Теннисон, Колчак, Берия, Папанин и другие

Теннисон, Колчак, Берия, Папанин и другие

Историю Севастополя писать не переписать. Она побуждает литераторов, журналистов, краеведов браться за перо, чтобы с неожиданной стороны осветить известные события прошлого, рассказать о сделанных открытиях. С рассказами, очерками, произведениями иных литературных жанров выходят книги, журналы, альманахи. Кажется, совсем недавно увидел свет первый номер альманаха «Морской архив». А в эти дни пошел к увеличивающейся читательской аудитории его девятый номер. Как уже сообщала «Слава Севастополя», он был представлен в Морской библиотеке имени адмирала М.П. Лазарева.Выступая с трибуны перед публикой, собравшейся в уютном зале, главный библиограф этой самой старой в нашем городе книжной сокровищницы, С.П. Карпова, верно отметила определяющие достоинства издания. Его главному редактору Андрею Кондрашихину и председателю редакционного совета Александру Маркову, по мнению Светланы Петровны, удалось привлечь к сотрудничеству в альманахе незаурядных авторов. Они обращаются к малоизученным или вовсе неизвестным страницам прошлого Севастополя.

Так, сегодня мало кому известно, что вскоре после победоносного завершения Великой Отечественной войны депутатом Севастопольского городского совета был избран Лаврентий Берия. На это косвенно указывает хранящийся в одном из архивных учреждений документ со словами: «Вследствие вскрытых преступных антигосударственных действий Берия Л.П., направленных на подрыв советского государства в интересах иностранного капитала, и в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1953 года Севастопольский городской совет депутатов трудящихся решил: лишить Берия Л.П. полномочий депутата Севастопольского городского совета депутатов трудящихся».

Этот любопытнейший документ оказался в руках Татьяны Богаткевич. В 2007 году она с отличием окончила Черноморский филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В последующие три года молодой историк заочно обучается в аспирантуре Московского гуманитарного университета. Татьяна Анатольевна увлеченно работает в ведущих городских и столичных архивах, собирая материалы, которые легли в основу ее диссертации «Главная военно-морская база Черноморского флота — г. Севастополь в условиях «холодной войны» (1945-1991 гг.)». Татьяна Богаткевич занимается преподавательской деятельностью. Редакционным советом «Морского архива» на нее возложены обязанности ответственного секретаря.

Последний номер альманаха открывает статья Татьяны Анатольевны «Послевоенное восстановление Севастополя: этапы, факты, специфика (1944-1954 гг.)» В ней как раз Лаврентий Берия упомянут в качестве депутата Севастопольского городского совета народных депутатов. Руководитель влиятельнейшей в стране силовой структуры особо контролировал не только усилия СССР по созданию ядерного щита, но и восстановление Черноморского флота и его базы. Почти до настоящего времени работы по некоторым направлениям были строго засекречены. Татьяне Анатольевне пришлось поднимать некую «информационную целину».

Читателям ведущих городских библиотек, куда, возможно, уже поступил свежий номер «Морского архива», будет любопытно узнать об использовании после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков частично уцелевшего здания института имени И.М. Сеченова. В настоящее время в нем располагается Дворец детского и юношеского творчества. А в первые послевоенные годы его поделили на 80-100 квартир. В них ютилось порядка 300 человек.

Восстановительные работы у нас регламентировались рядом правительственных директивных актов. В ноябре 1944 года, например, вышло постановление Совета народных комиссаров СССР «О первоочередных мероприятиях по восстановлению Севастополя». Годом позже было принято к руководству еще одно правительственное постановление о возвращении к жизни «15 разрушенных русских городов: Вязьмы, Севастополя, Смоленска, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Воронежа…»

В 1948 году вышли постановления: Совета Министров СССР — «О мероприятиях по ускоренному восстановлению Севастополя» и Совмина Российской Федерации — «Вопросы города Севастополя». Наконец 10 февраля Совет министров республики утвердил генплан застройки города на 1949-1970 годы. В целях обеспечения задач по быстрейшему восстановлению города Севастополя, говорится в одном из этих документов, были организованы отдельные управления: при Совете министров СССР — во главе с Иваном Комзиным, при Совмине РСФСР — во главе с Н.К. Проскуряковым.

По поводу нашего города среди проектантов и строителей шла дискуссия, какой облик ему придать. Некоторые специалисты «поддались соблазну создать абсолютно новый, уникальный город-памятник социалистическому режиму». Взяли верх проекты, разработанные в Академии архитектуры СССР и Центральным проектным бюро Инженерного управления ВМФ СССР под руководством М.Я. Гинзбурга и Г.Б. Бархина. Они выступили за сохранение исторического облика города, его традиционных архитектурных форм.

«Главная идея Г.Б. Бархина, — пишет Татьяна Богаткевич, — состояла в том, чтобы создать приморский город, где с любого конца открывается вид на море, внешний вид зданий, обширные парки и величественные памятники». Для этого им было предложено сократить в центре города застройку кварталов с 50 процентов до 25-30, что «позволило открыть на обозрение бухты города и показать всю красоту и уникальность Севастополя как морского порта». Жаль, что в дальнейшем, особенно в последнее двадцатилетие, идеи выдающихся предшественников были забыты.

Статус Севастополя как закрытого города помешал осуществить проект начала ХХ века, когда собирались от нас продолжить прокладку железной дороги, как минимум, до Ялты.

К восстановлению нашего города, считает автор статьи, были причастны А.Н. Косыгин, Н.С. Патоличев, В.М. Молотов, Г.М. Маленков, Н.А. Вознесенский, К.Е. Ворошилов и другие партийные, государственные и военные деятели. Они тоже упомянуты Татьяной Анатольевной.

В девятом номере «Морского архива» помещены другие интереснейшие материалы. Так, широко известный в городе историк, писатель и журналист, лауреат Национальной премии России «Культурное наследие» Аркадий Чикин предложенную для публикации в альманахе статью посвятил драматичной истории авианесущих кораблей.

То, что у нас осталось от палубной авиации (а осталось совсем немного), ее патриотам, особенно выдающемуся летчику, Герою России генерал-майору авиации Тимуру Апакидзе, стоило неимоверных усилий. К сожалению, Тимур Автандилович погиб на боевом посту. Но Аркадий Михайлович горд тем, что ему было дано встретиться с этим выдающимся, но на редкость скромным человеком.

В своем очерке Аркадий Чикин коснулся также судьбы построенного на полуострове севастопольскими военными строителями уникального сооружения — наземного тренажера корабельной авиации. Его тоже могли уничтожить. Но благодаря счастливому стечению обстоятельств нитка, как чаще называют тренажер, уцелела. Нынче, после известных событий весны прошлого года, ей ничего не угрожает. Сложное, редкое сооружение будет исправно служить делу обороны страны.

В прошлом месяце члену ряда творческих организаций Павлу Веселову исполнилось 85 лет. Длительное время Павел Яковлевич работал секретарем исполкома городского совета народных депутатов, что открыло ему доступ к знакомству с известными в стране людьми, которые посещали город. В свежем номере «Морского архива» Павел Веселов — автор 26 книг по истории Севастополя — опубликовал очерк об отважном полярнике, дважды Герое Советского Союза Иване Папанине. Иван Дмитриевич часто посещал Севастополь, где он родился в семье моряка Черноморского флота.

На страницах «Морского архива» продолжена публикация увлекательной, информационно насыщенной по содержанию документальной повести Геннадия Рыжонка «Адмирал Колчак. Мифы и реальность».

Неизвестные страницы летописи, посвященные основанию и развитию океанариума ВМФ СССР, раскрыл специалист в области подводного кораблестроения, любитель археологии, краевед Вадим Беляев.

Около полувека назад на Гданьской судоверфи при спуске на воду головной «корабль погоды» «Пассат» лег на бок и едва не пошел ко дну. В числе тех, кто отбыл на помощь польским судостроителям, оказался и Александр Марков. За письменным столом Александр Григорьевич вспомнил в какой-то степени курьезный момент, свидетелем которого он стал в Польше.

В 20-30-е годы минувшего столетия А.М. Горький выступал инициатором создания книг об истории фабрик и заводов. Мы можем сказать, что дело, которому Алексей Максимович положил начало, живо и в настоящее время. В «Морском архиве» помещен очерк бывшего заместителя технического директора концерна «Муссон» Всеволода Новикова. Свой труд Всеволод Михайлович посвятил короткой, но ярчайшей биографии Севастопольского завода радиоаппаратуры. В нем нашлось место для рассказа о самом выдающемся директоре этого предприятия В.С. Марынчаке.

Прошлое Михаила Юрлова связано с работой в комсомольских и советских органах, а также в дипломатических представительствах Украины в дальнем зарубежье. В наши дни к Михаилу Николаевичу обратился симферопольский поэт и переводчик, драматург Валерий Чепурин. Он предложил нашему земляку посодействовать в переводе на русский хрестоматийного в Великобритании стихотворения лорда Альфреда Теннисона «Атака «легкой бригады» — о трагичном для британской стороны Балаклавском сражении. «Из тех переводов, которые мне удалось прочитать, — пишет в «Морском архиве» Михаил Юрлов, — этот представляется наиболее близким к оригиналу…» Об этом может судить и читатель, открыв на нужной странице альманах. Последняя строфа Альфреда Теннисона в переводе Валерия Чепурина звучит так:

Нет орденов таких!

Вы — ураган, вы — вихрь!

Бывшие шесть сотен!

Да воспоет вас стих!

Подвиг ваш велик,

Так благороден!

В альманахе также помещены поэтические произведения севастопольских авторов Людмилы Гусельниковой и Марианны Гежинской. К поэзии «Морской архив» обращается впервые.

По общему признанию, «изюминкой» презентации стало премьерное исполнение записи песни, посвященной предстоящему 70-летию нашей Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Она так и называется: «Шла Победа». Песню написал любимый всеми севастопольский композитор Борис Миронов на стихи Людмилы Гусельниковой. Произведение прозвучало в записи в исполнении солиста ансамбля песни и пляски Черноморского флота заслуженного артиста АРК Алексея Шевченко.

В альманахе также помещено взволнованное эссе Бориса Миронова «Признание Севастополю». О любимом городе Борисом Алексеевичем написано столько песен, что всех и не перечислить. Только в репертуар флотского ансамбля было включено 17 произведений. Некоторые из них исполняются до сих пор.

Таков последний номер «Морского архива».

На снимках: Людмила Гусельникова и Борис Миронов на презентации альманаха; 9-й номер «Морского архива».

Фото автора.

Другие статьи этого номера