Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 18o

Третий звонок

Каждый год 27 марта все просвещенное человечество отмечает Всемирный день театра. Понятно, что любой назначенный праздник — весьма условное событие, но… Почему-то все мы именно в этот день с удовольствием вспоминаем и сам театр,...

Каждый год 27 марта все просвещенное человечество отмечает Всемирный день театра. Понятно, что любой назначенный праздник — весьма условное событие, но… Почему-то все мы именно в этот день с удовольствием вспоминаем и сам театр, и его служащих. И хочется сказать что-то приятное всем тем, кто каждый день с утра до вечера переживает и проживает нечеловеческие страдания, страсти и испытания лишь для того, чтобы выйти на сцену (пусть даже на пять минут) и произнести всего лишь одну реплику. Ту самую, которая у каждого из зрителей «застрянет» в голове «ржавым гвоздем» на всю оставшуюся жизнь. Она будет требовать ответа, который, возможно, мы так и не сможем подобрать. Может, в этом и заключается сакральная миссия театра: разбудить, встряхнуть, дать пинка, ошарашить, окатить холодной водой, вернуть к жизни?..
Я долго искал героя сегодняшних «Профилей»… Легче всего было бы сделать «парадное» интервью с народным или заслуженным артистом, благо их в севастопольских театрах предостаточно. Можно было бы встретиться со всенародными любимчиками (без фамилий, чтобы без обид) — беспроигрышный вариант. Но мне вдруг захотелось разговорить молодую талантливую артистку, в чью сценическую жизнь ворвалась война. Причем всамделишная, а не театральная, бутафорская. Та самая война, которая до сих пор продолжается у наших границ, под боком, в «соседней квартире». Война и сцена — настоящая шекспировская тема в День театра!
Знакомьтесь: Евгения Воронова, 25 лет от роду, уроженка города-героя Севастополя. Без вредных привычек. Вообще! (Для артистки театра явление — редчайшее, посему — немного настораживающее). Незамужем, детей нет. Вся жизнь — репетиционный зал и сцена. Окончила театральное училище в Днепропетровске, потом — Русский драматический театр в Николаеве. Джульетта, Ирина в чеховских «Трех сестрах», Марта в «Том самом Мюнхгаузене»… Казалось бы, сценическая жизнь удалась, но… вмешалась война! Без малейших колебаний Евгения вернулась на Родину, в Севастополь, то есть в Россию. А теперь — разговор без купюр в канун Дня театра.— Когда каждый человек принимает для себя судьбоносное решение, определяющее его дальнейшую жизнь, то непременно кто-то является «катализатором» процесса. В случае с тобой это кто?

— Свою судьбу я определила для себя ещё в раннем детстве. Когда меня в 3 года спросили: «Женечка, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я однозначно ответила: «Актрисой!» Помнится, что это произошло после увиденной сказки «Стойкий оловянный солдатик» в Театре «На Большой Морской». Так что если искать «виновного», то это — ТБМ.

— Понимаю, что вопрос жесткий, но насколько тяжело для любого артиста в одночасье менять место жительства, театр, труппу, режиссера, партнеров, зрителей? К тому же не по своей воле.

— Я не могу отвечать за «любых» артистов, но мне всегда интересно открывать для себя что-то новое. Просто в случае со мной это произошло из-за печальных событий в Одессе, на Донбассе, во всей Украине. До сих пор не могу понять, как такое могло случиться в стране с богатейшими культурными традициями?!

— Главная причина того, почему ты уехала из Украины?

— Я (пусть это прозвучит немного пафосно) — патриот своей Родины и всегда считала себя русским человеком. Поэтому, когда Крым и Севастополь вернулись домой, в родную гавань, я поспешила последовать их примеру. Понимала, что кардинально менять свою жизнь будет непросто, но по-другому я поступить не могла. Если в твой дом приходит беда или раздаются угрозы, каждый человек должен быть с «семьей».

— В свете последних событий ты по-прежнему считаешь, что «красота спасет мир», что искусство делает человека чище, добрее, светлее?..

— Искусство само по себе не может противостоять насилию. Оно призвано предостерегать, показав на сцене, к чему приводит братоубийство. А артисты, как ретрансляторы, пытаются предупредить со сцены, что любое преступление будет наказано. Но людям еще с библейских времен свойственно думать, что наказание их не коснется. Поэтому в вопросе преступления и наказания у искусства «профилактическая» роль.

— В труппе твоего театра артисты тоже разделились на два лагеря или все-таки актерское братство вне политики и наднационально?

— Коллектив театра, который мне волею судьбы пришлось покинуть, невероятно творчески сплочённый и полностью подтверждает аксиому, что актерское братство вне политики, но все равно у каждого человека собственное видение! Кстати, очень много артистов со всей Украины уехали в Россию — подальше от войны. «Когда говорят пушки, музы молчат».

— Довольно о грустном… Через два дня — Всемирный день театра! Как ты считаешь, сегодня театр еще актуален? Выдерживает ли он конкуренцию с Интернетом, новостями, телевидением, кино, рекламой?..

— Мне хочется верить, что то, чем я занимаюсь, нужно людям в эпоху «инстаграмов» и «фейсбуков». Ведь в театр люди ходят за живыми чувствами, а не за безликими «смайликами». Но прогнозы давать не хочу. Современному человеку все тяжелее оторваться от виртуального общения в «паутине» и смотреть друг другу в глаза.

— Есть ли у тебя альтернатива «на всякий случай»? Я имею в виду, если что-то не заладится в актерстве, то есть куда отступать?

— Скорее, я — камикадзе. Не знаю, правильно или нет, но у меня никогда не было и нет «запасного аэродрома». Так что остается либо лететь, либо падать!

— Чем ты готова пожертвовать ради профессии и карьеры и чем никогда не сможешь поступиться?

— Вообще-то я шла в эту профессию не ради жертвоприношения, а ради великого счастья, получаемого от игры. Но, как известно, за счастье надо бороться и иногда платить слишком высокую цену. Готова ли я? Не знаю, пока не приходилось чем-то жертвовать.

— Есть такая статистика: чем талантливее и увлеченнее художник, тем меньше у него шансов познать простое человеческое счастье. Примеров — тьма. Твое мнение?

— Наверное, счастье — слишком индивидуальное понятие, тем более «простое человеческое»… Для одних это — уютная квартира с евроремонтом, для других — большая семья, для третьих — любимый человек рядом… Не думаю, что за службу в театре артисты должны платить непомерно высокую цену. Никто же не требует расплачиваться личным счастьем врачей, инженеров, геологов, продавцов… А артисты — такие же люди, просто они умудряются за одну жизнь побывать и врачами, и цветочницами, и принцессами.

— Ты же не будешь спорить, что театр — это красивая иллюзия и для зрителей, и для актеров? Что более реально: окружающая обыденность или красивая сказка на сцене? И где тебе комфортнее?

— Великий Сомерсет Моэм сказал, что самый настоящий театр как раз в жизни, а жизнь — на сцене… В этом я с ним полностью согласна.

— А знаменитый современный драматург Александр Мардань изрек: «Каждый сценарист пишет пьесу о себе, режиссер ставит про себя, актер играет себя, а зритель видит себя на сцене». Твой комментарий?

— Так ведь незачем комментировать — так и есть. Каждому человеку свойствен эгоцентризм: есть я и мир вокруг меня! Просто в искусстве это выражается более ярко и заметно для зрителей. Не зря же Флобер написал однажды: «Госпожа Бовари — это я». Наверное, оттого, что человек лучше всех в мире знает самого себя. Ну а мы, артисты, пропуская очередную роль через свою душу, придаем ей черты, присущие нам, — отсюда и сходство.

— На твой взгляд, что остается после человека на земле? В частности, после артиста, пусть и великого?

— Остаются созданные им, вызванные к жизни сценические образы и те чувства, которые возникли в душе у зрителей! Наверное, для любого артиста это и есть высшая цель и смысл бытия.. Знаешь, так бывает, когда человек покидает компанию, а оставшиеся о нем еще долго говорят, спорят, обсуждают…

— Считается, что артисты театра говорят чужими словами, выражают чужие мысли, проживают чужие мысли. Не находишь или это — злобный пасквиль обывателей?

— Возможно, но не скрою, что иногда чужими словами намного проще выразить свою собственную мысль. Все великие изречения, ставшие «крылатыми», оттачивались на протяжении многих веков, и у них больше шансов быть услышанными и правильно понятыми. А вообще, умение ясно и коротко излагать свою мысль — великий дар. Поэтому мы и цитируем классиков, произносим со сцены их хрестоматийные тексты.

— В День театра я возьму и выскажу кощунственную мысль: в театре служат одни циники, а те страсти и переживания, которые они «дарят» зрителям, — лицемерие и лицедейство! Есть чем возразить?

— Вот тут снова хочется процитировать моего любимого Шмитта: «Мы — комедианты, то есть самые здравомыслящие люди на земле, потому что мы знаем то, что другие скрывают даже от себя. Мы знаем, что ничего собой не представляем, что никто не имеет определенного характера, а выбирает его себе в зависимости от ситуации; мы знаем то, чего ни один философ не знает, что «навсегда» — это только желание, а «никогда» — только вздох». По-моему, очень точно подмечено.

Вот такие они, непостоянные лицедеи! Может, именно за это мы их и любим? Боготворим, дарим цветы, берем автографы, обсуждаем их личную жизнь, уличаем в порочности и распущенности? А они ради нас страдают на сцене, стреляются на дуэлях, смеются и плачут, любят и ненавидят, предают и убивают. И все лишь для того, чтобы мы, зрители, перестали убивать друг друга в реальной жизни! Ведь, как сказал Роман Виктюк, «театр отличается от жизни лишь тем, что на сцене мертвецы всегда выходят на поклон». Чего сегодня не скажешь о сошедших с ума наших «соседях». Может, в детстве никто их не привел в ТЮЗ на грустную сказку «Стойкий оловянный солдатик»?.. Как знать.

Давайте скажем спасибо всем тем, кто хоть пытается сделать нас немного чище и добрее. И пусть День театра будет каждый день! И вместо крови на виске у влюбленного поэта пусть проливается клюквенный сок!

К сему Андрей МАСЛОВ.

P.S. А спасшаяся от войны и вернувшаяся на Родину артистка Евгения Воронова уже 6 апреля на сцене ТБМ сыграет главную роль в любовном триллере «Кокон: хроника женского безумия», где «мертвецы» обязательно выйдут на поклон!

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