Вечное цветение

Вечное цветение

В читальном зале Балаклавского филиала имени А.И. Куприна Централизованной библиотечной системы для взрослых организован показ красочных работ местной художницы Светланы Чернявиной. Она плодотворно трудится на ниве народного прикладного искусства. Неоднократно ее произведения выставлялись не только дома, но и в других городах, в том числе и в столице.- Помню, в Симферополе проходила крупная этапная коллективная выставка живописи и скульптуры крымских и севастопольских мастеров, — вспоминает Светлана Николаевна. — Ближе к ее закрытию сообщили, что мои работы отобраны для демонстрации в Киеве, где проходили творческие отчеты региональных отделений Союза художников Украины. Представленные там расписанные мною бочата, разделочные доски, поднос, видимо, заинтересовали организаторов выставки. По ее итогам мне присвоили почетное звание «Мастер прикладного искусства Украины».

Светлану Чернявину забавляет поведение отдельных посетителей выставок. Оглянувшись, они осторожно касаются пальцами раскрашенных ею листов ватмана: не аппликация ли, настолько рельефно нанесены на поверхность бумаги изображения листьев, лепестков, шипов. Однажды по случаю Дня города вернисаж был оформлен в скверике у драмтеатра имени А.В. Луначарского. Сюда забрела группа туристов с круизного лайнера. Так некоторые натюрморты и орнаменты кисти севастопольской художницы убыли в Израиль и в другие заморские страны. Сил не нашлось отказать гостям. Светлана Николаевна в основном дарит свои работы друзьям, вовсе незнакомым людям, страстно влюбленным в изобразительное искусство.

В детстве все мы обращаемся к карандашам и краскам. Но лишь немногие увлечение рисованием проносят через всю свою жизнь. Для Светланы Чернявиной рисование стало профессией. В 70-е годы самый видный директор Балаклавского лесоохотничьего хозяйства, впоследствии почетный гражданин Севастополя (ныне, к сожалению, покойный) Сергей Булах организовал у себя цех художественной росписи деревянных сувенирных изделий. Узнав о новом производстве, Светлану Николаевну вновь, как в детстве, потянуло к краскам. Все было не так просто. У более опытных мастериц пришлось учиться всему, в том числе обращению с тончайшими колонковыми кисточками. Их непременно положено держать тремя пальчиками.

Народное прикладное искусство имеет привязку к местности. Ее географическое название дает имя сложившейся школе. Балаклавцы поехали учиться приемам работы к мастерам издавна известной Петриковской росписи. По их примеру Светлана Чернявина и ее подруги отказались от масляных красок. Обратились к гуаши и лаку, наиболее подходящим в их ремесле. Еще ярче загорелись цветы, листья, ветки на изделиях цеха росписи Балаклавского лесоохотничьего хозяйства. Его хлебницы, солонки, разделочные доски, подносы повсеместно шли на ура. Так предметы, без которых трудно обойтись в быту, стали произведениями искусства, желанными экспонатами на выставках народного творчества, самыми ходовыми подарками по торжественным случаям.

Свыше двух десятков лет Светлана Николаевна творила в составе бригады мастеров художественной росписи, пока в начале 90-х годов прошлого века руководители предприятия, не наделенные талантами и способностями ушедшего на заслуженный отдых Сергея Булаха, не закрыли цех. Окончательно.

Но был в Балаклаве цех керамики завода стройматериалов. И здесь потребовалось умение Светланы Чернявиной. Хотя на новом месте применялись иные материалы и технологии, Светлана Николаевна освоила их почти тут же, что позволило присвоить ей высокий производственный разряд. Но минула пара лет, и судьбу цеха керамики постигла судьба цеха художественной росписи лесхоззага.

В сообществе севастопольских живописцев Светлана Чернявина едва ли не единственная творит в жанре народного прикладного искусства. Есть надежда, что это дело продолжат ее ученики. После закрытия профильных производств Светлана Николаевна учила своему искусству ребят в кружках детско-юношеских клубов Севастополя и родной Балаклавы. Побудить обратиться к кистям и краскам может и нынешняя выставка мастера, которую составили свыше двух десятков лучших ее работ.

Фото автора.

Другие статьи этого номера