Палата несогласных

Палата несогласных

Законодательное собрание в четверг утвердило во втором чтении проект закона «Об общественной палате города Севастополя». Все поправки, вносимые правительством города, отклонены.Как говорится в принятом во втором чтении законе Севастополя, общественная палата призвана обеспечивать взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти Севастополя и органами местного самоуправления, а также осуществлять общественный контроль за деятельностью органов власти. Однако эти благородные цели создания общественного органа не смогли предотвратить развитие очередных недоразумений между двумя ветвями власти Севастополя.

Внесенный в законодательное собрание депутатом Виктором Посметным еще 17 ноября 2014 года проект закона был одобрен в первом чтении его коллегами 10 февраля 2015 года. До 18 февраля профильная комиссия заксобрания по законодательству принимала поправки к проекту, после чего 25 февраля вынесла его на второе чтение. Но в этот день проект был исключен из повестки дня пленарного заседания по просьбе представителя губернатора Александра Свечникова, который пояснил, что правительство не успело просчитать финансовую сторону проекта. Кроме того, Свечников подчеркнул, что по одному из пунктов у правительства имеется принципиальное несогласие. Связано оно с заложенным в законопроекте разработчиком проекта принципом формирования общественной палаты.

12 марта закон все-таки был принят, но уже с выносом «сора из избы». Автор закона, Виктор Посметный, в сессионном зале обвинил правительство в намеренном затягивании принятия законодательного акта, поскольку поправки со стороны исполнительной власти поступали с нарушением сроков и, более того, полностью меняли суть проекта, принятого в первом чтении. Это противоречие ряду законодательных актов города, которыми не допускаются изменения поправками сути законопроекта, принятого в первом чтении, заявил автор.

«Те поправки, которые поступили в последний день их принятия, были изложены на 13 листах текста, при том, что основной законопроект имеет объем всего 17 страниц вместе с титульным листом и заключительными положениями. То есть так называемые поправки являлись не поправками, а альтернативным законом, полностью меняющим суть. Авторы поправок ждали три месяца, чтобы под видом поправок внести альтернативный закон, возможно, для того, чтобы сорвать принятие закона в самый последний момент», — сказал с сессионной трибуны Посметный.

Суть, к чему сводились поправки, с точки зрения самого депутата, он также озвучил.

«Предлагается возможное получение мест в палате гражданам, имеющим двойное гражданство, а общественная палата Севастополя, исходя из положений устава города, имеет право законодательной инициативы… Внесена поправка об отказе в норме необходимого срока проживания в Севастополе для членов общественной палаты со ссылкой на нарушение статьи 19 Конституции Российской Федерации. Однако в Конституции РФ о сроках проживания ничего не указано.

В то же время трудно не согласиться с тем, что для того чтобы вникнуть в существо проблем в городе, требуется значительное время. Не буду приводить примеры, когда прибывшие в Севастополь деятели совершали ошибки, негативно сказавшиеся на повседневной жизни города… Предлагаемыми поправками кардинально меняются условия и порядок формирования общественной палаты. За формулировками поправок скрыто существенное ограничение права выбора граждан города — действительно достойных членов общественной палаты», — сказал Виктор Посметный.

Депутат также обратил внимание на то, что «в законе, принятом в первом чтении, предусмотрена двухуровневая система избрания членов общественной палаты, так как формирование общественной палаты происходит посредством выдвижения общественными организациями, которые делегируют своих кандидатов», а в правительственном варианте «мнение общественных организаций сведено до минимума: губернатору и законодательному собранию предлагается по субъективным критериям избирать кого угодно, руководствуясь демоническим правилом — избрание достойных».

«Скорее всего, получится так, что выберут не достойных, а удобных и покладистых», — резюмировал Посметный и признал, что «порядок формирования членов палаты — это вопрос влияния на нее, то есть идет борьба за влияние».

Впрочем, присутствующий на заседании заксобрания Александр Свечников после такого выступления призвал депутатов «прекратить баталии и законопроект принять во втором чтении».

«Бог с ним, жизнь покажет, рабочая это будет общественная палата или нет. Единственная просьба была и будет: не надо превращать законодательное собрание в закрытый клуб. Как я пояснял и при первом чтении, на заседание комиссии по рассмотрению данного законопроекта представители правительства не приглашались, на заседание фракции не приглашались. И не хотелось бы, чтобы данная площадка превращалась в арену баталий между законодательным собранием и правительством», — сказал представитель губернатора.

А поскольку, по мнению Свечникова, докладчик перешел грань необъективности высказываний, он со своей стороны кратко охарактеризовал суть предлагавшихся поправок. Так, сообщил Свечников, в составе общественной палаты предполагалось создать три блока: предложенный законодательным собранием, правительством и общественностью. «Чтобы не было разделения 50 на 50, чтобы присутствовала третья сила при принятии решений», — пояснил он.

В итоге депутаты не стали учитывать мнение правительства и приняли закон об общественной палате шестнадцатью голосами «за», тремя «против». Двое не голосовали.

Это означает, что общественная палата Севастополя будет формироваться из двадцати четырёх представителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций города Севастополя; половину персонального состава общественной палаты будет представлять и утверждать губернатор города, другую половину — законодательное собрание. Членом общественной палаты может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста восемнадцати лет, постоянно проживающий в городе Севастополе не менее пяти лет. Лица, имеющие двойное гражданство, не имеют права быть избранными в палату. Губернатор города и председатель законодательного собрания Севастополя вправе рекомендовать из состава действующих членов общественной палаты согласованную кандидатуру для избрания председателем общественной палаты.

Фото Владимира Докина.

Другие статьи этого номера