Свет Благодатного огня

Свет Благодатного огня

В праздник Пасхи во многих православных храмах России горит Благодатный огонь, привезенный специальным авиарейсом из Иерусалима. И в Севастополе от него люди с благоговением зажигают свечи и приносят их домой.Благодатный огонь является в храме Гроба Господня (Воскресения) уже не одно тысячелетие. Ежегодно все, кто находится внутри и рядом с храмом на Пасху, становятся свидетелями этого чуда. Самые ранние упоминания об этом событии в канун Пасхи датируются IV веком. Среди них сохранились также свидетельства мусульман и католиков.

В ожидании чуда литания (церковная церемония) Благодатного огня начинается приблизительно за сутки до православной Пасхи.

«И вот утром Великой субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трех часов. Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного огня», — пишет один из очевидцев.

Надеясь подловить православных на подделке, городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому, кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее время патриарха осматривают еврейские полицейские.

Перед приходом патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Затем православный и армянский патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту. В это время в храме выключается свет, и наступает напряженная тишина — все пребывают в ожидании. Люди молятся, прося Господа даровать Благодатный огонь. Обряд продолжается до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

ПЕРВЫЕ ВСПЫШКИ

Сначала храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного огня, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там между колоннами и стенами храма мелькают молнии. Мгновение спустя весь храм опоясывают молнии и блики, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекая к подножию храма, и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у людей в храме и на площади загораются свечи. Рядом с Кувуклией возникает светящийся столп, сами зажигаются лампады по ее бокам. И вот двери храма открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь.

Впервые это чудо произошло во время Воскресения Христова. В первые 3-10 минут загоревшийся огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим огнем — водят им по лицу, по рукам, поначалу он не опаляет даже волосы. Людей в храме переполняет ни с чем не сравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения.

Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая: у человека с изуродованным гниющим ухом рана, смазанная огнем, прямо на глазах затягивается; показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до «умывания» огнем).

ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАТРИАРХ

Находились иноверцы, которые пытались оспорить право православной конфессии на встречу Благодатного огня. В 1099 году Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоначальники, почитая православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им приделов в храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую субботу не совершилось чудо сошествия Святого огня в Кувуклии, пока не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…»

Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев Фульк рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святой огонь не являлся, и все целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда как бы по внушению небес духовенство латинское и король со всем двором своим пошли… в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой. А между тем греки и сирияне, оставшиеся у святого Гроба, раздирая свои одежды, призывали благодать Божью, и тогда наконец сошел святой огонь.

Но самый знаменательный случай произошел в 1579 году. Владельцами храма Гроба Господня являлись одновременно представители нескольких христианских церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. Колонна, из которой вспыхнул Благодатный огонь, стоит до сих пор — как напоминание о воле Божьей. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, чтобы одним отметить Пасху. Православные вместе с патриархом Софронием IV были удалены не только от Кувуклии, но и вообще из храма.

Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении огня, скорбя об отлучении от благодати. Армянский патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не произошло. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при появлении огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески, и зажглась свеча у православного патриарха, который передал единоверцам Благодатный огонь.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами храма, фактически по молитвам православного, а не армянского первосвященника.

Турецкое начальство разгневалось на самонадеянных армян и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смилостивилось и постановило ему в назидание о случившемся на пасхальной церемонии всегда следовать за православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного огня. И хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор.

ИКОНЫ ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ

Невозможно охватить все события, которые связаны со схождением Благодатного огня. Но одно из них заслуживает упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед этим чудом в храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это произошло в Великую пятницу в 1572 году. Свидетелями стали два француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке. А через пять месяцев — 24 августа — Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню. В 1939 г. в ночь с Великой пятницы на Великую субботу иконы опять замироточили. Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре. Через пять месяцев, 1 сентября 1939 года, началась Вторая мировая война. Вряд ли кому-то придет в голову считать это совпадением.

Наиболее яркое описание возгорания Благодатного огня относится к 1892 г., где приводится чудесная картина со слов патриарха. Он рассказывал, что, войдя в Кувуклию и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины. А сама плита начинала излучать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал подобно пороху, и свеча загоралась. Кстати, на плиту предварительно кладут хлопковую вату. По свидетельствам очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения.

И пока есть Церковь и верующие, пока свершается в храме Гроба Господня ежегодное таинство Благодатного огня в Великую субботу, значит, Бог еще не оставил нас.

Подготовила Марина ПАРХОМЕНКО.

Другие статьи этого номера