Елена ВОЛКОВА: «Нам есть чем вернуть читателя»

Елена ВОЛКОВА: "Нам есть чем вернуть читателя"

В конце декабря прошлого года Севастопольскую централизованную библиотечную систему для взрослых возглавила Е.А. Волкова. До этого Елена Анатольевна 12 лет работала начальником отдела культуры Балаклавской районной администрации и в течение двух лет успешно руководила информационно-образовательным центром «Русский музей: виртуальный филиал» при Севастопольском филиале Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.Темой нашего сегодняшнего разговора с новым руководителем стали перспективы развития и реформирования централизованной библиотечной системы города. В самом начале разговора Елена Волкова уточнила:

— Должна сказать, что мое базовое образование — Харьковский государственный институт культуры, факультет библиотечного дела и библиографии. И я пришла на должность директора централизованной библиотечной системы, имея бесценный опыт административной работы. Именно эти две составляющие моей профессиональной биографии позволяют в полной мере оценить ту меру ответственности, которая стоит сейчас передо мной, как директором, и перед той структурой, которую я возглавила.

— Елена Анатольевна, было время, когда нас называли самой читающей нацией в мире. Можно ли сегодня назвать нас таковыми?

— Трудно сказать. Раньше по количеству читательских формуляров можно было достаточно точно определить эту статистическую составляющую. Все было предельно просто: библиотеку посещает — читает, не посещает — значит не читает или читает крайне мало. Библиотеки были единственными хранилищами печатного слова. Понятно, что практически каждая семья собирала домашнюю библиотеку, но такое собрание сочинений любимых авторов не могло быть большим. На домашних полках, как правило, стояло то, что любили читать домочадцы. Все остальные книги — для учебы, для работы, для общего развития — в основном брали в библиотеке.

Мы и сейчас читаем. Только вопрос в том, что мы читаем и какая польза от этой, с позволения сказать, литературы. Сняты рамки цензуры, я имею в виду тот необходимый отбор, и к читателю потоком хлынули книжки сомнительного содержания, пропагандирующие насилие, агрессию, элементарную пошлость и разврат. Вот эта тенденция — крайне удручающая. Пока мы разберемся что к чему, пока мы снова вернемся к тщательному отбору того, что предлагаем читателю (а я в этом уверена), — потеряем как минимум поколение. Или, как бы ни трудно было это признавать, уже потеряли. И сегодня необходимо наверстывать упущенное. А это всегда труднее, чем изначально закладывать в человеке хороший вкус к печатному слову.

Не хочется изрекать понятные всем истины, но смею напомнить: как бы интенсивно ни развивался технический прогресс, какие бы еще супертехнологии ни были придуманы, но без печатного слова не может быть и современного человека. Читающий человек — это человек мыслящий, человек думающий, человек творческий.

В нашу жизнь стремительно ворвались современные технологии. Сегодня, как раньше небольшие домашние библиотеки, в каждой семье есть компьютер и интернет. Люди практически всех возрастов предпочитают читать с электронных носителей.

Поэтому роль библиотек в современном обществе резко трансформируется. И от нашего привычного мнения о том, что библиотека — это книгохранилище, где книги берегут и выдают их по просьбе читателя, мы переходим к восприятию библиотеки как культурного, информационного и научно-просветительного центра. Объявляя 2015-й — Годом литературы, президент страны В.В. Путин сказал, что в нынешнем обществе библиотеки должны стать центрами притяжения общественной жизни. Чтобы это произошло, необходимо библиотечную систему реформировать. Что это значит?

Я много раз имела возможность знакомиться с работой наших коллег за рубежом. Там библиотеки с приходом «цифры» обрели новое дыхание, новые возможности. Все фонды у них «оцифрованы», читательская база — только в электронном варианте, в компьютере. Нет трудоемких записей в читательских карточках, нет ящиков с картотеками. На каждом книжном экземпляре имеется штрих-код, выдача книги регистрируется одним взмахом руки. В этом отношении мы безнадежно отстали. И немудрено, что иностранцы, посещая наши библиотеки, как правило, предпочитают фотографироваться на фоне наших ящиков с картотекой. Может, для них это и интересно (у себя они такого уже не увидят), но у нас это затянувшееся ретро вызывает не умиление, а досаду. Кроме того, компьютеризированный зал легко могут обслуживать один, максимум два человека, а не пять-шесть, как у нас сегодня.

Еще один важный фактор — зонирование библиотек. Библиотеки должны стать тем местом, куда хочется зайти. Кому-то — чтобы потихоньку полистать в уголочке периодику, кому-то — подготовиться к экзамену, а кому-то за чашкой кофе обсудить что-то важное с коллегой. Уместен в библиотеке и совместный разговор преподавателя с несколькими учениками или любой другой группой лиц. Для этих категорий посетителей в библиотеке должны быть комнаты «тишины», то есть комнаты со звукоизоляцией.

Должен измениться и кадровый отбор специалистов для библиотек. Встречать людей должна энергичная, эрудированная библиотекарь, которая расскажет, объяснит, увлечет важной для посетителя темой, с которой интересно общаться и к которой захочется прийти еще раз. Особенно, как вы понимаете, к искренним интонациям чувствительны дети. И если ребенку захочется еще раз посетить библиотеку (не важно, школьник он или студент) — это будет нашей маленькой победой.

На сегодняшний день библиотечная система сохраняет свой основной принцип — доступности и бесплатности для всех категорий посетителей. На смену книжному, как я уже сказала, пришло «цифровое» поколение, пришло поколение компьютерных технологий. И в этом направлении мы уже сделали первые шаги.

При Центральной библиотеке им. Л.Н. Толстого сегодня работает виртуальный читальный зал. Из него вы можете получить доступ к книжным фондам центральных библиотек Российской Федерации. Находясь в нашем виртуальном читальном зале, вы можете работать с уникальными книжными архивами Российской государственной библиотеки, можете обратиться к старинным рукописям, к книжным раритетам, фактически к любому печатному источнику, который имеется в архивах библиотечной системы страны. И здесь как никогда вашим помощником должен стать библиограф-библиотекарь. Он поможет сориентироваться в интернет-пространстве, подскажет, где и что из того, что вам необходимо, вы можете найти. Именно библиотекарь не позволит вам заблудиться в информационном пространстве.

— Скажите, существует ли разница в читательском восприятии между электронным и бумажным источником информации?

— Безусловно, и это научный факт. Я уже много раз об этом говорила. Электронный текст — это только информация к сведению. Она и воспринимается так. А бумажный лист, контакт с книгой позволяют читателю пережить всю ту гамму чувств, которые заложил в тексте писатель. Только такое чтение может обогатить эмоционально, способно гармонизировать человеческую личность. Поэтому очень важно, чтобы подрастающее поколение отдавало предпочтение книге, а не тексту из смартфона. Это важно для эмоционального развития молодых людей.

— Чем еще в этом году планируете привлечь внимание читателей?

— У нас уже работает очень удачный, по моему мнению, проект — «КиноBook» («кино и книга»). Вниманию наших посетителей предлагаем киноверсии лучших образцов художественной литературы — нашей и зарубежной. И это не просто просмотр фильмов, а сравнение экранизации с первоисточником, обсуждение материала, обмен мнениями, рассказы об истории создания фильмов, о режиссерах, об актерах, в них снявшихся, об их судьбах. Как правило, такие просмотры привлекают большое внимание наших читателей, поэтому данный проект мы планируем дополнить, разнообразить и сделать еще более интересным. Мы считаем хорошим результатом, когда предложенный нами материал вызывает живой интерес.

У нас неплохо работает объединение «Стихия». У себя в гостиной мы собираем молодых литераторов, поэтов, которые в режиме открытого микрофона могут поделиться своими планами, взглядами, мнениями, прочитать новые произведения. В рамках данного проекта организовываем встречи с известными литераторами, тесно сотрудничаем с Союзом писателей России — отделение у нас уже сформировано и работает.

Чтобы лучше изучить свою аудиторию, в этом году специально для данных целей в централизованной библиотечной системе для взрослых произошла перезагрузка отдела маркетинга и рекламы. Для успешной работы мы просто обязаны знать, кто к нам ходит, люди какого возраста, профессий, пола, что любят, чем увлекаются. Нельзя сегодня работать вслепую. Вслепую, то есть по накатанной, традиционной схеме, — это в большей степени работа для галочки.

Мне очень понравилось, какой интерес у молодой публики вызвало еще одно наше мероприятие под названием «Библионочь». Все действие проходило ночью в библиотеке и в форме игры. То есть принцип проекта — познавай, играючи. И сработало. Я еще раз имела возможность убедиться, что только нестандартные, оригинальные проекты способны увлечь наше молодое поколение. Ребятам было интересно. По ходу мероприятия они сами предлагали много интересного, нового, познавательного, но самое главное — они не остались равнодушными.

Не хочу опережать события, но у нас много других задумок: акций, проектов, новых предложений, нам есть чем сегодня вернуть читателей в библиотеку.

— Елена Анатольевна, когда вы рассказывали о делении библиотек на комфортные для читателей зоны, невольно напрашивалась мысль о мягкой красивой мебели, зеленых уголках, красивых журнальных столиках, просто добротной функциональной мебели. А между тем обстановка даже в центральной городской библиотеке, где мы с вами разговариваем, скажем так, крайне далека от той, которую вы нарисовали.

— Знаю и вижу. Можно еще добавить, что централизованная библиотечная система для взрослых — это 40 филиалов по всему городу, включая сельскую зону. А на селе функциональная нагрузка на библиотечное учреждение многократно выше, чем в городе. У горожан больше выбора для досуга, получения необходимой информации, занятий спортом и т.д. Жители же сельской зоны в этом плане весьма ограничены. Клуб да библиотека — вот и все культурные учреждения на селе. Поэтому очень важно, чтобы эти заведения находились в хорошем состоянии, были укомплектованы необходимыми фондами, всегда оставались для людей доступными и открытыми.

Не буду, наверное, оригинальной, если скажу, что многие библиотеки сельской зоны, да и городской в том числе, требуют ремонта. Думаю, здесь нам должны оказать помощь общественность и представители власти Севастополя. Без такой поддержки эту проблему на данный момент не решить.

Что касается мебели — она также необходима. В этом плане мы открыты и для спонсорских проектов. Но я против и далека от того, чтобы выступать в роли просителя. Нет, я — за партнерские отношения.

Сегодня библиотечная система обладает уникальным информационным материалом. Он может быть интересным для юристов, краеведов, экономистов, историков, экологов, экскурсоводов, людей любой профессии. Нам есть что предложить своим потенциальным партнерам. Мы поможем подготовить и провести любое мероприятие: семинар, учебу, научную конференцию, любую форму просветительной или общественной деятельности, окажем необходимую методическую и информационную поддержку.

Мы готовы к работе, к сотрудничеству, к взаимовыгодным партнерским отношениям. И я уверена, что очень скоро совместными усилиями мы снова вернем себе звание самой читающей нации в мире.

Интервью провела Людмила БОРОВСКАЯ.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера