При городском олимпийском совете создана комиссия, которая занимается вопросами реконструкции и строительства спортивных объектов Севастополя. На своих заседаниях экспертная группа тщательно анализирует нынешнее состояние спортсооружений города и разрабатывает варианты их восстановления. Спорткомплекс им. 200-летия Севастополя и легкоатлетический стадион в Загородной балке, стадион «Чайка», водно-спортивная база «Нептун», плавательные бассейны, детские оздоровительные учреждения и площадки — это скорбный и далеко не полный перечень объектов, которых лишился городской спорт за последние 20 лет.
Без сомнения, в этот список может быть занесена и бывшая база олимпийской подготовки по парусному спорту — яхт-клуб «Юг».В советское время здесь, на берегу бухты Круглой, был расположен детский оздоровительный лагерь тогда еще государственного предприятия «Югрефтрансфлот». Потом все случилось по традиционной схеме: перестройка, акционирование — и территория в более чем 3 га у прибрежной черты становится одной из хозяйственных структур ОАО «Югрефтрансфлот». Возглавил это тогда еще крайне невнятное по уровню доходности и профильной ориентации хозяйство бывший председатель профсоюзного комитета данного предприятия (в прошлом — моряк дальнего плавания) Анатолий Михайлович Луценко. Он взял курс на развитие парусного спорта.
Исключительно его стараниями яхт-клубу через несколько лет был присвоен статус олимпийской базы. За очень короткое время все основные соревнования стали проводить именно здесь, в яхт-клубе «Юг»: начиная с «Южной регаты» в марте и заканчивая чемпионатом страны в октябре-ноябре. И еще одно важное преимущество было у этого берега: здесь, как нигде в регионе, находилось самое комфортное место для развития детского парусного спорта. Глубины, защищенная от ветров бухта, уникальная роза ветров — все это как будто изначально задумалось волей провидения для развития паруса.
Сказать, что жили в то время богато, нельзя, выкручивались, как могли, за счет собственных средств. Но всегда, при любых раскладах и обстоятельствах, дирекция клуба шла навстречу сборным командам и спортсменам — лишь бы приезжали. И за весьма короткое время основные регаты страны стали проводить в Севастополе — «у Луценко». И это была честно заработанная популярность. Никто из гостей клуба, с какими бы скромными средствами ни приезжал на соревнования (а было по-разному, спорт на то время всегда финансировался по остаточному принципу), не оставался голодным и без крыши над головой. А зачастую и проживание, и питание спортсменам предоставлялось в кредит и по доступным для них ценам.
К тому же на территории яхт-клуба (опять-таки на условиях той же традиционной благотворительности со стороны руководства клуба) находились две детские спортивные школы.
Но, несмотря на столь «некоммерческий» подход к ведению дел, Анатолию Луценко исключительно за счет заработанных средств удалось построить новую подстанцию, канализационную систему, отремонтировать имеющиеся и возвести новые помещения для проживания спортсменов, отремонтировать столовую. То есть по возможности база олимпийской подготовки приобретала цивилизованный вид. В планах было провести в Севастополе чемпионат Европы по парусному спорту, но для этого возможностей яхт-клуба на то время оказалось недостаточно. Можно было бы также добавить, что много средств вкладывал клуб в талантливых спортсменов, покупая им необходимую экипировку, новое снаряжение для яхт, вывозя на соревнования. Но это тема для отдельного разговора, поскольку в этом направлении сделано было немало.
Параллельно ежедневно Луценко проводил активную работу на перспективу. Именно он смог убедить руководство города, что на базе яхт-клуба необходимо построить современный спортивный комплекс: с теннисными кортами, площадками для игровых видов спорта, крытым бассейном. И город пошел навстречу. Решением сессии горсовета было выделено более 6 га под строительство спортивных сооружений. К тому же из городского бюджета было выделено 1,5 миллиона гривен на строительство причальных сооружений. По задумке руководителя, в яхт-клубе закладывали строительство яхтенной марины на 350 единиц плавсредств. Проектно-изыскательные работы как раз и были проведены за счет средств городского бюджета.
Что делали в это время главные держатели акций предприятия? Надували щеки на открытии регат, перерезали ленточки, говорили правильные речи и пользовались льготами по налогообложению на землю, которые предоставлялись базам олимпийской подготовки. Ежегодно спортивный статус яхт-клуба экономил владельцам более 300 тысяч гривен.
И вот когда подготовительные работы по строительству яхтенной марины были закончены (госакт на землепользование, включая целевую прирезку для строительства плоскостных спортсооружений, также был получен), Луценко с его заточенностью на развитие спорта стал уже не нужен, более того — начал мешать.
Сначала с ним подписывают долгосрочный договор о сотрудничестве. Мол, хочешь и дальше заниматься спортивными делами — пока занимайся, но в наши дела не вмешивайся. А дела, скажем прямо, были неблаговидными. Пока Луценко организовывал очередную регату, следуя договорным обязательствам, собственник раздавал участки земли целевого назначения под частную застройку. В результате аккурат посередине будущего футбольного поля возник коттеджик в несколько этажей, на предполагаемом теннисном корте — еще один. Земля уходила оптом и в розницу, а утвержденный по всем правилам генеральный план застройки яхт-клуба собственник перекраивал по своему усмотрению.
Реакцию человека, много лет радеющего за строительство современного спортивного центра, потратившего на осуществление этого плана время, силы, здоровье, надежды и вынужденного наблюдать такой вандализм со стороны пришедшего на готовое новоявленного хозяина положения, скажем прямо, предугадать было нетрудно. Скандал, разразившийся в конце 2011 года, перерос в откровенную травлю бывшего директора, которого, кстати сказать, нанятые дюжие молодцы в один прекрасный день выставили за проходную яхт-клуба.
В одностороннем порядке, без объяснения причин с ним расторгают долгосрочные договорные отношения. Вдобавок ему вменяют обвинения, о которых он даже отдаленно не мог бы предположить. Из порядочного и уважаемого человека он вдруг сделался мошенником. В результате Анатолий Михайлович выдержал десятки судов — уголовных, хозяйственных, апелляционных. Все, с позволения сказать, обвинения судебными инстанциями в конце концов были отклонены за отсутствием состава преступления.
Всю эту историю мы напомнили нашим читателем не для того, чтобы сделать попытку защитить бывшего руководителя яхт-клуба от клеветы зарвавшихся коммерсантов и их неуемных аппетитов. За три последних года он сам в этом достаточно поднаторел, сломать его, к счастью, не удалось, как ни старались. Нас на данный момент в большей степени волнует иное. Например, что будет с яхт-клубом? Какова дальнейшая судьба спортивной базы, в которую город вложился и деньгами, и землей и которая так цинично была прикарманена?
Фото Д. Метелкина из архива редакции.