Правительством утверждена программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа.Утвержденная программа позволит обеспечить транспортным организациям Крыма и Севастополя возможность приобретения современной техники без существенных затрат с их стороны, а также повысить эффективность и качество транспортного обслуживания населения. Документ позволит обеспечить занятость 7632 работников транспортного машиностроения и создание не менее 2 тыс. новых рабочих мест в транспортных организациях.
Проблему полуострова разработчики программы увидели как в изношенности почти всего транспорта, так и в его острой нехватке.
«Наиболее распространенным видом наземного городского пассажирского транспорта в Республике Крым и Севастополе является автобус. Все города Республики Крым соединены с другими населенными пунктами автобусными маршрутами. При этом в связи с высоким износом и малой численностью парка автобусов происходит бурное развитие частного парка микроавтобусов, осуществляющих перевозки пассажиров с остановками по требованию. В Республике Крым насчитывается около 2000 официально зарегистрированных единиц автобусов и маршрутных такси. Более 99 процентов парка автобусов принадлежит частным перевозчикам, во многих городах преобладают маршрутные такси. В Севастополе автобусные перевозки обеспечивают 65 единиц автобусов и около 1000 единиц маршрутных такси. Городу требуется расширение парка автобусов, в том числе за счет пассажирской техники на газомоторном топливе, при условии создания газозаправочной инфраструктуры», — говорится в документе.
Отдельная тема программы — севастопольский троллейбус. «В Севастополе парк троллейбусов состоит почти на 100 процентов из машин производства Энгельского троллейбусного завода (Саратовская область Российской Федерации), износ которых составил уже более 60 процентов. Численность парка троллейбусов составляет 139 единиц, которые обслуживает государственное унитарное предприятие Севастополя «Севэлектроавтотранс» им. А.С. Круподёрова. Потребность в обновлении парка троллейбусов составляет 111 единиц» — так обрисована троллейбусная проблема Севастополя в правительственной программе. И именно такое количество новых машин — 111 — просили на самом севастопольском предприятии во время принятия многочисленных российских делегаций, когда в городе расцветала «русская весна».
«В марте-апреле к нам приезжали и депутаты Государственной Думы, и сенаторы, и представители Минтранса. И нам удалось их убедить, что для севастопольцев троллейбус — это самый доступный вид транспорта и к тому же экологически чистый. В Российской Федерации срок эксплуатации троллейбусов составляет 7-10 лет, а в Севастополе, даже с учетом подаренных Москвой машин, средний возраст троллейбусов составляет 18,9 лет», — рассказали «Славе Севастополя» в «Севэлектроавтотрансе».
Теперь же, благодаря принятой программе, которую на предприятии назвали «однозначно жизнеспособной», транспортные организации Севастополя и Республики Крым смогут обновить парк троллейбусов и трамваев на 100%, а также увеличить парк автобусов на 58%, парк троллейбусов — на 64%, парк трамваев — на 82%.
Программа предполагает передачу транспортным организациям в лизинг троллейбусов, трамваев и автобусов, работающих на газомоторном топливе, на льготных для лизингополучателя условиях: авансовый платёж — от 0%, ставка по договору лизинга — 7,9%, срок лизинга — до 5 лет. При этом она предусматривает закупку техники, произведённой только на территории России, что позволит поддержать российские машиностроительные организации и стимулировать спрос на отечественную технику.
Кроме того, программа предусматривает реализацию проектов финансирования (с применением механизма лизинга) строительства восьми автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Крымского федерального округа. Финансирование будет осуществляться в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года»: в 2015 году предусмотрены средства федерального бюджета в размере 5,7 млрд рублей для увеличения уставного капитала ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания».
Объём средств, направляемых в рамках программы на закупку пассажирской техники для транспортных организаций, а также на создание инфраструктуры для использования техники на газомоторном топливе, составит 14520 млн рублей (на 1 рубль бюджетных средств в программу инвестируется более 1,5 рубля из внебюджетных источников в течение 5 лет на постоянной основе).
Таким образом, благодаря четко прописанным в ней цифрам по замене подвижного состава севастопольского троллейбусного управления город получил ближайшую перспективу разрешения одной из сторон транспортной проблемы. Другая заключается в том, что в Севастополе еще есть: 4060 троллейбусных опор, из которых 800 находятся в аварийном состоянии; 256 км контактного провода, где требуется замена 80 км; 56 км кабелей, проложенных под землей и уже «отпраздновавших» пятидесятилетний юбилей; десятки подстанций, «мечтающих» о новом оборудовании, созданном на основе энергосберегающих технологий…
Парк автобусов будет увеличен на 41 единицу
«В целях обеспечения пассажирских перевозок из Севастополя в Балаклаву, Инкерман, на Сахарную Головку, Северную сторону, в бухту Казачью и в связи с тем, что на указанных маршрутах городской пассажирский транспорт не справляется с пассажиропотоком, требуется увеличить парк автобусов на 41 единицу» — так прописано в программе некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта.
Фото Дмитрия Метелкина (из архива редакции).