…Свобода вас встретит радостно у входа, или Станет ли город русских моряков современным порто-франко

...Свобода вас встретит радостно у входа, или Станет ли город русских моряков современным порто-франко

В конце ноября прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон о создании в Севастополе и Крыму свободной экономической зоны (СЭЗ). С 1 января 2015 года все крымчане — в зоне свободной экономики и даже «свободных портов». Для резидентов СЭЗ устанавливается ряд значительных налоговых и таможенных льгот. Итак, сбылось то, за что ратовали в Севастополе ещё с начала 90-х сторонники этой идеи. «Слава Севастополя» обратилась к одному из членов почти всех инициативных и рабочих групп по созданию Севастопольской СЭЗ Михаилу Юрлову, в прошлом — начальнику городского управления внешэкономсвязей, торгпреду Посольства Украины в Объединенных Арабских Эмиратах, а ныне — директору общественного фонда «Севастополь», кандидату юридических наук.— Михаил Николаевич, вы могли бы кратко прокомментировать состоявшееся событие?

— Мы этого ждали, да и не только ждали — над этим работали, за это боролись с 1992 года. Состоялось! Даже не верится. Хочу поздравить всех севастопольцев с очень важным шагом правительства России, предпринятым в целях ускоренного экономического развития всего полуострова и, конечно, нашего города.

СЭЗ — это мощный инструмент, и в руках умелых управленцев он уже в ближайшее время может дать ощутимые позитивные результаты как для города в целом, так и для каждого севастопольца в отдельности. Кстати, я хотел бы с благодарностью назвать имена тех, кто так много сделал для развития самой идеи СЭЗ в Севастополе. Прежде всего это — родоначальник идеи профессор Э.Ф. Костоломов, бывший председатель горсовета Ю.И. Ступников, неутомимый энтузиаст, прекрасный аналитик и патриот города В.Б. Иванов, нардеп В.А. Заичко…

— Вы упоминаете тех, кто пытался что-то создать в украинские времена, но так и не достиг результата…

— Прежде всего подчеркну, что нами всегда двигала идея процветания Севастополя, ведь не по своей воле мы оказались вне нашей родины — СССР. А в составе «незалежной» Киев как-то странно относился к нам: достаточно вспомнить, что так и не было реализовано даже конституционное(!) положение о законе о Севастополе. Впрочем, по итогам, вы правы, мы не смогли достичь цели — создания СЭЗ «Севастополь», хотя трижды были весьма близки к этому. Но это отнюдь не умаляет объема той работы, которая была проведена нашими группами, а также, что наиболее важно, — накопленных в данной области знаний. Ведь мы в числе первых в СНГ стали системно изучать опыт лучших СЭЗ и оффшорных зон мира, общаться с руководством действующих зон, более того, приглашать их для проведения семинаров в Севастополь.

Нам удалось установить контакты с известнейшими мировыми компаниями, действующими в СЭЗ, с разработчиками концепций таких зон. По нашим обращениям в Севастополе побывали (за их собственные деньги!) руководители СЭЗ и предприятий-резидентов из Китая («Шэньчжень»), ОАЭ («Джебель Али»), ведущие юридические компании из Люксембурга («Мэйтленд»), США («Скадден») и др. Ещё в 1995 году мы договорились о получении гранта Европейского банка реконструкции и развития на разработку концепции создания СЭЗ в Севастополе. Наконец, в 2009 году осуществили презентацию города в парламенте Великобритании.

Этот визит в Лондон был особенно значимым, т.к. после него мы добились для СГГА статуса клиента pro bono (на бесплатных условиях) от юридической компании «Скадден», являющейся одной из лучших в мире. Эксперты этой фирмы разработали налоговый кодекс для Казахстана, могли прописать законопроект СЭЗ и для Севастополя. Мы и сейчас поддерживаем контакты со многими СЭЗ и потенциальными зарубежными инвесторами.

— Почему ничего так и не состоялось при Украине?

— Всё очень просто: тогда инициатива была снизу, от города. Сейчас — от правительства России, что в корне меняет ситуацию. И если нам приходилось ездить на «поклон» в Верховную Раду, в Кабмин Украины и пытаться доказать необходимое (как-то мы собрали порядка 20 одобряющих подписей ведущих министерств Украины, а также командования ЧФ России(!) и ВМСУ, но это так и не подействовало на «вершителей судеб»), то теперь инициатива направлялась самим председателем правительства РФ Д. Медведевым, он даже рекомендовал наказать нерасторопных чиновников, поскольку проект закона должен был быть готов еще в июле прошедшего года. Иными словами, Киев не доверял Севастополю, никак не желал «пущать» его в «свободную» экономику, хотя и ничего не предлагал взамен. У города вообще не было идеи развития: после двухвекового строительства военно-морского форпоста на южных границах империи за 22 последних года никто на высшем уровне так и не озаботился вопросом «Что есть Севастополь?», о чем я открыто писал даже в украинские времена. Впрочем, всё это уже в прошлом.

