Губернатор Севастополя Сергей Меняйло дал интервью «Русской службе новостей». Предлагаем его вниманию читателям «Славы Севастополя.
В студии работали Александра Красногородская и Стас Жураковский.А.К.: — Сергей Иванович, доброе утро!
— Доброе утро!
А.К.: — Спасибо большое, что вы к нам пришли. У нас вопросов много — и от слушателей, и те, что на повестке дня сегодня. Санкции — это первое, что вспоминается, когда говорят о Севастополе, о Крыме. Как сегодня Севастополь выживает в этих условиях, в условиях санкций, когда заблокированы платёжные системы? Это как-то повлияло на жизнь города, и какие приняты меры для стабилизации ситуации?
— Любые санкции, естественно, влияют на экономику не только Крыма и Севастополя, но и России в целом, хотя это палка о двух концах. На сегодняшний момент у нас экономические взаимоотношения в мире так переплетены, что безболезненно объявление санкций для кого-то не может пройти.
С мая (2014 г. — Ред.) мы находимся под этими санкциями, даже если бы их не объявили официально. Поэтому мы работаем в аварийном режиме. Но, тем не менее, сегодня поставлена задача президентом Российской Федерации, председателем правительства, вы об этом знаете, это антикризисный план.
Нам, с одной стороны, легче, потому что этот антикризисный план переходного периода у нас был, чтобы войти в российское законодательство, российское правовое поле. И второе — удержать тот уровень, на котором была экономика Севастополя и Крыма в момент перехода в состав Российской Федерации, и сделать всё для того, чтобы её развить.
А.К.: — Да, был план, а теперь ещё и санкции дополнительные. Заблокировали платёжную систему — это же не было прописано в плане, это приходится решать уже по ходу. Как это решается?
— Когда была заблокировала Единая платёжная система, конечно, был небольшой шок, потому что все переводы денежных средств, платежи были заведены на неё. Но мы нашли выход. Банки входят в регионы Севастополя и Крыма. Есть наша платёжная система «ПРО 100». На сегодняшний момент особых неудобств мы не испытываем. Хотя, с другой стороны, с 1 января (2015 г. — Ред.) мы перешли на новое программное обеспечение, есть сбой программы по обеспечению пенсионеров, но эти сбои за январь выровнялись — где-то в ручном режиме, где-то более совершенными программами. Поэтому сегодня с точки зрения электронной платёжной системы для севастопольцев и крымчан особых проблем нет.
А.К.: — Вы говорите о сбоях. А можно ли объяснить сбоями то, что в Севастополе большие очереди на оплату услуг ЖКХ?
— Я не скажу, что в Севастополе большие очереди на оплату ЖКХ.
А.К.: — Мне сказали, что люди стоят по три-четыре часа.
— Надо понимать, что в Севастополе не было многофункциональных центров, не было единых информационных счётно-кассовых центров. Платежи осуществлялись в отделениях связи. До 31 декабря мы работали по этой старой схеме. На сегодняшний момент открыто девять МФЦ, и мы планируем (и работа уже идёт) два единых информационных счётно-кассовых центра. Один — в Севастополе, другой — в Инкермане. Потом будем открывать в Балаклаве.
Надо ещё понимать, что есть отдалённые сёла, где иногда даже филиалов банков нет. Поэтому с 1 января с «Почтой России» были заключены договоры и с её организациями для того, чтобы люди могли платить в отделениях связи. Единый информационно-счётно-кассовый центр сделать и завести на него все выходные данные всех ресурсопоставляющих организаций — это очень сложно.
А.К.: — Получается, это издержки переходного периода?
— Это издержки модернизации или того, что не было сделано.
С.Ж.: — Если говорить об экономике в целом, один из проектов — это свободная экономическая зона. Как сейчас процесс продвигается?
