Право первого вето

Право первого вето

Первая рабочая неделя 2015 года в Севастополе была омрачена небольшим местным спором между ветвями власти.Губернатор города Сергей Меняйло наложил вето на принятый законодательным собранием Севастополя закон «О налоговых ставках в связи с принятием федерального закона от 29 ноября 2014 года N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Напомним: на пленарном заседании законодательного собрания 23 декабря 2014 года депутаты не пошли навстречу правительству, просившему пока не рассматривать во втором чтении упомянутый закон. Просьба об отсрочке, связанная с необходимостью согласования налоговых ставок с Минфином и Крымом, была отклонена — документ утвержден, причем с поправкой депутата Вячеслава Аксенова о снижении ставки налога на прибыль для резидентов СЭЗ до нуля процентов на последующие три года. Первоначально предлагалось установить ставку 6%.

13 января глава законодательного собрания Алексей Чалый, общаясь с журналистами, выделил принятие нулевой ставки как важный шаг по реализации федерального закона о СЭЗ. А уже 14 января губернатор города наложил вето на принятый заксобранием закон.

Как пояснили в правительстве Севастополя, ветирование данного закона вызвано, во-первых, неприемлемостью применения разных ставок налогообложения в едином экономическом пространстве в соответствии с нормами закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». (В Крыму ставка по налогу на прибыль для резидентов СЭЗ установлена в размере 2% в течение первых трех лет).

Второй причиной наложения вето, утверждают в правительстве, является то, что видимое снижение ставок фактически увеличит налоговую нагрузку на предприятия (участники реестра СЭЗ) в сопоставимых периодах почти в 1,5 раза, что может привести к оттоку инвестиций в перспективе и негативно повлияет на инвестиционный климат субъекта федерации.

Поэтому правительство предлагает установить налоговые ставки, аналогичные крымским, то есть: 2 процента — в течение трех лет; 6 процентов — с четвертого по восьмой годы; 13,5 процента — с девятого года.

15 января письмо-пояснение о причинах наложения вето, направленное губернатором депутатам, было рассмотрено на заседании постоянной комиссии заксобрания по бюджету. После чего руководитель комиссии Вячеслав Аксенов сообщил журналистам, что «обеспокоенность губернатора связана с тем, что в результате нулевой ставки возможно меньшее поступление в бюджет, чем при ставке в 2%», но депутаты считают, что их «решение обоснованно и, напротив, приведет к увеличению бюджетных поступлений». Он также рассказал, что члены постоянной комиссии по бюджету единогласно проголосовали за создание согласительной комиссии, в которую войдут как представители законодательного собрания, так и представители правительства. Цель комиссии — выработать решение, которое устроит обе ветви власти.

Данная комиссия, по словам Аксенова, может быть создана решением законодательного собрания, следующее плановое заседание которого назначено на вторник, 20 января. А затем, через неделю, новый проект вновь будет вынесен на рассмотрение. При этом председатель комиссии пояснил, что возможность отклонить вето существует — если на голосовании две трети голосов депутатов будут отданы за сохранение закона в редакции заксобрания и за отклонение вето.

То есть если компромиссное решение между депутатами и правительством найдено не будет, Севастополь вновь начнет засасывать во вроде бы уже осушенное болото многолетних противостояний двух ветвей городских властей.

А между тем город и так не успевает принимать решения, соответствующие новым времени и требованиям. С января в Севастополе, как и во всем Крыму, должна была начаться регистрация участников свободной экономической зоны. Центральная пресса, хвалившая условия создания СЭЗ на полуострове, сообщала, что федеральным законом существенно упрощена процедура получения статуса участника СЭЗ. Заявительный порядок предусматривает, что на основании простого пакета документов будут подписываться соглашения с органами исполнительной власти Крыма и Севастополя о выполнении требований и получении статуса участника.

Но к середине января власти города так еще и не успели создать административные органы, отвечающие за создание СЭЗ. Ничего неизвестно (по крайней мере, широкому кругу граждан), с кем заключаются договоры об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, кто заносит желающих в реестр участников СЭЗ. Вину за нерасторопность и отсутствие инструментария тогда же, 13 января, Алексей Чалый возложил на правительство, но сообщил, что соответствующий департамент может быть создан в течение двух недель и что кандидатура руководителя данного органа власти с ним согласована. Другое дело, добавил глава заксобрания, что у города нет почти ничего, что можно было бы предложить потенциальным инвесторам: вся земля — в руках неэффективных собственников. «Нужно 100 гектаров земли под создание индустриального парка. А мы их найти не можем», — резюмировал Алексей Чалый.

Фото Владимира Докина.

Другие статьи этого номера