— О льготах в новой СЭЗ уже много сообщали, в т.ч. и в «Славе Севастополя», но могли бы вы «приземлить» закон для рядового жителя города, для наших предпринимателей.

— Ответить кратко в газетном интервью на это трудно. Могу порекомендовать тщательно ознакомиться с законом, точнее, с тремя законами: с базовым N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и с двумя, связанными с ним: N 378-ФЗ и N 379-ФЗ (все три — от 29.11.2014 г.), которые дают достаточно подробные разъяснения, как стать участником СЭЗ, как работать в СЭЗ директорам и бухгалтериям и т.п.

Сразу скажу, что процедур, отчетности, документооборота будет немало. Однако в целом предприятия, ставшие участниками зоны, смогут получить серьезное снижение налогового и иного административного прессинга. При этом малому и среднему бизнесу порог инвестиций для получения статуса участника свободной экономической зоны определён в 3 млн руб., для крупного бизнеса — 30 млн руб., что не так уж много.

Важным является то, что эти средства можно вкладывать не одномоментно, а по графику — в первые три года реализации инвестиционного проекта. Принятые законы направлены на привлечение в город инвестиций (по-старому — капиталовложений), а значит, на развитие производства, деловой среды и, соответственно, создание рабочих мест, что является самым главным для жителей города.

— В конце декабря законодательное собрание Севастополя утвердило нулевую ставку налога на прибыль для резидентов СЭЗ на последующие три года.

— Да, и это — правильное решение, тем более что такое право дано федеральным законом (ФЗ) крымским властям, и правительство Севастополя совместно с ЗС его реализовало. Самим же базовым законом для участников СЭЗ предусматривается установление нулевой ставки налога на прибыль на 10 лет в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.

Для сравнения: сейчас налог на прибыль в России составляет 20%, из которых 2% идет в федеральный бюджет и 18% — в региональный. ФЗ также освобождает участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет и земельного налога на три года. Устанавливаются пониженные ставки страховых взносов: в Пенсионный фонд — 6%, в Фонд социального страхования (ФСС) — 1,5%, в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — 0,1%. При общем режиме эти ставки выглядят так: в Пенсионный фонд — 22%, в ФСС — 2,9%, в ФОМС — 5,1%. Как видите, льготы весьма существенные.

— Но это значит, что бюджет города будет недополучать налоги?

— Не совсем так. В итоге создание СЭЗ рассчитано на увеличение общего поступления налоговых сборов за счет развития деловой активности в регионе. В свободных зонах, где правильно организована работа, такие показатели достигаются через 4-5 лет после открытия зон. Есть еще множество косвенных факторов. Инвестор, пришедший в СЭЗ, получаемые прибыли может направить в другие проекты за пределами зоны (например, недвижимость, сферу услуг и т.п.). Яркий пример — практика СЭЗ в Китае и ОАЭ.

Кроме того (для тех, кто обеспокоен вопросами развития города и социальной защищенности горожан в силу первоначального снижения поступления налогов от субъектов СЭЗ), следует брать во внимание, что еще долгое время Севастополь и Крым будут дотироваться федеральным центром. Надо отдать должное городским властям — Севастополь вошел в 20 федеральных целевых программ (ФЦП), начиная от базовой ФЦП «социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 г.», где заложено средств федерального бюджета свыше 650 млрд рублей (из них на наш город — не менее 15%, и это в основном инфраструктурные проекты, т.е. энергетика, дороги, очистные сооружения и т.п.), заканчивая программами, касающимися аварийного и ветхого жилья, обеспечения жильем молодых семей, выпускников детских домов, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, закупки лекарств для льготников и т.д. Но, конечно, цель любой СЭЗ — привлечение не бюджетных средств, а капиталов крупных и других компаний, создание такой деловой среды, куда выгодно было бы предпринимателям вкладывать финансы.

С этой точки зрения в законодательстве Севастопольской СЭЗ предусмотрены такие льготы, как: нулевая ставка таможенной пошлины; возможное предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, в том числе затрат на уплату налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов. Наконец, участнику СЭЗ будут предоставляться в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, земельные участки для размещения инвестиционных объектов (http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38869.html).

— Предусматриваются ли законом какие-либо приоритетные отрасли для инвестирования?

