В чем эстетика?

В чем эстетика?

Античные греки более трёх тысяч лет назад уяснили и обозначили эстетикой ту истину, что прекрасное, в том числе и сотворённое рукотворно, мало увидеть глазами, важно воспринять его душой. А душе не прикажешь! Для восприятия прекрасного для неё важна гармония: например, сочетание архитектурного, скульптурного облика шедевра ещё и с местом размещения, его оформлением.Наиболее яркими классическими примерами в Крыму могут служить такие архитектурные достопримечательности, как «Ласточкино гнездо» и Форосская церковь Воскресения Христова, а в Севастополе — памятник Затопленным кораблям и Графская пристань. Установи их в ином месте, не настолько удачно сочетающемся с архитектурным обликом, и они определённо утратили бы свою экзотическую и архитектурную прелесть. Впрочем, «убить» эстетическую ценность творения можно, даже не разрушая и не передвигая ее, даже любя Севастополь.

Например, уже почти 170 лет парадные морские ворота Севастополя на Графской пристани «охраняют» два льва, которые по инициативе адмирала Лазарева и с соизволения лично императора Николая I были изготовлены в Италии из каррарского мрамора талантливыми местными скульпторами. Эти львы пережили две героические обороны Севастополя, были и ещё станут свидетелями многих происходящих на севастопольской земле, и конкретно на Графской пристани, судьбоносных для страны событий, по праву являются исторической достопримечательностью нашего города-героя. Сфотографироваться у львов на Графской пристани в память о посещении нашего города — мечта каждого гостя и туриста.

Оставим незапятнанным святое и великое — празднование Дня Победы и немногих других общественно значимых для страны и города дат и событий. Но разного рода торжества для Севастополя стали практически повседневностью, и, к сожалению, празднующие (как севастопольцы, так и гости города) мусорят, поэтому пришлось установить вазы для сбора мусора. Но между вазой для цветов и вазой для мусора, а точнее — урной, всё же большая разница. Настолько близкое соседство прославленных львов с придвинутыми к ним впритык урнами создаёт впечатление, что львы охраняют не символические парадные морские ворота города-героя Севастополя, а реально стерегут мусорные урны…

Архинеэстетично воспринимаются и тесно соседствующие архитектурные антиподы: символ Севастополя, классическое совершенство лазаревской эпохи — Графская пристань и нахально выпяченное порождение торгашеской архитектуры и правового беспредела девяностых годов прошлого века — торговый шалман. Ни для кого не секрет, что шалман возведён, как и сотни других ему подобных, с целью откровенной личной наживы и успел на этом «бойком месте» десятки раз окупить себя и сопутствующие затраты.

У жителей Севастополя, к сожалению, много претензий к разрушителям исторического и эстетического облика нашего города-героя. Особенно это бросается в глаза, когда идешь пешком и созерцаешь не только центр Севастополя. Скажем, если город-герой, то почему остановка общественного транспорта на улице имени дважды Героя Советского Союза Шабалина и по сей день именуется «Гипермаркет», который уже много лет как разорился и о нём напоминает лишь огромное пустующее здание…

Можно продолжать и продолжать, но срамиться не хочется, ведь наш город слишком славой велик, а «Славу Севастополя» читают не только севастопольцы и не только в Севастополе. Надо бы создать стараниями краеведов, познающих свой край не только по учебнику и компьютеру, а исходивших и обозревших каждую пядь севастопольской земли, общественную организацию для создания банка предложений по возрождению эстетического облика города и его окрестностей. Хотя бы там, где это ещё возможно и не требует больших затрат.

Другие статьи этого номера