«Маленький город мой, древней церквушки свет»

"Маленький город мой, древней церквушки свет"

Бухта, высоты, стены давних и прадавних сооружений Балаклавы дышат поэзией. Чье-то умение уловить ее вызывает глубокое уважение. Особый восторг от людей, которые наделены даром выразить свое восхищение этим замечательным уголком Большого Севастополя в стихах и прозе. Члены литературного объединения «Поэтическая гавань Сюмболон» выпустили восьмой по счету ежегодник — коллективный сборник произведений.Владимир Конев — поэт и прозаик. Его произведения публиковались не только дома, но и в «Вестнике русской литературы». Надеемся, не за горами день, когда выйдет задуманная им первая книга лучших в личном творческом багаже произведений. Наверняка в ней найдется место стихотворению со взявшей за душу строфой:

…Крепость в отметинах войн.

Улочки в шорохе лет —

Маленький город мой,

Древней церквушки свет.

Такой Владимир Конев видит полюбившуюся Балаклаву. Ей посвящено не одно стихотворение, а целая подборка, может, их наберется на сборник. Привлекают в них не только образы, свежий взгляд, но и незаурядная техника стихосложения.

…Море запляшет канкан,

Ветер проглотит соль.

Вечность у старых ран

Мягко залижет боль.

Сборник составили стихотворения и прозаические произведения полутора десятков авторов. Подавляющее большинство представили свое индивидуальное видение Балаклавы и ее ближайших окрестностей. Перед глазами зримо встают прозрачные очертания обрывов мыса Айя, источающие крепкий дух старинного серебра башни Чембало… Красавица-бухта кому-то напоминает полноводную извилистую реку, а кому-то — глубоко хранящее тайны озеро.

…Бухта из символов вылила веру,

Крепость не помнит первого боя.

Город всегда побеждал Химеру

Славы не ради, а ради покоя…

Это снова Владимир Конев, снова о Балаклаве.

Посетить Балаклаву, тем более жить в ней, человеку творческому и не писать о ней невозможно. Через Балаклаву прошел сонм лучших представителей отечественной литературы: Мамин-Сибиряк, Скиталец, Арцебашев, Бальмонт, Волошин, Паустовский… С городской набережной в синь моря зорко всматривается бронзовый Куприн. Нигде ему так не писалось, как осенью в Балаклаве, до краев залитой оглушающей тишиной.

«Тишина не нарушается ни одним звуком человеческого жилья», — писал Александр Иванович в гимне Балаклаве — «Листригонах», — изредка, раз в минуту, едва расслышишь, как хлюпнет маленькая волна о камень набережной. И этот одинокий мелодичный звук еще больше углубляет, еще больше настораживает тишину».

Как представляется, не без оснований наши современники плачутся в жилетки Куприну и его собратьям по перу. «Ах, Александр Иванович, — глубоко и горько вздыхает, например, поэтесса Ирина Никитина, — вычурны стали таверны… Да, тишина здесь, конечно, все же не та, что когда-то…»

Набалдашник бронзовой тросточки бронзового же Куприна до блеска отполирован руками прохожих. Видится, что и местные литераторы таким образом ищут вдохновения в воплощении найденных сюжетов.

Татьяна Воронина — руководитель Крымской организации Союза писателей Российской Федерации, глава литобъединения «Поэтическая гавань Сюмболон». Рассказывать о своих собратьях по перу она может бесконечно.

Мощный толчок к творчеству Наталья Тарануха ощутила, когда ее заметки, очерки пробились на страницы крымской, севастопольской, региональной «дочки» столичной «Литературной газеты».

Ее редактирует та же неутомимая, успевающая везде Татьяна Андреевна. Начиная с Чехова, говорит она, сообщество медиков превзошло остальные профессиональные цеха по количеству своих представителей в литературе. Наталья Тарануха — тоже врач. Врачам присущи наблюдательность, готовность сострадать и другие человеческие качества. Без них не обойтись в литературном творчестве. В коллективный сборник «Поэтической гавани» вошли два рассказа Натальи Таранухи.

Кстати, в новой книжке помещены стихи и эссе Татьяны Ворониной. Произведение из цикла «Импульсивная проза» посвящено событиям «крымской весны».

Как всегда, волнует все, что предлагает читателю Вячеслав Беспалов. На сей раз это развернутые размышления вокруг слова «симболон» (так в оригинале автора. — Ред.), что в переводе с греческого означает «символ». «Симболон», пробившееся к нам через слои веков давнее название нынешней Балаклавской бухты. Мелодично звучащее слово «сюмболон» для Вячеслава Беспалова стало поводом для обращения к строкам Гомера, Жуковского, Вересаева, Дэна Брауна, еще кого-то. Но всех чудесным образом объединило слово.

При формировании в 2013 году седьмого выпуска «Поэтической гавани» ее авторам было дано «домашнее задание»: вспомнить свои первые шаги в литературе. На сей раз каждому автору было предложено поведать о самой памятной встрече… Нового года. Почему бы и нет? Действительно, романтично покориться магии ночи, когда ощущаешь преодоление невидимой границы времени. С «домашним заданием», думаю, хорошо справился семейный дуэт — Екатерина Славина и Вячеслав Розмыслов. Если память мне не изменяет, их произведения печатались во всех восьми книжках «Поэтической гавани».

Стихи «Посвящается последним дням обороны Севастополя», «Лето войны» Владимира Конева, «На старом пожелтевшем фото» Галины Перминовой подсказывают тему следующего «домашнего задания» — 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной. Говорят, Наталью Тарануху увлекли воспоминания ветеранов былых боев.

Еще один автор «Поэтической гавани» Владимир Андреев — ополченец периода прошлогодней «крымской весны». Ему, поэту и прозаику, автору книги, достался от тестя фронтовой дневник. Дни, посвященные его литературной обработке, Владимир Андреев считает знаковыми в своем творчестве.

Остается еще сказать, что очередной сборник «Поэтической гавани» вышел в издательстве «Экоси-Гидрофизика». Над его оформлением с большой выдумкой поработала широко известная в городе писательница Людмила Пивень.

Другие статьи этого номера