— В качестве приоритетов определено «привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развитие транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан» (ст. 1 ФЗ N 377). Как видите, в законе — очень добротная формулировка как для уже действующих производств в традиционных для севастопольцев отраслях, так и для тех, что планируется создавать. Льготы исключены только для проектов в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа.

— Закон разрешает привлечение иностранных инвесторов в СЭЗ, использование иностранных граждан для работы на объектах СЭЗ, упрощенный визовый режим… Как это может сочетаться с наличием главной военно-морской базы ЧФ России в Севастополе?

— Вопрос исключительно важный, тем более в условиях обострения глобального противостояния, террористических угроз, фактического ведения боевых действий в 300 километрах от Крыма. В городе не забыты подрывы «Императрицы Марии» и «Новороссийска», причем эти трагические события произошли и без какого-либо режима СЭЗ. Но, во-первых, для обеспечения вопросов боеготовности и безопасности существуют соответствующие государственные органы.

Во-вторых, современный мир уже не может развиваться за различного рода «занавесами», капиталы давно стали транснациональными. Так что решение правительства РФ о введении СЭЗ в Севастополе и Крыму, объявление крымских портов «свободными портами» полностью соответствует требованиям дня. Одновременно имеет смысл обратить внимание на следующий аспект. Действующий устав Севастополя так определяет главную функцию города: «Севастополь — гарант безопасности южных рубежей России и оплот стабильности в Черноморском регионе». Позволю обозначить принципиальный вопрос: с учетом фактического создания СЭЗ, т.е. поставленной задачи развития отечественного и международного бизнеса в Севастополе, может ли наш город оставаться только и исключительно военным форпостом? Возможно, целесообразно включить в устав города как вторую функцию следующее: «Севастополь — центр международных экономических, научных, культурных и туристических связей, свободная экономическая зона России». Подчеркну: определение функциональной задачи развития города — вопрос стратегии, тем более что режим СЭЗ законом вводится на четверть века с возможностью пролонгации. 25 лет — немалый срок.

— В СМИ имеются как оптимистичные, так и весьма пессимистичные прогнозы по поводу СЭЗ в Крыму. По мнению ряда аналитиков, особые экономические зоны в России пока еще не становятся «локомотивами» экономического роста. Будучи созданными в целях стимулирования развития регионов, развития высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, они выполняют заявленные функции лишь частично.

— К сожалению, это факт. Скажу больше: по данным Счетной палаты РФ, экономический эффект государственной поддержки особых экономических зон составляет 0,68 процента. Только за последние шесть лет произошло семь смен на посту генерального директора ОАО «Особые экономические зоны» — управляющей компании сети из 28 различных российских особых экономических зон. Но и это не все. Зафиксирован ряд коррупционных дел, хищений бюджетных средств на значительные суммы. Есть и другие не очень радужные результаты… Но! Давайте будем исходить не из отрицательных, а из лучших мировых образцов. Что, собственно, этому мешает? Ведь имеется, и немало, совершенно противоположных примеров, когда именно механизм СЭЗ целые регионы из дотационных превращал в прибыльные!

— Вы можете выдвинуть какие-либо предложения по этому поводу?

— Да, конечно. И созрели они на основании длительного изучения работы СЭЗ по всему миру, включая Россию. Севастопольская СЭЗ начинает свою работу в условиях антироссийских и антикрымских санкций США, Евросоюза и ряда других стран. Ведётся классическая экономическая война, которая в реальности отразилась на серьезном сокращении международного транспортного сообщения с Крымом (при том, что пока нет и нормального, независимого от морской стихии, сообщения с материковой Россией). Из Крыма ушли все международные банки, впрочем, как и крупнейшие российские, а без развитого банковского сектора затруднительно вести финансовое сопровождение проектов. Вынужден констатировать, что, к сожалению, остается угроза коррупции, которая может просто убить любые прогрессивные экономические начинания. Будет также ощущаться явная нехватка опыта в администрировании СЭЗ. В этих условиях необходимы нестандартные подходы к ситуации с зоной. Одним из вариантов успешности СЭЗ может стать инициатива Севастополя (при поддержке федерального правительства) по реализации проекта СЭЗ под эгидой ассоциации БРИКС (группа из пяти стран — Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики, намеренных свой экономический рост трансформировать в политическое влияние, что приведёт к утрате лидирующей позиции современной западной экономической элиты. — Ред.). БРИКС набирает обороты, и совместное участие стран — членов ассоциации в Крымской и Севастопольской экономических зонах могло бы стать гарантом: а) успешного управления СЭЗ; б) финансирования лучших международных проектов, включая энергетические и транспортные. Взгляд на СЭЗ в Севастополе нельзя ограничивать только экономикой города как таковой или, еще хуже, отношением к Севастополю как к тупику газовой трубы. На самом деле мы — в центре морских коммуникаций, и этот фактор уже не раз был доказан (сверхприбыльные и градообразующие в 70-80-е гг. «Атлантика», «Югрефтрансфлот», отличный комплекс «Авлита» в досанкционный период и др.). Объём разрешённого капитала Банка развития БРИКС составит $100 миллиардов: как раз почему бы не заявить Крым и Севастополь как пилотную площадку БРИКС, где отрабатывались бы новые схемы международных платежей, независимые от США, и создавались бы новые промышленные технологии?