— Вы знаете, что мы участвовали в разработке закона о свободной экономической зоне в Крымском федеральном округе, этот закон принят. Сегодня в Крыму принят также закон региональный с процентными ставками 2,6% и 13,5% — это касается резидентов. До 2030 года. У нас, в Севастополе, правительством был внесён закон, аналогичный крымскому, потому что свободная экономзона не касается субъекта, она касается федерального округа, и правила по этим законам должны быть одинаковыми в федеральном округе. Тем не менее у законодательного собрания было другое предложение: сделать нулевую ставку. Но мы этот вопрос сегодня обсуждаем.
Я думаю, что на следующей неделе закон о свободной экономзоне города федерального значения Севастополя будет принят с теми процентными ставками, которые согласованы с правительством Российской Федерации и которые создают одинаковые конкурентно способные условия для всех компаний, которые заходят в Крымский федеральный округ.
А.К.: — Сергей Иванович, вы человек военный, и Севастополь — это колыбель российского флота. Что с флотом Черноморским? Что изменилось после присоединения Крыма к России? Какие планы в перспективе?
— Изменилось многое. Первое — само отношение к флоту. Когда Севастополь был под юрисдикцией Украины, деятельность органов исполнительной власти, силовых структур Украины была направлена в том числе и против флота. Создавались искусственные трудности по переезду, передислокации войск, по перевозке грузов, в том числе разрядных грузов, по стоянке кораблей и по всему остальному. Севастопольцы флот всегда поддерживали. Сегодня, естественно, обстановка совершенно другая, в приоритете — обеспечение безопасности государства и развертывание сил группировки войск, которая предусмотрена.
А.К.: — Будет ли увеличен состав?
— Естественно, хотя развитие флота и дислокация сил флота — дело Министерства обороны. Мы оказываем в этом вопросе полное содействие, потому что, повторюсь, в первом ряду должны стоять вопросы обеспечения безопасности и функционирования тех структур, которые решают задачи в этом направлении.
А.К.: — Там же ещё будет построено Нахимовское училище.
— Нахимовское училище возродили, и слава Богу. Это училище — одно из самых знаковых. И традиционно его выпускники служили на всех флотах. Сегодня это училище восстановлено, набор курсантов проведён, обучение идёт. А то, что его необходимо отстроить заново, модернизировать, — это уже техническая сторона вопроса, и такое решение Министерством обороны принято.
А.К.: — Долгое время шло согласование кандидатур ваших замов, и совсем недавно их согласовали. Можно подробнее, сколько их и чем они будут заниматься?
— Я не скажу, что долгое время согласовывали, время ушло на подбор кандидатур. Часть должностных лиц, которые работали временно, ушли, и в СМИ ходят разговоры, что есть какой-то конфликт между двумя ветвями власти. Я вас хочу уверить: конфликта никакого нет. Есть конструктивный разговор в этом вопросе. Кандидатуры, которые согласованы сегодня, — новые, имеют опыт работы по управлению городским хозяйством. Они выступили со своими программными видениями, и все кандидатуры согласованы. На сегодняшний момент у меня четыре заместителя.
А.К.: — По каким направлениям?
— Заместитель, который исполняет обязанности первого заместителя, зам по городскому хозяйству — это огромный пласт работы, зам по социальному блоку. И сейчас я рассматриваю ещё заместителя по экономическому развитию.
А.К.: — Это, наверное, перекликается с идеей создания департамента развития?
— Конечно. Всё надо делать своевременно. На сегодня переходный период закончился, мы осмотрелись, где-то что-то подкорректировали. Без развития, тем более под санкциями, мы не поднимем свою экономику. И это направление надо выделять в отдельную графу. Потому что повседневную жизнь нельзя совмещать с работой по развитию. Очень много проблем, которые затягивают. Поэтому этот блок выделен в отдельное направление.
С.Ж.: — Как раз по поводу отдельного направления. Какие в первую очередь ключевые точки по развитию необходимо будет реализовать? Департамент развития — какой сферы прежде всего это будет касаться? Коммунального хозяйства?
А.К.: — Под словом «развитие» можно понимать всё что угодно. Это широкое понятие…
— Сегодня это касается промышленности и агропромышленного комплекса. Это задача, которая поставлена президентом Российской Федерации. Импортозамещение. Поэтому данное направление выделено в отдельное. Что касается модернизации системы ЖКХ, социальной структуры — это не вопросы экономического развития. Это вопросы модернизации. И у нас сегодня очень много площадок, которые с точки зрения экономики, развития производства, в том числе и высокотехнологичного, агропромышленного комплекса, надо развивать.
А.К.: — Вы сказали, что банки стали заходить в регион. Но всё-таки с какой-то опаской. Можете дать данные, кто вошёл, кто входит и чего опасаются?
— У нас в регионе работают РНКБ, Банк России, «Генбанк», «Байкал-банк», сеть банков определённая есть уже. Сложный вход банков был, наверное, из-за санкций. Банковская система переплетена, как и экономика. Сегодня мы работаем с РНКБ, Банком России — это банки с нормальной системой, нормальными условиями. Единственное, из-за санкций процентные ставки кредитов высоки. Сейчас с правительством Российской Федерации через Центробанк мы по этому вопросу тоже работаем.
А.К.: — Вы упомянули о якобы имевшем место конфликте между двумя ветвями власти — законодательной и исполнительной. Можете пояснить, есть ли конфликт между Чалым и Меняйло?
— Нет, конфликта нет. В предвыборной кампании были третьи силы, и до сих пор они существуют. Силы, цель которых — вбить между нами клин. У нас единое понимание целей, что должно быть в Севастополе, каким он должен быть, соответственно, есть задачи, которые должны решать как законодательная власть по своей компетенции, так и исполнительная. Поэтому конфликт был надуманным. Идёт конструктивный разговор, и основная задача — дать возможность исполнительной власти в рамках своей компетенции с точки зрения законодательной развиваться, развивать город, городскую инфраструктуру, экономику, агропромышленный комплекс и социальную сферу.
А.К.: — Чего не хватает? Что мешает?
— Ничего не мешает. Но мы же понимаем, что не так быстро всё делается. Если, допустим, у нас инфраструктура городская советских времён, то мы понимаем, что за один день это не изменить.
А.К.: — То есть за время украинской юрисдикции ничего не было сделано. Севастополь — советский город.
— Практически ничего не было сделано, вся экономика Севастополя разваливалась, причём специально. Все предприятия, которые работали, практически не поддерживались. Первый враг приватизации — чем хуже, тем лучше. Сначала развалить, потом выкупить по остаточной стоимости, затем что-то делать — это бизнес. Поэтому в экономику Севастополя практически ничего не вкладывалось. И такая ситуация на сегодняшний момент существует. Мы сейчас планируем и работаем уже, чтобы загрузить те мощности, которые есть, — это одно направление. Второе — разбираемся с собственностью и с тем состоянием дел, которое существует.
С.Ж.: — Тогда возникает вопрос. Есть план, а есть уже какие-то конкретные работы. Первый вопрос: удалось ли за время российской юрисдикции поменять законодательство муниципальное, привести его в соответствие с тем, что есть в России? И второе: если это был советский город, он должен стать российским, современным, чистым, удобным. Сколько на это времени потребуется?
— Первое, что было сделано, — это сформированы органы исполнительной власти. Был принят закон о местном самоуправлении. Мы понимаем, что и для других субъектов Российской Федерации — это 131 федеральный закон, он новый. Но в других субъектах РФ местное самоуправление как таковое было создано.
А.К.: — Но 131 уже принят и работает.
— У нас, естественно, он новый. Выборы 14 сентября (2014 г. — Ред.) провели, закон о местном самоуправлении принят, уставы органов местного самоуправления распечатаны, даны в средства массовой информации. Мы понимаем, что они в течение месяца должны обсуждаться, но, тем не менее, работа с главами, органами местного самоуправления уже идёт. И они понимают своё место, значение и роль. Да, мы дали им минимальные полномочия пока, но есть несколько схем. В Москве минимальные полномочия, в Санкт-Петербурге — максимальные. Мы пошли с позиции старта — нельзя финишировать, если не стартовать. Все главы это понимают, они включились в работу. Задачи определены, они сами выделяют приоритетные направления деятельности у себя в муниципалитетах, которые потом обобщаются. Мы будем их реализовывать.
