«Коммунального рабства» не будет, но и без «управляющих» не оставят

"Коммунального рабства" не будет, но и без "управляющих" не оставят

СЕВАСТОПОЛЬЦАМ, В СРОК НЕ ОПРЕДЕЛИВШИМСЯ С ВЫБОРОМ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ, ЕЕ НАЗНАЧИТ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
17 февраля в редакции «Славы Севастополя» прошла «горячая линия» по вопросам создания управляющих компаний в нашем городе. Тема наболевшая и, несмотря на многочисленные разговоры и разъяснения, оставляющая больше вопросов, чем ответов. В течение часа на вопросы наших читателей отвечали заместитель директора департамента городского хозяйства Юлия Владимировна КОКАРЕВА (далее — Ю.К.) и начальник отдела по работе с управляющими компаниями и жилищного фонда главного управления ЖКХ Севастополя Александр Алексеевич КОЛМАГОРОВ (далее — А.К.).Нонна Викторовна, старшая по дому на пр. Генерала Острякова, 26:

— Сохранятся ли льготы на оплату коммунальных услуг ветеранам Вооруженных Сил, существовавшие при Украине?

А.К.: — Все льготы, предусмотренные российским законодательством и договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о ее принятии в РФ, естественно, сохранятся…

Ю.К.: — …Но на самом деле это вопрос не совсем департамента городского хозяйства. Чтобы получить действительно аргументированный ответ, вам необходимо с ним обратиться в управление социальной защиты населения на ул. Руднева, 40. Там есть отдел поддержки ветеранов, и именно его специалисты смогут дать самый компетентный ответ.

Нина Ивановна:

— Откуда возьмутся управляющие компании: они будут созданы «с нуля» или на рэпах просто изменят вывески? И как это вообще будет выглядеть, а то время, когда нужно определиться, все ближе, а до сих пор ничего непонятно…

А.К.: — Для содержания жилого фонда, который раньше обслуживали городские рэпы, правительством Севастополя созданы управляющие организации в форме государственных унитарных предприятий. Вам, как собственнику жилья, необходимо определиться со способом управления и выбрать управляющую компанию, а затем заключить с ней договор управления. Все это должно происходить на общем собрании собственников многоквартирного дома. Выбор способа управления многоквартирным домом осуществляется на общем собрании собственников помещений и может быть изменен в любое время на основании его же решения. При этом решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Сергей Иванов (ул. Шевченко):

— В нашем доме около двухсот квартир. Сам дом новый, с автономной системой отопления. На общем собрании мы решили организовать товарищество собственников жилья (ТСЖ), хотя на сегодняшний день — временно — планируем остаться в управляющей компании, которая придет на смену рэпу. Что нам необходимо для создания ТСН и насколько, по вашему мнению, эта идея будет выгодна для жильцов?

Ю.К.: — Для того чтобы создать товарищество собственников жилья, необходимо собрать пакет документов, предусмотренных Жилищным и Гражданским кодексами. Во-первых, это протокол общего собрания собственников многоквартирного дома и заявления от них же о вступлении в ТСЖ или ТСН (товарищество собственников недвижимости). Во-вторых, нужно будет выбрать лицо, которое станет представлять интересы собственников в налоговой инспекции. Затем необходимо будет заполнить установленную законом форму, уплатить госпошлину, утвердить устав ТСН и сдать документы в налоговую инспекцию.

Важно понимать, что это очень серьезное мероприятие, которое требует осознания всей ответственности, потому что придется создать юридическое лицо, которое на рынке коммунальных услуг будет выступать не в качестве потребителя, а в качестве еще одного легального участника. То есть сдавать отчеты в налоговые органы, заключать договоры с ресурсо-снабжающими организациями. Естественно, для этого необходимо выбрать председателя, найти бухгалтера. И люди эти, скорее всего, будут работать на возмездной основе.

У членов ТСН или ТСЖ также есть определенные обязанности. Например, участвовать в общих собраниях, где члены товарищества смогут принимать решения о размере сбора на содержание ТСН, и так далее. Кстати, решения общего собрания будут обязательными для исполнения всеми жильцами, если они будут иметь кворум, который подразумевает участие не менее 50% от числа членов ТСН. При этом есть перечень вопросов, которые могут быть решены только общим собранием. Поэтому еще раз повторяю: это очень серьезное решение, и если граждане активные, то, конечно, для нового дома выгоднее создавать подобное товарищество. По действующему законодательству любой дом может создать отдельное ТСЖ.