— Что, если идея СЭЗ как проект БРИКС не сработает?

— Идея с БРИКС — это перспектива крупномасштабного международного проекта. Иначе же СЭЗ тоже должна сработать, но это будет, скорее, напоминать локальное и менее системное развитие. По понятным причинам, в СЭЗ будет заходить прежде всего местный и российский континентальный капитал, нацеленный на получение прибыли в кратчайшие сроки. Очень вероятно, появятся китайцы: у них зашкаливающие доходы госбюджета, их экспансия ощущается по всему миру. Придут также некоторые турецкие компании, но в целом бум инвестиций можно будет ждать только при правильном администрировании зоны, в том числе её международном маркетинге. Таким образом, важнейшая роль в успешности СЭЗ будет принадлежать севастопольским органам власти и администрации СЭЗ, которые просто обязаны использовать предоставленный шанс и регулировать деятельность зоны, понимая конъюнктуру не только и не столько на местном уровне, сколько на уровне мировом, где у Севастополя — масса конкурентов, для которых привлечение инвесторов — не только пожелание, но и борьба за капитал. Отчаянная, если не сказать беспощадная борьба. Нам нужен аналогичный подход. За инвестора нужно бороться — в мире достаточно много других инвестиционно привлекательных регионов.

— Как в условиях конкуренции со стороны других россиян будут себя чувствовать в СЭЗ севастопольские предприниматели, прежде всего малый и средний бизнес?

— С 1991 года на территории СССР строится капитализм, так что везде действуют законы рынка. И если в настоящее время к нам идут компании и люди из Москвы, Томска, Краснодара, Темрюка или Безенчука, то, соответственно, они занимают (или претендуют занять) те ниши, которые были у севастопольцев. С одной стороны, это создает дискомфорт для местного бизнеса, с другой — предполагает повышение производителями качества товаров и услуг, что должно нравиться потребителю, рядовому жителю города.

— И последний вопрос. Закон уже вступил в силу. Куда обращаться претенденту на статус участника зоны, какие документы необходимо предъявлять?

— Насколько известно мне, сами административные органы СЭЗ еще не сформированы, но это вопрос ближайшего времени. Он носит технический характер. Другое дело, что должны быть даны четкие разъяснения, когда это произойдет, где и как регистрироваться потенциальным резидентам СЭЗ. Надеюсь, мы это скоро узнаем. Подчерку лишь, что ждали мы дольше. Главное то, что сам закон уже есть.

В тему

Уплата страховых взносов для участников свободной экономической зоны Республики Крым и г. Севастополя

С 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон N 378-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты. В соответствии с этими изменениями для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны, применяются пониженные тарифы страховых взносов (в ПФР — 6%, ФФОМС — 0,1%). Они применяются в течение 10 лет со дня получения статуса участника экономической зоны, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.

Кроме того, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны, расчет суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой и накопительной пенсий осуществляется ПФР на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета и с учетом варианта выбора пенсионного обеспечения застрахованными лицами (0% или 6% на финансирование накопительной пенсии).

Тарифы страховых взносов для участников свободной экономической зоны:

Для лиц 1966 г.р. и старше: 6% на финансирование страховой пенсии.

Для лиц 1967 года рождения и моложе:

вариант пенсионного обеспечения — 0% на финансирование накопительной пенсии:

— на финансирование страховой пенсии — 6%,

— на финансирование накопительной пенсии — 0%;

вариант пенсионного обеспечения — 6% на финансирование накопительной пенсии:

— на финансирование страховой пенсии — 0%,

— на финансирование накопительной пенсии — 6%.

В свободной экономической зоне на территории Республики Крым и г. Севастополя действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Чтобы получить статус участника свободной экономической зоны, необходимо зарегистрироваться на территории Республики Крым или г. Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным статьей 13 федерального закона N 377-ФЗ.

Подготовила Е. ДОЛИНСКАЯ.

На снимке: Презентация Севастополя в парламенте Великобритании. Министр по делам Европы К. Флинт, зампред СГГА А. Климов, М. Юрлов, май 2009 года (слева направо).

Другие статьи этого номера