Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Власть греха

Накануне Международного дня театра на малой сцене русского драматического театра имени А.В. Луначарского состоялась премьера спектакля «Седьмой грех» по пьесе Луначарского «Королевский брадобрей», написанной в 1906 году. Авторы постановки — Евгений Журавкин и Николай...

Накануне Международного дня театра на малой сцене русского драматического театра имени А.В. Луначарского состоялась премьера спектакля «Седьмой грех» по пьесе Луначарского «Королевский брадобрей», написанной в 1906 году. Авторы постановки — Евгений Журавкин и Николай Карпенко, исполняющие в пьесе главные роли: шута Аристида и короля Дагобера-Крюэля. Название не только снимает социальный аспект, неизменно присутствовавший в пьесах Анатолия Луначарского, но и перемещает центр драматического действия с интригана Аристида на короля и его замысел. Постановке придается оттенок притчи, и философское обоснование, от замысла до названия, заставляет задуматься. Постановщиками делается акцент не столько на блудной страсти короля Крюэля, сколько на его невероятной гордыне, маниакальном стремлении «плюнуть высшей власти в очи».Король, задумавший жениться на собственной дочери и ищущий этому законные основания, сделан безусловным центром постановки. «Средоточием власти, символом могущества» называет его сам автор пьесы, и игра Николая Карпенко соответствует этому определению. Это титанический злодей наподобие Ричарда III, только, в отличие от него, лишенный видимой, внешней ущербности. У такого короля, обладающего завидной внешностью, физической крепостью и силой, она должна скрываться глубоко внутри.

Дагобер-Крюэль — любитель «больших страстей всех родов», как он сам о себе заявляет устами писателя. В выразительном исполнении Н. Карпенко сама неудержимая тяга Крюэля к злодейству становится предметом театральной игры: он именно тот, описанный Луначарским «высокий старик с орлиным лицом», свирепый, мощный, с глубоким низким голосом. Его зубы по-волчьи оскалены, жутко сверкают темные, близко посаженные глаза. На широкие плечи наброшена шкура, могучую голову стискивает узкий обруч.

Нечто дикое, звериное в человеческой природе намеренно обнажено театром, для чего действие пьесы погружено в более далекое прошлое — не в XV век, как хотел драматург, а в X-XI. В мрачном дворце короля стены расписаны изображениями людей, которые кажутся страдающими. Угрюмы, небриты лица феодалов, окружающих Крюэля, в их одеждах доминируют темные тона, суровые ткани, мех. Пространство малой сцены дает возможность зрителям ощутить себя совсем рядом с героями постановки, самим оказаться в страшном королевском дворце.

Лаконичностью сценографии (художник — Ирина Сайковская) подчеркнут пугающий характер действия: на сцену ведет темный коридор-туннель, а массивный, грубо сколоченный трон короля стоит на помосте, немного напоминающем эшафот. Из туннеля вырывается свет, как адское пламя, на что он особенно станет похож в финале (художник по свету — Дмитрий Жарков). Музыка напоминает метроном или стук колес — это зримое воплощение биения сердца, задумавшего злодеяние.

Театр очистил текст от заметных проявлений патологии, присутствующих в пьесе, равно как и несколько адаптировал громоздкий и высокопарный слог писателя. Луначарский, увлекаясь драматургией экспрессионистов, отчасти перенял их манеру письма, но в его пьесах присутствуют и достоинства этой школы — страстность, яркие характеры и интересные (хотя и достаточно схематичные) сюжеты. В то же время именно благодаря своей схематичности эти сюжеты допускают вариативность, и каждая эпоха может расставить свои акценты. Если в постановках давних лет на первый план выдвигалась явная «антифеодальная» и антиклерикальная направленность «Королевского брадобрея», то сейчас театр, не давая оценок, приглашает зрителя к размышлению.

У Луначарского в пьесе брадобрей не менее важен, чем король, alter ego которого он сам в итоге и становится. Будучи ослеплен властью и жестокостью, в погоне за своей безнравственной целью Крюэль упускает контроль над собственным цирюльником-шутом, не догадываясь, что тот готовит покушение на его жизнь. Оба эти персонажа были равной величины в некогда популярном спектакле нашего театра «Королевский брадобрей», в 1959 г. поставленном Б. Рябикиным. Образ короля признавался даже более однозначным.

По воспоминаниям критиков, именно благодаря упоению своей жестокостью, хотя и талантливо сыгранному Б. Светловым, его герой терял власть над шутом. Тот, умело маскируясь, брал верх над королем, и все же в финале, видимо, для того, чтобы контролировать захватившего власть Аристида, появлялся портной — человек из народа. В тонко исполненной В. Стрижовым роли брадобрея уже были видны предпосылки того, чем она завершится: в притворной почтительности перед королем, в украдкой примеренной мантии…

По воспоминаниям видевших спектакль Б. Рябикина, «особенно хороша игра Стрижова в заключительной сцене. Здесь шут один. Он погружен в свой внутренний мир. Стоя перед небрежно брошенной на пол королевской мантией, он вдруг решает примерить ее, а вслед за нею и корону. И вот мы видим шута в церемониальном королевском одеянии. Но это уже не шут и не брадобрей. Жесты его уверенны, осанка горделива, взгляд властен. Перед нами — король, настоящий король, не чета Крюэлю! Но слышатся шаги Дагобера. Королевские регалии мгновенно слетают. Перед нами вновь брадобрей и шут».

Евгений Журавкин не стал наделять своего героя таким властолюбием: тихий, пронырливый, язвительный, он оттеняет ослепленного жаждой власти монарха, и лишь вырвавшийся гиенский хохот выдает его затаенную обиду.

Злодейское могущество короля подчеркивается трогательной кротостью его дочери Бланки (Наталья Романычева и Светлана Глинка). Символична мизансцена первой встречи отца с дочерью после долгой разлуки: словно крылья или подвенечный убор, широкие белые рукава платья Бланки обвивают шею короля… Ее трагическая покорность в финале, кажется, на какое-то время заставляет Крюэля осознать чудовищность своих намерений.

Театром интересно решен образ Доротеи (Ирина Демидкина), ее сцены с королем и архиепископом. Сообщая Крюэлю свои предостерегающие видения, отшельница извивается у подножия трона, попирая его босыми ногами, и трон опасно кренится. После увещеваний архиепископа (Андрей Бронников) Доротея с тем же жаром оправдывает короля, с каким прежде бичевала его словами, как свое тело кнутом. Такое превращение тем страшнее оттого, что Доротея равна королю по внутренней силе.

Наверное, самое мощное впечатление производит финал: глумливый монолог Аристида и его попрание ногой бездыханного тела короля, но еще более — неожиданное усаживание мертвого короля на трон и склонение колен собравшимися феодалами. Портной (Владимир Крючков), в чьих руках недавно символично мелькал, как кровавая полоска, красный сантиметр, которым он, в числе прочего, обмерял шею короля, властной рукой Чаусера (Евгений Чернорай) тоже ставится на колени. В этом — и сопряжение двух постановок, и времен, ниспровергающих кумиров и вновь создающих их…

На снимке: Бланка — Наталья Романычева, Дагобер-Крюэль — Николай Карпенко.

Фото из архива театра.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