А.К.: — Согласно Жилищному кодексу, ТСЖ выступают на этом рынке на тех же условиях, что и управляющие компании. Единственное различие в том, что управляющим компаниям необходимо получать лицензию, а товариществам — нет. Все остальное совершенно так же. И государственный жилищный надзор, который создан в Севастополе, станет проверять всех одинаково. И если инспекция выдаст предписание, которое не будет исполнено, то может быть наложено совершенно одинаковое взыскание. На руководителя — штраф по разным статьям от 30 до 50 тыс. рублей, на юридическое лицо — от 150 до 300 тысяч. И председатель ТСЖ, и руководитель управляющей компании могут подвергнуться штрафу совершенно одинаково.

Жительница дома на ул. Льва Толстого, 25:

— Сохранят ли нам льготы по оплате коммунальных услуг, когда наш дом вместо рэпа станет обслуживать управляющая компания?

А.К.: — Все льготы, предусмотренные законодательством Севастополя в качестве субъекта Российской Федерации, у вас сохранятся независимо от того, кто будет обслуживать дом. Более точно на вопросы о персональных льготах, например пенсионеров МВД и других, вам смогут пояснить в управлении социальной защиты Севастополя на ул. Руднева, 40.

Николай:

— Наш дом обслуживает РЭП N 6, и я слушал, как его сотрудники агитировали за то, чтобы жильцы не выбирали управляющую компанию неместную. Якобы приезжие — сплошь аферисты. Сколько создано местных управляющих компаний, а сколько пришли с материковой России?

Ю.К.: — На основе уже существовавших рэпов будет работать 10 управляющих компаний в форме государственных унитарных предприятий. Частных зарегистрировано на 17 февраля более двух десятков, но только две из них направили необходимое, с точки зрения законодательства, уведомление о начале деятельности: в Гагаринском и Нахимовском районах. В отношении обеих организаций проводится необходимая проверка, потому что когда мы провели опрос среди жителей, выяснилось: в некоторых случаях подписи жильцов под решением о выборе управляющей компании были подделаны или голосовали жильцы, находящиеся на вахте или уже выбывшие, и так далее. Подобные факты мы выяснили пока только в отношении одной из компаний (в Гагаринском районе), но название ее озвучивать пока не будем…

А.К.: — …в том числе компания, о которой идет речь, была замечена и на территории РЭП N 6.

Ю.К.: — Да, руководитель этой организации 1990 года рождения, у него нет практического опыта в этом виде деятельности, активов и помещения. Полный пакет документов по запросу правительства он представить не смог, на переписку не отвечает и так далее. Поэтому нельзя говорить, что управляющим компаниям с материка нельзя доверять, но они должны представлять собой организации «с историей» — иметь положительный опыт, чтобы вызывать доверие.

«Слава Севастополя»:

— Законодательством предусмотрено регулирование тарифов на услуги управляющих компаний или они будут назначаться совершенно произвольно?

А.К.: — В Жилищном кодексе сказано, что орган местного самоуправления (а в нашем случае это правительство Севастополя) определяет размер платы лишь для государственного и муниципального фонда.

Ю.К.: — …В законодательстве оговариваются три случая, когда уполномоченные органы устанавливают плату: для нанимателей по договорам социального найма, по договорам найма государственного и муниципального фонда и в том случае, если собственники не приняли решения об установлении размера платы. Только в этих случаях мы регулируем, оговаривая максимальный предел. То есть большинство случаев, когда власть вмешивается в этот вопрос, подразумевает помещения, принадлежащие правительству. В остальных случаях решение должно приниматься на общем собрании собственников многоквартирных домов (МКД). Это один из обязательных вопросов, которые оговариваются при составлении договора управления: сколько и за что мы будем платить. Более того, там же оговариваются все плановые работы. Именно в договоре управления между собственниками МКД и управляющей компанией оговаривается, что будет ремонтироваться в нынешнем году, что в следующем, и так далее…

А.К.: — …именно в этом документе должно быть оговорено, какие средства идут на содержание управляющей компании. Если стороны не приходят к соглашению, то были случаи, когда договор не заключался.

Татьяна Игоревна:

— Есть ли уже в центре города какие-то управляющие компании?

А.К.: — Да, конечно. Во всех районах города уже есть государственные унитарные предприятия, и их список мы предоставим с контактными данными для публикации (см. таблицу).

«Слава Севастополя»:

— Какая часть севастопольцев уже определилась с выбором управляющей компании?

А.К.: — На сегодняшний день у нас из трех тысяч домов, которые должны были совершить выбор способа управления жилым фондом, решение приняли лишь порядка 16%.

«Слава Севастополя»:

— Когда заканчивается срок, отведенный на выбор способа управления, и какова будет дальнейшая судьба неопределившихся?

Ю.К.: — Севастополь в составе РФ — с 18 марта 2014 года. В Жилищном кодексе на реализацию этого права дается год. То есть время, когда пошел отсчет, мы знаем. Если в течение года собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления не было реализовано, то правительство проведет открытый конкурс по отбору управляющей организации. О его проведении мы объявим в ближайшие дни.

