретиться с непосредственными участниками героической обороны Севастополя от немецко-фашистских захватчиков, детально ознакомиться с материалами экспозиций и соответствующими фондами ведущих наших музеев и архивных учреждений. В 1970 году у нас начались масштабные съемки ленты. В массовых сценах перед объективом камеры ныне здравствующего главного оператора Анатолия Петрицкого встали моряки Черноморского флота, многие жители города. Исполнение главных ролей в картине режиссер Леон Сааков доверил таким известным актерам, как Ольга Остроумова, Юрий Соломин, Михаил Ульянов, Николай Гринько… Кстати, из-за большой занятости в театре и на съемочных площадках других режиссеров Соломин провел в Севастополе считанные дни, но до сих пор вспоминает о них с благодарностью. На месте съемок он подобрал слегка тронутый тленом патрон, набитый севастопольской землей. Популярный актер увез взволновавшую его душу находку домой в качестве памятного сувенира.

— Сергей Леонидович, вам довелось вникнуть в историю создания «Моря в огне». Какой момент ее произвел на вас самое сильное впечатление?

— Городские власти и командование Черноморского флота откликались на просьбы Леона Саакова и возглавляемой им экспедиции самым внимательным образом. И это было очень важно, ведь значительное место в картине занимают батальные сцены на суше и на море. Помощь зашла так далеко, что перед съемочными камерами зарядили пушки 30-й береговой батареи и повернули стволы в сторону железнодорожной станции Мекензиевы Горы. Батарея жахнула так, что из окон домов расположенного рядом поселка Любимовка повылетали стекла.

— Зато какой эффектный кадр получился! Слышал, залп влетел в копеечку.

— За его стоимость можно было снять еще один фильм — такой, как «Море в огне». С тех пор знаменитая «Тридцатка» молчит.

— В титрах приведен список консультантов картины: А.А. Сарина, Б.А. Борисов, Н.А. Крылов… Лица широко известные. Наши. Все они активные организаторы 250-дневной обороны города, партийные и военные руководители.

— Их помощь создателям ленты была неоценимой. Против этого на поспоришь. В то же время следует помнить, в какое время шла работа над лентой «Море в огне» — пик периода, который в отечественной истории, справедливо или нет, назван периодом застоя. В то время трагедию последних защитников черноморской твердыни, ее 35-й береговой батареи, вспоминать не рекомендовалось. Все же съемки в том историческом месте, щедро политом кровью матросов и солдат, состоялись.

— Какова судьба ленты?

— «Море в огне» вышло на экраны кинотеатров городов и сел советской страны в самом начале 70-х годов прошлого столетия. Картина имела успех у зрителей. С тех пор минуло свыше 40 лет — целая человеческая жизнь. Храним ленту в особых условиях в специальном металлическом шкафчике с поддоном. В соответствии с известной специалистам технологией его заполнили раствором ацетона, глицерина и дистиллированной воды. Испаряясь, он замедляет усыхание пленки. Знаем: хранящаяся в Севастополе копия, возможно, единственная в стране. По крайней мере, сколько мы ее ни искали, нигде не могли найти. Если бы и нашли, то возник бы вопрос: в каком состоянии? По состоянию сохранности фильмокопии бывают четырех категорий. Первая — та, которая выдержала 90 сеансов, не более; вторая — до 250, третья — до 350 и четвертая категория закрепляется за лентой, которую посмотрели свыше 350 раз. Хотя, может, и меньше, если пленка подверглась механической порче. Наша «Море в огне» по документам проходила в третьей категории. Тревожили угасающие цвета на ленте. Картину надо было спасать. Спасение состояло в оцифровке каждого кадра в отдельности, чтобы перенести изображение, звук на современные носители. Операция не только сложная, но и дорогостоящая.

— Пару лет назад вы, Сергей Леонидович, организовали просмотры «Моря в огне» с целью побудить людей, облеченных полномочиями, изыскать на благое дело деньги. Мало кто из них показался в зрительном зале.

— Но деньги, в конце концов, нашлись. Сбор их был организован среди российских и в то время украинских моряков. В городе профессиональные творческие коллективы давали благотворительные концерты. В решающий момент помощь пришла от департамента внешнеэкономических и международных связей правительства Москвы. Тем временем в подмосковных Белых Столбах, где размещена сокровищница Госфильмфонда, нашелся негатив «Моря в огне». С него и начали кропотливую работу. Копия фильма, хранящаяся у нас, в Севастополе, как лежала в нужном месте, так и лежит. Это историческая реликвия. Она стала нам еще дороже, подсказав идею спасения кинопроизведения о Севастополе.

— Потрясающий факт: рабочее название картины, задуманной Леоном Сааковым и его командой, звучало по-иному, а именно: «Оборона Севастополя» — точно так, как назвал свою работу Ханжонков, посвятив ее событиям Первой обороны города в период Крымской (Восточной) войны. Это случайное совпадение?

— На этот счет у меня нет достоверной информации. Кто сейчас знает, было ли известно Леону Саакову о картине своего знаменитого предшественника, которую, кстати, именно в то время восстанавливали из чудом сохранившихся кусков? Вполне возможно, что до Саакова дошла соответствующая информация, иначе он не отказался бы от выигрышного названия: «Оборона Севастополя». Нынче иное греет душу. До сих пор, например, в кинозале Музея героической обороны и освобождения Севастополя по особым случаям демонстрировали шедевр более чем вековой давности. Отныне кинолетопись города-героя получила продолжение в виде возможности показа кинофильма «Море в огне». Его копии разошлись по городу, по воинским частям и кораблям. Цифровые копии картины появились 13 ноября 2013 года. В нашем случае цифра 13 обозначила счастливую судьбу кинопроизведения. 8 мая 2014 года его показали на телеканале «СТС», 21 августа он прошел для зрителей московской «Звезды». В последнее дни декабря дисков хватило, чтобы они стали доступны максимальному количеству севастопольцев и их гостям.

— «Море в огне» спасено. Можно ставить точку?

— Реставрация картины — полдела. Есть желание больше узнать о создателях фильма. О режиссере и одном из сценаристов картины, Леоне Саакове, известно, что в годы Великой Отечественной он был фронтовым оператором. В послевоенные годы стал режиссером, чтобы правдиво и масштабно рассказать о всенародном подвиге. «Море в огне» — не единственная его картина о людях, вставших на защиту Родины. Любопытно проследить творческий путь Леона Саакова, впрочем, как и тех, кто был рядом с ним. Наверняка среди нас еще живут севастопольцы, которые участвовали в съемках массовых сцен. Они могли бы поделиться с нами своими воспоминаниями о 1970 годе, когда в город четверть века после Великой Победы словно вернулась война. К общей радости — киношная.

— Спасибо вам, Сергей Леонидович, за беседу. Можем поздравить друг друга с обретением второй жизни замечательного фильма.

Интервью провел А. КАЛЬКО.

На снимках: рабочий момент — оператор Анатолий Петрицкий и режиссер Леон Сааков; кадры из фильма.

Другие статьи этого номера