Пресс уменьшат?

Минэкономразвития РФ предлагает серьезно сократить налоговую нагрузку на бизнес — от снижения социальных взносов для малого бизнеса до налоговых кредитов для крупного. В распоряжении «Ведомостей» оказалась часть проекта основных направлений деятельности правительства (ОНДП), посвященная улучшению делового климата. Документ подготовлен Минэкономразвития и внесен в правительство в пятницу, рассказали два федеральных чиновника. Представитель Минэкономразвития подтвердил это. Правительство готовит ОНДП каждый год, но сейчас документ должен стать программой структурных реформ, которые не попали в антикризисный план, рассчитанный на 2015 г. Это конкретные меры, о которых очень просил бизнес, в том числе иностранный через консультативный совет по иностранным инвестициям при правительстве, рассказывает один из разработчиков документа.ДЛЯ МЕЛКИХ

Минэкономразвития предлагает существенно снизить налоговую нагрузку на малый бизнес до 2018 г. Во-первых, уменьшить ставку страховых взносов для бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения, с 20% (общая — 30 и 10% — с зарплат, превышающих определенный уровень) до 14%. Во-вторых, увеличить вдвое, до 120 млн руб., сумму выручки, при которой можно платить налоги по упрощенной системе.

По ставке 14% предприниматели платили ЕСН до его замены в 2010 г. страховыми взносами. Но и ставкой 20% был недоволен социальный блок правительства. В 2013 г. вице-премьер О. Голодец предлагала повышать ее с 2014 г. по 2 пунктам в год, но добиться этого ей не удалось. Идея же о еще большем снижении взносов для предпринимателей очень странная, говорит чиновник Минфина: «Сейчас это возможно, только если пенсионные права будут урезаны». Но это очень трудное решение, нужна политическая воля, указывает чиновник: «Ведь ставка снизится у работодателя, а пенсии — у работника».

Непросто будет Минэкономразвития добиться и повышения до 120 млн руб. порога выручки, позволяющего применять упрощенную систему. Министерство уже безуспешно пыталось включить эту меру в антикризисный план. Одобренный ранее правительством план позволяет регионам снижать ставку по упрощенной системе с 6 до 1%, расширять еще и базу — большие риски, возможно, бизнес будет дробиться на мелкие фирмы, говорил чиновник. А вот ФНС не видела в этом больших рисков, спорил сотрудник налоговой службы. Снижение налоговой нагрузки на малый бизнес — это поддержка занятости, настаивает чиновник финансово-экономического блока правительства.

Для бизнеса нагрузка по страховым взносам более обременительна, чем по налогам, говорит А. Суслина из экономической экспертной группы. Из-за сжатия спроса многие предприятия снова переходят на упрощенную систему (упала выручка): для такого бизнеса снижение нагрузки будет радикальным — с 30 до 14%, отмечает сопредседатель «Деловой России» А. Данилов-Данильян. Но есть риски для бюджета, предупреждает Суслина. Если по ставке 14% смогут платить только определенные категории бизнеса, то схемы дробления расцветут, уверены специалисты.

Наконец, в документе министерство обещает малому бизнесу оставить его в покое: воздерживаться от любого усложнения регулирования и «на период преодоления кризисных явлений в экономике» установить мораторий на проверки малых предпринимателей с положительной историей проверок. Такой мораторий так же важен, как и обещанный президентом запрет в течение четырех лет ухудшать налоговые условия, указывают некоторые эксперты.

ДЛЯ КРУПНЫХ

Минэкономразвития предлагает налоговые преференции среднему и крупному бизнесу для поддержки инвестиций — инвестиционный кредит по уплате пошлины (должны платиться проценты) и отсрочку НДС при импорте непроизводимого в России оборудования, комплектующих и материалов (не входящих в перечень, выведенный из-под налогообложения). Но импорт должен быть для инвестиционных проектов.

Это были предложения «Деловой России», рассказывает Данилов-Данильян: «Мы встречались с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и его замом Станиславом Воскресенским и убедили их». Сейчас компании платят НДС при ввозе оборудования, но возместить налог могут не сразу, объясняет Данилов-Данильян: «Создается серьезный разрыв ликвидности». НДС платится сразу при ввозе, а на возмещение можно претендовать в момент постановки оборудования на учет, говорит Щекин. Но процесс растягивается до полугода, а налоговики часто давят, убеждая получить возмещение уже после ввода в эксплуатацию всего объекта, рассказывает он, «иначе обещают проблемы и проверки». Для бюджета в среднесрочном плане разницы нет, а для компаний критически важно не отвлекать ресурсы, говорит Данилов-Данильян: «Из-за кризиса, девальвации и резкого роста ставок операционный денежный поток может стремиться к нулю».

Идея инвестиционного кредита по пошлинам возникла из-за жалоб нефтяников, вспоминает федеральный чиновник. Нагрузка по импортной пошлине колеблется в районе от 5 до 20%, средняя — 11,5%, по данным «Деловой России»: таможенная стоимость исчисляется в долларах по текущему курсу, поэтому из-за девальвации растет уплачиваемая в рублях пошлина. Кредит по пошлинам можно было бы растянуть на 1-2 года, пока не кончится кризис, считает Данилов-Данильян. Год — максимальный срок, иначе начнутся злоупотребления, опасается федеральный чиновник. Риски налоговых схем и так очень велики, отмечает он: оборудование может ввозиться через фирмы-однодневки, которые потом исчезнут, и бюджет так и не получит деньги. Срок кредита должен быть индивидуальным — до момента запуска завода или до выхода на самоокупаемость, предлагает Репик: для кого-то это может быть два года, для кого-то — 10 лет.

Другие статьи этого номера