В розовом зале школы N 22 — шедевры Русского музея

На торжественное открытие выставки изобразительного искусства из собрания шедевров всемирно известного Русского музея собралась вся школа: преподаватели, учащиеся и даже некоторые выпускники, чьи дети проходят сейчас обучение в стенах этого учебного заведения. Были и гости. Выставка приурочена к важной исторической дате. 13 апреля 1895 года император Николай II подписал именной высочайший указ N 420 «Об учреждении особого установления под названием «Русский музей императора Александра III». Разместить музей было решено в Михайловском дворце, построенном архитектором К. Росси еще в начале ХIX века.7 марта 1898 года двери дворца открылись перед посетителями первого в России государственного музея национального изобразительного искусства. Этот важный исторический факт использовали устроители выставки в школе N 22. Особой строкой в экспозицию вписалась страница творчества младшей дочери императора Александра III — Ольги Александровны Романовой. В возрасте 12 лет она уже писала картины. Отец приглашал для ее обучения лучших учителей рисования.

В годы Первой мировой войны она на свои личные средства оборудовала госпиталь, где служила простой сестрой милосердия. В 1920 году Ольга Александровна переехала в Данию к родственникам своей матери, Марии Федоровны. Но в 1948 году обстоятельства снова вынудили ее переехать, на этот раз в Канаду, в г. Торонто.

Невестка великой княгини, родная племянница Николая II, Ольга Николаевна Куликовская-Романова, проделала огромную работу по собиранию картин Ольги Александровны, доставку их из Торонто во Владивосток к 400-летию дома Романовых в России.

Судьба Севастополя тесно связана с историческими исследованиями Александра III. По его инициативе начался сбор воспоминаний участников обороны Севастополя 1854-1855 гг., которые потом публиковались в сборниках исторического общества.

Император проявлял интерес и к живописи. Он в молодости обучался рисованию у профессора живописи Н. Тихобразова. Александр III был страстным коллекционером, уступая в этом отношении только Екатерине II. Русская реалистическая школа живописи ему была близка и понятна. Со временем установилась даже такая традиция на выставках передвижников — не продавать никаких работ до приезда цесаревича.

Открытие выставки из собрания Русского музея в севастопольской школе N 22 — продолжение исторической связи времен — сегодня так же ярко, как много лет назад.

— Это событие мы отмечаем все вместе как праздник, в который каждый из нас вкладывает частичку своей души, — рассказывает директор школы N 22 С. Мельник. — И взрослые, и дети, участвуя в подготовке этого события, открывают тайну богатства и разнообразия мира красок. А руководит этой работой уже много лет подряд преподаватель изобразительного искусства О. Яровая.

Ольга Петровна сама признается, что без фанатизма в ее работе невозможно обойтись. Опыт подсказал ей, что дети способны выполнить любое задание — свернут горы, но для этого их надо увлечь, зажечь и повести за собой.

— Дети — очень творческий народ, — убеждена О. Яровая. — Они стремятся что-то создать, у них богатая фантазия. Пишут картины на исторические сюжеты, связанные с родным городом, районом, где они живут, с семьей.

В коридорах школы на стенах представлены материалы о творчестве известных русских художников, а также их лучшие работы. У посетителя всегда есть повод остановиться и увидеть главное.

Учащиеся школы N 22 активно участвуют и побеждают в городских выставках и экспозициях, 13 выпускников избрали специальность, в основе которой лежит изобразительное искусство.

…Когда мы поднялись в класс, который ребята по праву называют творческой мастерской, мы убедились в том, что здесь каждому захочется попробовать себя в роли художника. Располагают к этому и педагог, и современные технические средства. Ребята с неподдельным интересом смотрели видеоэкскурсию по залам Русского музея, знакомились с творчеством К. Брюллова. Это было предметное закрепление материала, который готовился для школьной выставки.

А в это время на первом этаже в розовом зале, где экспонируются шедевры великого русского наследия, шла активная работа экскурсоводов из числа учащихся старших классов, которые знакомили младших школьников с историей создания всемирно известных картин.

Как сообщили нам в школе, сегодня выставку обслуживают 70 экскурсоводов из числа учащихся. Увлекательно построена их работа. Семиклассники Лера Александрова, Виталий Лопата и София Олишевич умело излагали новый материал учащимся третьего класса. Обращали их внимание на лучшие работы художников, рассказывали об их жизни и творчестве. Затем задавали вопросы по теме. Слушатели активно отвечали на них.

Здесь же, в розовом зале, экспонируются работы юных художников — учащихся школы N 22. Они представили копии картин известных русских художников. Марина Стародуб, ученица 7-го класса, написала копию картины И.И. Левитана «Озеро». Эльвира Басырова из 9-Д — копию картины И.И. Левитана «Золотая осень. Слободка». Девятиклассница Дарья Канецкая представила копию картины Н.К. Рериха «Небесный бой», а ученица из параллельного класса Татьяна Филлер — копию картины Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем».

Экспозиция репродукций картин Русского музея в школе N 22 разделена на семь залов: «Древнерусская живопись», «Живопись XVIII в.», «Живопись первой половины XIX в.», «Живопись второй половины XIX в.», «Живопись конца XIX — начала XX в.», «Советская живопись» и «Скульптура».

Всего на выставке представлено около трехсот картин. Коллекция создана преподавателем изобразительного искусства школы N 22 О. Яровой, которая воспитывает в своих питомцах чувство гордости за прошлое нашей страны.

Другие статьи этого номера