При этом ни о каком «коммунальном рабстве» речи не идет (улыбается). Победившая в конкурсе компания будет работать до тех пор, пока жильцы не проведут общее собрание и не примут иное решение, расторгнув договор или изменив способ управления.

Татьяна Николаевна:

— Сейчас идет процесс перехода управления домами под управляющие компании, и в основном предлагаются бывшие рэпы. Но я знаю, что процесс лицензирования частных управляющих компаний будет идти до 1 мая. Поэтому хочу спросить: не считаете ли вы, что процесс ликвидации рэпов необходимо продлить не до 1 марта, а до 1 мая? Тогда, когда пройдут лицензирование другие компании и появится реальная альтернатива?

А.К.: — В вашей идее, конечно же, логика есть, но федеральный закон определил 1 марта как последний срок перерегистрации украинских предприятий на территории полуострова. На сегодняшний день рэпы — это именно украинские предприятия, и именно в связи с этим правительство приняло решение о создании государственных унитарных предприятий по всем районам города на жилом фонде, который ранее обслуживался ремонтно-эксплуатационными предприятиями. Если бы в федеральном законе о присоединении Крыма и Севастополя к России был назван другой срок, окончательная дата существования рэпов могла бы измениться. Но законодатель ограничил нас именно этим сроком.

А относительно лицензий: все управляющие компании, независимо от формы собственности, которые будут работать на рынке по предоставлению управления либо эксплуатации жилого фонда, обязаны до 1 мая получить данную лицензию.

Татьяна Николаевна:

— Еще я знаю, что руководителями данных унитарных предприятий были назначены руководители рэпов. Но у горожан очень много претензий к большинству из них. Скажите, как-то эти кандидатуры обсуждались? Проводились ли некие общественные слушания по этому вопросу?

А.К.: — Право определять руководителей для данных управляющих компаний принадлежит учредителю. В данном случае это правительство Севастополя. Путем изучения кандидатур всех потенциальных кандидатов были определены лучшие из возможных. Если бы были другие кандидатуры, они бы, возможно, рассматривались… У нас есть кандидаты, которые ранее не работали в управлении многоквартирными домами. Правительство, заключив контракт с руководителями управляющих компаний, остается ответственным за них, и если они не будут справляться, будут приняты некие управленческие решения.

Ю.К.: — Необходимо, конечно, посмотреть, как они будут работать. На самом деле управление МКД — это очень узкая специализация, и ее необходимо знать. Например, есть заявка на определенный ремонт, и опытный руководитель уже знает, какие ориентировочно его ожидают расходы, сколько необходимо привлечь специалистов, и так далее.

Зоя Николаевна (ул. Горпищенко, 75):

— Где можно узнать перечень домов, которые подлежат капитальному ремонту?

А.К.: — На сегодняшний день региональная программа по такому жилому фонду не сформирована. Ориентировочно она должна быть готова к 1 июля 2015-го, и ее реализация будет рассчитана не на один год. Когда ее утвердят постановлением правительства, информацию разместят на официальном сайте (www.sevastopol.gov.ru).

Елена Анатольевна (ул. Шевченко):

— Я живу на первом этаже. Нужно ли мне будет платить за пользование лифтом, как это полагается по российскому законодательству?

А.К.: — На данный момент действует решение правительства Севастополя, что первые этажи многоквартирных домов за пользование лифтом не платят. Но в других субъектах федерации собственники платят за содержание лифтового хозяйства.

Ю.К.: — …хотя первые этажи — это общее имущество, которое все жители дома обязаны содержать, но на сегодняшний день позиция департамента городского хозяйства именно такая. Потому что если мы отменим это решение, то с учетом роста платы с 1 января 2015 года расходы этой категории граждан на лифтовое хозяйство выросли бы более чем на 40%, что, по нашему мнению, недопустимо. Но эта ситуация сохранится лишь до 1 июня.

Елена Ивановна (ул. Шевченко):

— Сохранится ли действие моих договоров с ПАО «ЭК «Севастопольэнерго», газовым хозяйством или я буду платить напрямую управляющей компании?

А.К.: — Если в вашем доме будет выбран способ управления «управляющая организация» либо будет создано ТСЖ, то у вас останется лишь договор по газоснабжению.

Читательница не представилась:

— Изменятся ли тарифы в связи с началом работы управляющих компаний и от чего это зависит? Будет ли правительство как-то влиять на работу управляющих компаний?

А.К.: — На государственные — конечно же будет влиять, потому что они учреждены правительством Севастополя и с их руководителями заключали договоры. А что касается частных управляющих компаний, то это прерогатива государственного жилищного надзора города Севастополя.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера