Транспортные проблемы Северной стороны, или Когда автобус — по цене такси

«Уважаемая редакция! Я — жительница Северной стороны Севастополя. Живу с мамой и дочерью в поселке Орловка. Вынуждены констатировать, что с каждым годом транспортное обеспечение Северной становится все хуже.

На мой взгляд (уверена, что выскажу мнение большинства людей, живущих в сельской зоне Севастополя), произошло это тогда, когда огромный район был отдан одному перевозчику. Почему случился такой перекос? Об этом можно только гадать. Во всех автобусах и на маршрутках на площади Захарова (во всяком случае в тех, какими мне приходилось пользоваться) указано, что нас, пассажиров, обслуживает ЧП «Евротранс» (а ныне относительно формы собственности — это уже общество с ограниченной ответственностью). Не знаю, почему такое название у этого предприятия, но им до «евро» в отношении обслуживания — как от Качи до Графской пристани пешком.

Посудите сами. К нам в Орловку ходит 36-й маршрут «Северная — Кача». Раньше на этом направлении в режиме маршрутных такси работали микроавтобусы вместимостью 18-20 человек. Они отправлялись по наполняемости. То есть каждые 5-10 минут человек мог уехать. Если не ошибаюсь, среди прочих работало все то же предприятие «Евротранс». Потом, видимо, руководствуясь исключительной выгодой для себя и совершенно наплевав на удобства пассажиров, владельцы микроавтобусов заменили их на машины с большими салонами, а время движения подчинили графику: отправление машины — через каждые полчаса.

Теперь порой столько людей здесь набивается, что даже физически выдержать это очень тяжело. Вечером число ходок максимально сокращено, а последний автобус с площади Захарова отправляется в 21 час 55 минут; из Качи — в 20 часов. В летний сезон перевозчик немного добавляет рейсов, но ситуацию это никак не меняет: летом к нам на побережье приезжают тысячи туристов, и поездка в город превращается в нелегкое испытание: 30-40 минут в жаре, невероятной давке. А если пассажиры с детьми, а если это человек немолодой или не очень крепкий физически?

Не так давно я стала свидетельницей совершенно дикого случая: молодой женщине из-за давки и духоты стало плохо, и она потеряла сознание, держа на руках маленькую дочку. «Скорую» вызывали прямо на автобусную остановку.

Теперь давайте посмотрим, сколько стоит поездка в столь «комфортных» условиях: из Качи до Северной — 28 рублей. А если человеку необходимо в город, то прибавьте сюда еще стоимость катера или парома, 10 и 12 рублей соответственно. Дороже в городе проезда просто не существует. Даже поездка в междугородном автобусе обойдется вам дешевле. А если в семье ездят несколько человек на работу, на учебу? «Золотая» дорога получается.

Где логика? Маршрут в бухту Казачью, например, по времени идентичен качинскому, но цена здесь соответствует общегородским тарифам — 8-10 рублей. И заметьте, выбор есть: в Казачью ходят и автобусы, и маршрутки.

А в сторону Орловки — Качи ходит только один автобус и то столь проблемный и по цене, и по условиям проезда.

Есть еще 137-й маршрут, он остался со времени запуска проекта «Звездный берег». Автобус идет через Инкерман и проспект Генерала Острякова, то есть в обход бухты. Но цена проезда здесь также высока — 37 рублей. К тому же на этом маршруте перевозчик делает 24 рейса в день: 12 рейсов в город и столько же с площади Ушакова в Качу.

У меня один-единственный вопрос: кто и когда наведет в этом деле порядок? Ведь говорим о транспортных бедах Северной уже давно, они же не вчера возникли.

Меняются партии, депутаты, депутатские программы, в другой стране уже живем, а старые проблемы как были, так их пока никто и не торопится решать.

Семья Алексеевых, пос. Орловка».

ОТ РЕДАКЦИИ. В любом случае монополия — это не есть хорошо. У человека всегда должен быть выбор. Это конституционное право гражданина, которое не требует лишних доказательств. У нас в городе всегда работал и продолжает функционировать антимонопольный комитет. Так неужели и для него Северная сторона так далеко для того, чтобы заглянуть туда и навести порядок? Или жители сельской зоны лишены у нас не только гражданских прав, но и элементарно человеческих условий жизни? Ведь сегодня они, заметьте, не самые богатые наши сограждане, среди которых много людей пенсионного возраста, чей-то кощунственной рукой превращены в безмолвных финансовых доноров ненасытного монополиста. Людей фактически бессовестно обирают, а в городе по-прежнему делают вид, что ничего особенного не происходит.

Другие статьи этого номера