Гармония и диссонанс архитектурной симфонии

Гармония и диссонанс архитектурной симфонии

Полвека назад стал севастопольцем Александр Сергеевич Гладков, член Союза архитекторов СССР с 1976 года. Он известен и как соавтор памятников Ф.Ф. Ушакову (скульптор — С.А. Чиж), А.С. Пушкину (скульптор — А.А. Ковалев), А.В. Суворову (скульпторы — В.В. Рябков и В.С. Гордеев), памятного знака к 200-летию основания Севастополя. К сожалению, штрихи в архитектурной палитре Севастополя далеко не всегда были удачными, а «жирные мазки», сделанные в годы независимой Украины, исказили его гармоничный облик. Об этом наш разговор с Александром Гладковым, который болеет душой за родной город.— Александр Сергеевич, хочется начать с удачных штрихов на карте Севастополя. Мне кажется, что самые важные из ваших работ для города — это памятники таким великим личностям, как Ушаков, Суворов, Пушкин. Чем вам запомнилась работа над ними?

— Названные вами работы делались совместно с моим другом и учителем Георгием Георгиевичем Кузьминским, коренным севастопольцем и талантливым архитектором. Абсолютно уверен, что если бы он сейчас был среди нас, то многие архитектурные диверсии, произошедшие в Севастополе, не могли бы случиться, он бы не позволил.

Что касается памятных знаков, то все они делались в один год — 1983-й, к юбилейной для Севастополя дате: его 200-летию. Счастливый случай: работы — много, времени — мало, поэтому трудились мы очень напряженно. Задача архитектора — создать органичную композицию из постамента, скульптурного изображения и окружающего пространства, главной частью которой является скульптура — постамент и антураж должны «работать» на нее. Конечно, мы стремились в своей части композиции отразить свое отношение как к личности, так и к скульптуре.

Напомню, что в 1983 году площадь Суворова называлась площадью Пушкина, и в ее центре стоял гипсовый бюст великого поэта. Но поскольку Суворов для Севастополя — фигура знаковая (он здесь бывал и оценил стратегическое значение бухт и холмов), площадь переименовали, а бюст Пушкина запроектировали для установки в Пушкинском сквере. Все элементы памятных знаков изготовлены из гранита. Но памятники Ушакову и Суворову остались незавершенными.

На площади Ушакова был запроектирован входной комплекс на Исторический бульвар также из серого гранита. Для этого в Севастополь доставили целый вагон гранитной продукции, она долго лежала на складе, и потом ее растащили несознательные граждане. Входной узел на Исторический бульвар и благоустройство памятного знака Ушакову могли бы сформировать юго-западную часть площади. Но пока этого не случилось.

— Вы профессионал с огромным опытом работы, человек, который внес весомый вклад в облик Севастополя. Поэтому имеете право дать оценку архитектуре родного города.

— Севастополь еще до своего рождения был обречен стать городом необыкновенным. Концентрация духовных начал зашкаливала: климат, море, бухты, рельеф, растительность. Все было высшего качества. Город заложен, начал строиться и стал прекрасной крепостью, но…

Крымская война, Великая Отечественная война разрушили Севастополь. Его дважды пришлось восстанавливать, особенно после Великой Отечественной, когда он был полностью уничтожен. После войны в Москве было создано Управление по восстановлению г. Севастополя при Совете Министров РСФСР. С 1948-го по 1950 год главным архитектором Севастополя и членом коллегии управления был Леонид Михайлович Поляков.

Градостроительный комплекс городского кольца, созданный в период с 1949-го по 1958 год, отнесен к памятникам архитектуры местного значения и является примером высокого профессионализма архитекторов и строителей и примером образцового отношения власти к творческим предложениям мастеров по воссозданию рукотворного чуда на месте городских руин. 50 лет назад меня поразило и поражает сегодня, как абсолютно разные талантливые архитекторы создали единый гармоничный ансамбль такого высокого качества.

Если в восстановлении Севастополя принимала участие вся страна, то Поляков стал идеологом градостроительного, архитектурного и стилевого решения центра. Совместно с архитекторами Е. Вулыхом, И. Самойловой и В. Пелевиным он выполнил проектирование и застройку проспекта Нахимова. В эти же годы архитекторы 9-й Государственной мастерской (Москва) под руководством Полякова разработали типовые проекты жилых и общественных зданий, в Севастополе были построены два десятка домов.

Усилиями Полякова, его коллег были созданы материальные и физические элементы, которые наряду с духовными придали его территории индивидуальный характер, смысл, эмоциональность, таинственность. Был создан дух места.

— Однако в годы независимой Украины Севастополь интенсивно застраивался и не всегда с соблюдением нормативно-правовых требований.

— 23 года грубо нарушались не только нормативы, но и законодательные и нравственные нормы. Упомянутый период отличался приоритетом частных интересов, утратой профессиональных и нравственных ценностей со стороны всех участников градостроительной деятельности (власть, заказчик, проектировщик, подрядчик).

Происходило планомерное уничтожение духа места, созданного нашими коллегами. После двадцатитрехлетнего пребывания в составе независимой Украины, после хищнического и алчного управления городом представителями киевской власти и лжепатриотами города на местах Севастополь нуждается в очередном восстановлении. Парадокс в том, что уничтожение заключалось не в разрушении чего-либо, а в строительстве новых объектов недвижимости, которые размещались на территориях, имеющих нормативные и правовые ограничения. Указанные ограничения цинично и безнаказанно нарушались всеми участниками градостроительной деятельности, что существенно ухудшало качество городской среды обитания.

