Карантин, который был введен на неделю во всех школах Севастополя, не спас образовательные учреждения от московской инспекции. Депутат Госдумы, руководитель проекта «Модернизация образования» Ирина Мануйлова именно в эти дни приехала с рабочим визитом в наш город и очень удивилась, почему в школе только педагоги, но нет учеников. Подводя же итоги своей поездки, Ирина Мануйлова отметила, что план модернизации образования за 2014 год в Севастополе не был выполнен. Значительная часть средств, поступивших из федерального бюджета, «не была израсходована по назначению и возвращена обратно»». Одна из проблем — нехватка специалистов, разбирающихся в финансовых вопросах в этой сфере. Впрочем, депутат выразила надежду, что к 1 сентября все станет хорошо.- Сделано очень многое, у всех руководителей и педагогов есть желание работать, все выражают удовлетворенность от тех преобразований, которые происходят в системе общего образования, — заявила Ирина Мануйлова. — Но ещё нет полностью сформированной нормативно-правовой базы, что также становится причиной задержки расходования выделенных бюджетных средств, вызывает некоторое непонимание в решении вопросов, а значит, и напряженность. Недостаток специалистов затрудняет переход на новую систему оплаты труда и подушевое финансирование. Пока нет и утвержденных нормативов финансирования.
По словам депутата Госдумы, такая ситуация сложилась из-за переходного периода, через который прошли все регионы России. В пресс-службе «Единой России» пояснили, что в 2014 году в Севастополе была утверждена концепция модернизации региональной системы образования. Согласно этой концепции, в Севастополе предлагается на базе школ создать центры трех видов — методические, профильные и базовые. В методических центрах будет вестись подготовка учителей по соответствующим дисциплинам. Эти центры планируется оснащать системой видеоконференц-связи, в том числе для дистанционного обучения.
Профильные центры должны выполнять функции развития методик преподавания по физике, химии, биологии, математике, информатике. Они созданы на базе 4 школ города (по одной в каждом районе). В гимназии N 2 уже проведен капитальный ремонт предметных кабинетов, поставлена новая мебель, в каждом из кабинетов установлены интерактивные доски, оборудовано современное рабочее место учителя. Комплектация включает оборудование для проведения лабораторных и демонстрационных опытов.
Базовые профильные центры созданы в 14 школах города — там планируется применять самые передовые методики преподавания.
— Пока в школах карантин, мы решили провести семинары по обучению педагогов навыкам работы с новым оборудованием, в первую очередь с интерактивными досками, — сообщила заместитель начальника управления образования и науки Севастополя Елена Богомолова. — К сожалению, оборудование за 2014 год поступило в школы только сейчас, это обусловлено поздним финансированием, а также объективными трудностями, связанными с поставкой через Керченскую переправу, где фуры стояли несколько недель, т.к. пропускная способность ограничена. В настоящее время мы получили последнее заказанное в 2014 году оборудование, до 15 марта оно будет подключено, и наши учащиеся и педагоги наконец получат возможность работать в современных условиях.
Кроме школьного образования, Ирина Мануйлова затронула и тему дошкольного. Она заявила, что наиболее остро стоит вопрос о необходимости строительства новых детских садов. По данным «Единой России», очередь в севастопольские детсады превышает 10,5 тысячи, при этом с каждым месяцем она только увеличивается. Это связано с притоком в город новых жителей: семей работников федеральных служб, военных, жителей Донбасса. В настоящее время, чтобы решить возникшую проблему, требуется построить не менее 10 детских садов. Поступившие же в прошлом году средства из федерального бюджета — 104 млн рублей — позволят ввести только одно учреждение.
Севастопольские власти сообщили, что «ведется работа с Министерством обороны по передаче ведомственных детских садов, находящихся в настоящее время в составе комплекса Черноморского флота. Но эти здания не пустуют, и чтобы открыть там дополнительные места, требуется провести ремонт, в некоторых — капитальный, а это тоже немалые средства».
Планы на развитие образования в Севастополе и Крыму у федеральных властей масштабные: Владимир Путин поставил задачу к 2018 году привести систему образования полуострова к общероссийскому уровню. «Каждая школа в каждом городе, в каждом районе должна быть приведена в соответствие с современными требованиями», — сообщили в пресс-службе «ЕР». Вот только провести модернизацию оказалось не так-то просто: еще в августе Ирина Мануйлова отметила, что в Крыму и Севастополе более 20 лет государство практически не вкладывало средства в образовательные учреждения, поэтому требуется замена учебно-лабораторного, компьютерного и спортивного оборудования, оборудования школьных пищеблоков.
— Отдельные школы требуют не только текущего, но и капитального ремонта: нет водоснабжения, канализации, протекает кровля, идет разрушение зданий из-за подвижки грунтов и другое, — заявила депутат Госдумы.
Кстати, в конце января с аналогичным рабочим визитом Ирина Мануйлова побывала в Симферополе. Симферопольцы дали подробный отчет о потраченных средствах: 899,07 млн руб. пошло на приобретение 2,5 млн экземпляров учебников; 458,25 млн руб. — на повышение квалификации работников; 123,7 млн руб. направлено на закупку 82 школьных автобусов.