С.Ж.: — А сколько по срокам примерно?
— Я думаю, что на ноги встанем, чтобы можно было хорошо работать и понять, какие полномочия они могут исполнять, до конца этого года.
А.К.: — Вы говорите, что ничего не мешает работать. Я общалась с севастопольцами, они все очень воодушевлены, понимают те трудности, с которыми столкнулись из-за переходного периода. В Севастополе есть какая-то «пятая колонна», кто-то, кто намеренно говорит, что всё плохо? Есть такие, кто вставляет палки в колёса? Или город в едином порыве?
— В большинстве своём — в едином порыве. Давайте возьмём небольшую историю. Когда «русская весна» была, кто стоял у власти, кто был в городском совете, кто был в государственной городской администрации, которая управляла городом, кто был на местах в районах? Старые кадры. И ситуация была такая, что горсовет принимал решения по выделению земельных участков.
Это люди, которые по нескольку созывов были у руля. Сегодня они потеряли сферу влияния. Наверное, в большинстве своём они тоже адекватные люди, здравомыслящие и за Севастополь и Россию. Но мы же понимаем, что если сфера влияния потеряна, идёт работа по возвращению земельных участков, которые были разбазарены, возвращению инфраструктуры, которая была приватизирована незаконно, конечно, есть обиженные, которые не хотят терять своё влияние в городе.
А.К.: — Но они его уже потеряли.
— Надежда умирает последней. Они хотят влиять на ситуацию.
А.К.: — Получается?
— Нет, в глобальном смысле, нет. Но иногда от их действий социальная напряжённость определённая растёт. В оппозиционных средствах массовой информации, в Интернете вы об этом можете прочитать.
А.К.: — Сергей Иванович, проблема всех крупных городов — это пробки. Транспортные вопросы решаются как-то очень-очень сложно. Севастополь, увы, не исключение. Пробки тоже есть. Есть какие-то планы?
— Есть не только планы, уже работаем. Прежде чем что-либо сделать, нужно понять начальную ситуацию. В Севастополе нет паспорта города. Мы сейчас его делаем. Это площади, скверы, улицы, набережные. Вот таким же образом в городе не было единой транспортной системы. Сегодня это делается с точки зрения математической.
А.К.: — То есть пробки исчезнут?
— Да. Мы пригласили компанию из Санкт-Петербурга, которая занималась транспортными вопросами, реорганизацией транспортной инфраструктуры. Она моделирует транспортный поток Севастополя для того, чтобы понять, какие маршруты и знаки должны быть.
А.К.: — У вас не будет платной парковки и эвакуации за 5 тысяч рублей?
— От эвакуации мы никуда не уйдём.
А.К.: — Сколько в Севастополе стоит эвакуация?
— Пока ещё мы к этому не подошли. Идёт профилактика. Платных парковок тоже пока нет, но мы должны понимать, что без них не обойдёмся. Естественно, это не будет сделано сразу резко, как в Москве. Мы должны дать людям возможность поставить свой транспорт там, где он не будет мешать. Центральное кольцо у нас есть, историческое, оно должно быть пешеходным и только для электротранспорта. Нами разрабатывается эта программа, которая будет моделировать любую ситуацию, которая смоделирует нам и перехватывающие парковки, чтобы разгрузить центр города. И мы понимаем, что наплыв у нас будет в сезон.
А.К.: — Да, к лету надо готовиться.
— Но парковки — это не панацея. Дорожное движение, светофоры, переходы — всё это должно быть сделано с точки зрения модели загруженности города. И даже маршруты.
С.Ж.: — Сергей Иванович, в этом году 16 марта выпадает на понедельник. Что планируется в этот день в Севастополе? Будет ли это праздничный выходной день?