— Назовите, пожалуйста, такие территории.

— Это охранные зоны памятников культурного наследия (и сами памятники), территории с ограничением этажности (указанные в решении горсовета N 802 от 13.09.2006 г.), а также участки малоэтажной и усадебной застройки. К ним относятся и места, с которых открываются виды на объекты, ландшафты и территории, составляющие предмет охраны исторического поселения, которым является Севастополь.

— Как исправить положение? Каким образом восстановить гармоничный облик города?

— Необходимо провести нормативно-правовую экспертизу градостроительной деятельности при создании объектов, расположенных на территориях, имеющих правовые и нормативные ограничения. По результату следует выполнить все предусмотренные законодательством действия, чтобы привести территории и объекты в состояние, отвечающее законодательству, за счет виновной стороны.

— Вы считаете, что архитектор несет особую ответственность за свой труд и свои ошибки?

— Качество огранки души архитектора должно быть безупречным, поскольку искусство архитектуры социально и его воздействие может быть как благотворным, так и пагубным. Архитектор ответствен не только перед заказчиком, но и перед обществом. Потому что градостроительная ошибка снижает качество среды обитания и повышает негативное воздействие на ее обитателей. Ошибка архитектора наносит ущерб как материальный (заказчику), так и нравственный (обществу) и несравнима с ценой недоброкачественного результата произведений других видов искусств.

Градостроительная ошибка — это показатель степени коррумпированности власти. Назову два ее признака: удовлетворение интересов заказчика (инвестора) вне зависимости от законности используемых средств. И второй — пренебрежение государственными и общественными интересами со стороны всех участников градостроительной деятельности и в первую очередь — органов власти.

— Возможно, в мировой практике есть подсказка: что делать?

— По сведениям, содержащимся в генплане города, удельный вес усадебной и малоэтажной застройки в жилом фонде Севастополя составляет 27,3% (1,9 млн м2 общей площади), то есть более четверти городского жилого фонда.

По экспертной оценке, территории, занятые усадебной и малоэтажной застройкой, могут составлять примерно 50% от общей (городской селитебной) территории. Многие из них расположены на привлекательных, с точки зрения градостроительного обустройства, территориях.

Для существенных градостроительных преобразований требуется площадь, способная соответствовать планируемым изменениям. При отсутствии свободных территорий их необходимо создавать за счет реконструкции существующих, занятых усадебной и малоэтажной застройкой.

Мировой практике градостроительной реконструкции известен случай, вероятно, самого масштабного градостроительного преобразования, которое часто называют «Османизация Парижа».

В пятидесятые годы XIX века во Франции под «экспроприацией» понимали систему принудительно выкупа земли (для реализации градостроительных нужд) по ценам выше рыночных. Потому что для строительства крупных дорог, расширения бульваров и проспектов необходимо было скупать собственность у граждан, которые ею владели. Эта система позволила Наполеону III и барону Осману (префекту департамента Сена) расчистить центральную часть столицы, «пробить» прямые оси север-юг, построить бульвары в западном и восточном направлениях, создать несколько новых осей и закончить площадь Звезды. Эти принципы легли в основу градостроительной политики Парижа.

— Что характерно для современной градостроительной ситуации Севастополя?

— Она отличается отсутствием нормативных актов субъекта федерации — Севастополя в области градостроительной деятельности и отсутствием градостроительной документации. Определяющими при разработке всех видов градостроительной документации должны быть государственные интересы как Российской Федерации, так и субъекта РФ — города Севастополя, перечень которых должен быть опубликован и известен населению города.

Генплан разработан и утвержден, но он учитывает не все сегодняшние реалии. И тем не менее там много позитивного материала, который актуален и сегодня. Поэтому генплан необходимо адаптировать к новым условиям, и мы получим скорректированный вектор развития города. «Формой адаптации может быть разработка документа под названием «Основные положения генерального плана Севастополя на 2015 год» — так считает архитектор С.Г. Пушкарев, имеющий большой опыт работы в градостроительных институтах Москвы.

— Какие действия вы считаете первоочередными?

— Выполнить работы по восстановлению Севастополя — привести качество среды обитания к уровню, который был до 1991 года. Эти преобразования следует отнести к категории нужд федерального значения с соответствующим финансированием. Определить перечень и создать условия для выполнения первоочередных нормативных актов субъекта федерации Севастополя в сфере градостроительства и разработать их. Необходимо создать проектное подразделение при департаменте архитектуры и градостроительства для участия в выполнении градостроительной документации в качестве генпроектировщика. И, наконец, представляется целесообразным создание механизма для эффективного управления гармоничным взаимодействием всех заинтересованных сторон: избранных органов власти, муниципальных служб, государственных учреждений, экспертов, профессиональных организаций, жителей и так далее. Все это возможно осуществить при условии стабильного финансирования.

— Думаю, что ваши предложения привлекут внимание представителей органов власти. Во всяком случае, хочется в это верить.

Беседовала Марина ПАРХОМЕНКО.

Другие статьи этого номера