Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны

К светлому дню Пасхи, которая в этом году празднуется 12 апреля, Президентская библиотека подготовила редчайшую подборку научных исследований, раскрывающих значение и развитие Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны. Эта тема сегодня актуальна и в связи с приближающимся празднованием 70-летия Великой Победы.С первых дней Великой Отечественной войны в оставшихся на тот период церквах велась активная патриотическая работа с прихожанами. Иосиф Сталин был близко знаком с историей церкви и Законом Божьим — в молодости он учился в духовном училище и семинарии. Парадоксально, но именно там он стал атеистом. Об этом написано в труде Павла Победоносцева «Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников», хранящемся в фонде Президентской библиотеки. «Не случайно, — пишет о Сталине священник Дмитрий Дудко, — он и учился в духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему ее приобрести».

Как вспоминал телохранитель Сталина Ю. Соловьев, который последние десять лет был с вождем, «в его кабинете была икона Казанской Божией Матери, и он часто в одиночестве молился во внутреннем храме во имя Рождества Богородицы в Большом Кремлевском Дворце». Об этом повествуется в книге Павла Победоносцева.

Этот научный труд является ценным источником, потому что большая часть материалов исследования была опубликована впервые. Многие факты в советское время были засекречены.

Поворотное для всего православного сообщества событие произошло в 1943 году: 4 сентября в Москве прошла встреча Иосифа Сталина с патриаршим местоблюстителем Сергием (Старогородским), Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины Киевским и Галицким митрополитом Николаем. На этой встрече Сталин поручился, что «церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». Именно с этой даты начинается церковное возрождение. Религия стала играть все более важную роль в общественной и правовой жизни общества. Были открыты 22000 приходов, возрождена Троице-Сергиева лавра — центр русской духовности, а также духовная академия при ней. Стали чаще и массовыми тиражами публиковаться издания Московской патриархии. После долгого перерыва, в 1944 году, впервые состоялось празднование Пасхи в Советском Союзе.

Возвращение к религии, открытие храмов и смягчение официального курса в отношении веры выявили проблему с кадрами: долгие годы практически не было смены поколений, встал вопрос о духовном и каноническом руководстве во вновь открытых приходах. «В таких условиях единственным источником для замещения пустующих мест настоятелей церквей и диаконов становились священнослужители, отбывавшие ссылку на территории региона, а также священники, находившиеся на покое», — отмечается в научном издании Марии Редько «Русская Православная Церковь в условиях советского общественно-политического строя 1940-1980 гг. (на материале Красноярской епархии)». Автор приводит цифры: «…из 21 служителя церкви 19 человек находились в возрасте старше шестидесяти лет».

На сегодняшний день эти издания оцифрованы и находятся в фонде Президентской библиотеки, с ними можно ознакомиться в электронных читальных залах национального хранилища. Эти научные труды стали важным дополнением к уже имеющимся материалам, посвящённым истории православия. Также на портале Президентской библиотеки представлена масштабная коллекция «История Русской Православной Церкви», рассказывающая о её зарождении и становлении.

Другие статьи этого номера