— 16 марта 2014 года, наверное, такой грандиозный знаковый день для Севастополя и Крыма, да и для России, потому что был референдум, было волеизъявление народа. Поэтому в Крыму уже принято решение объявить выходным днём, в Севастополе тоже будет выходной. Будут проходить мероприятия.
А.К.: — Салют, наверное, будет?
— У нас же всё-таки и подписание договора было 21 марта, а 16 марта был референдум. Поэтому, на мой взгляд, правильно было бы 16 марта объявить выходным днём, и мы это сделаем, а 21-го числа спланировать грандиозное мероприятие, чтобы эту годовщину возвращения домой отпраздновать.
А.К.: — Давайте ещё вернёмся к проблемам городским. Севастопольцы говорят, что есть сложности с детскими садами, очереди, трудно попасть. Как решается эта проблема?
— Это порядка 4 тысяч детей, которые должны пойти в детские сады. Ту инфраструктуру детских садов, которая существует, модернизировать экономически невыгодно, она не справляется. Сейчас составляется электронная очередь в детские сады, и на этот год запланировано строительство трёх детских садов по 260 мест.
А.К.: — Когда они могут быть запущены?
— Мы планируем запустить их к 1 сентября.
А.К.: — Так быстро?
— Мы не идём по пути проектирования, идём по пути типовых проектов, они есть в России, и их привязки. Хотя мероприятие в плане стоит до 31 декабря 2015 года.
А.К.: — Севастополь и Крым — курортные регионы, и наплыв туристов происходит именно в летний период. Севастополь — уникальный город, здесь есть что посмотреть и зимой тоже. Предпринимаете ли какие-то действия, чтобы сделать Севастополь городом круглогодичного турима?
— Такая программа есть, мы делаем по ней первые шаги — это военно-патриотическое воспитание. И поручение поддержать нас президента России Владимира Путина есть. Нами создана соответствующая структура — это объединённый музей-заповедник Севастополя, в который вошли все наши исторически значимые места: Исторический бульвар с Панорамой обороны Севастополя, Приморский бульвар, Малахов курган, Херсонес Таврический, сейчас он перерегистрирован — российский, и все остальные.
В плане подготовки празднования 70-летия Победы уже спланированы первые программные мероприятия с Волгоградом. И мы ожидаем 20 февраля приезд школьников из Волгограда, чтобы их провести по военно-патриотическому курсу воспитания, по всем нашим знаковым местам. Это первый пробный шаг.
Второй шаг — после создания музея-заповедника придать ему статус федерального и развивать. Вот в межсезонье с главами других субъектов России, в частности Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Республики Ингушетии, Ростовской области мы договорились, что именно школьников будем привозить, чтобы они прошли этот курс. Это три-пять дней, мы пока так планируем, возможно, до семи дней.
С.Ж.: — Есть план празднования 70-летия Победы?
— Президент России поставил задачу о подготовке масштабного праздника. Есть постановление правительства по этому вопросу. Создана рабочая группа, и наши представители от Севастополя в нее входят. Есть распоряжение организационного комитета. До 30 января должен быть подготовлен план мероприятий, он уже готов, когда приеду, я его рассмотрю. И мы проведём этот праздник, подготовимся к нему так, как должны. Это касается не только самих организационных мероприятий, но и благоустройства памятников, захоронений, социальной помощи ветеранам.
А.К.: — Это всё нужно успеть сделать к 9 Мая?
— Да, у нас запланировано, и мы успеем. В том числе и получение квартир ветеранами.
А.К.: — Сколько выделено?
— 79 ветеранов у нас, которым положено жильё, и мы планируем, что все 79 ветеранов до 9 Мая получат жильё.
А.К.: — Спасибо большое, Сергей Иванович, что вы к нам пришли. Дай Бог, чтобы получилось то, что вы задумали, чтобы всё благополучно реализовалось. Приходите к нам ещё!
— Спасибо.
Фото В. Докина и Д. Метелкина (из редакционного архива).