Как «укротительница тигров» возрождала Севастополь

Как "укротительница тигров" возрождала Севастополь

Сегодня, 15 мая, всенародно любимой актрисе Людмиле Касаткиной исполнилось бы 90 лет. «Вечерняя Москва» сообщает, что в конце мая 1946 года будущий кинорежиссер Сергей Колосов вовлек «укротительницу тигров» в состав студенческой бригады артистов, которая выступала перед строителями, восстанавливающими Севастополь после войны. Так замечательная актриса внесла свою лепту в возрождение города русской славы. Благодаря красоте Черноморского побережья укрепилось их знакомство. На всю жизнь запомнила Людмила Касаткина вкус веточки муската, которую Сергей Колосов купил для нее на южном рынке на последние деньги. Через некоторое время после этой поездки была свадьба, а затем — 62 года семейного счастья. Они прошли по жизни, которая достойна воплощения в кинематографе, рука об руку. Благодаря этому семейному дуэту на большой экран вышли замечательные фильмы, которые до сих пор остаются популярными.Народная артистка СССР Людмила Ивановна Касаткина родилась в селе Володарском под Вязьмой в семье, далёкой от искусства. Это был прекрасный майский день1925 года, и родители девочки, Иван Алексеевич и Варвара Николаевна, искренне радовались рождению малютки с солнечной улыбкой. Вскоре после этого счастливого события семья рабочих переехала в Москву. Девочка училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении и с 11 лет начала выходить на балетную сцену в детских ролях. В студии она занималась с большим удовольствием и подавала надежды, но на танцевальной карьере поставила крест травма ноги. А обследование в больнице выявило ещё и малокровие. После четырёх лет занятий о балете пришлось забыть.

Будучи натурой творческой, Людмила продолжала мечтать о сцене, теперь уже театральной. В 1943 году успешно сдала вступительные экзамены в ГИТИС. В стенах вуза она познакомилась со своим будущим мужем, Сергеем Колосовым. Он поступил в институт ещё в 1939 году и продолжил обучение на режиссерском факультете после войны в 1946 году. Их история началась с розыгрыша. Бравый старший лейтенант и обаятельная студентка познакомились во дворе ГИТИСа в день рождения Людмилы в 1943 году. То, что это и есть подарок судьбы, она поняла не сразу.

Более того, улыбчивая и веселая барышня тут же по своей актерской натуре разыграла Колосова, вернувшегося с фронта по ходатайству профессора ГИТИСа Михаила Тарханова для продолжения учебы на режиссера. Но, видимо, он снова отправился на фронт, так как ГИТИС окончил только в 1952 году. Узнав о дне рождения эффектной студентки, он решил действовать немедленно и спросил разрешения принести ей домой цветы. Тем же вечером, изрядно пропетляв по арбатским переулкам, лейтенант с букетом пионов по придуманному ею адресу нашел-таки Людмилу, но не Касаткину… И вместо того, чтобы обидеться на лукавую блондинку, ранним утром следующего дня Колосов с пионами стоял у входа в ГИТИС.

После этого они шли к своей свадьбе еще 4 года. Но было ясно, что после той майской встречи они уже не могут обойтись друг без друга. В 1946 году Сергей Николаевич сделал Людмиле Ивановне первый серьезный подарок — книгу стихов Ильи Сельвинского с пророческой надписью: «Побываем и в Париже». За свою прекрасную совместную жизнь они посетили Париж, Канны, Монте-Карло, Варшаву и другие города, представляя созданные ими шедевры мирового кинематографа.

В 1947 году выпускница ГИТИСа поступила в труппу Центрального театра Советской Армии, где прослужила всю жизнь. На первых порах юная актриса исполняла роли своих ровесниц. Людмила Касаткина дебютировала на сцене театра в спектакле «Первый гром» в роли Оксаны. Потом ей доверили играть Женю Шульженко в «Фабричной девчонке» А. Володина, советской разведчицы Нины Снижко в «Барабанщице» А. Слынского, Марфиньки в «Обрыве» А. Гончарова. В дальнейшем в репертуаре актрисы появились образы Марьи Антоновны в гоголевском «Ревизоре», Флоретты в «Учителе танцев», Елены Андреевны в чеховском «Дяде Ване», Катарины в «Укрощении строптивой» и другие яркие роли. За 50 лет работы в родном театре Людмила Ивановна сыграла 60 ролей.

В марте 1954-го Касаткина получила первое предложение на кинопробы по сценарию с рабочим названием «Пять леопардов» от киностудии «Ленфильм». Для образа героини — укротительницы Лены Воронцовой — требовалось «цирковое лицо». Сергей Николаевич настоял на ее поездке в Ленинград. Людмила Ивановна вспоминала, что на пробах фильма, который станет потом известен как «Укротительница тигров», «наглядевшись на свое лицо, я пришла от него в полное расстройство». На следующий день в Москве Касаткина поделилась с мамой: «Что мне делать с моим лицом?» «Донашивать», — философски ответила мама.

Укротительница Воронцова стала поворотной ролью, которая принесла успех, любовь зрителей, и в то же время это профессиональное и личностное испытание для Касаткиной. На съемки она ездила из Москвы в Ленинград в течение полугода, и для достоверности образа ей пришлось войти в клетку к настоящему тигру. Фильм вышел на экраны в 1955 году. По всей Москве на громадных афишах красовались свирепая морда тигра, обаятельное лицо популярнейшего актера Павла Кадочникова и портрет во весь рост Людмилы Касаткиной с хлыстом.

Билеты достать было невозможно даже самим актерам, хотя фильм крутили во всех московских кинотеатрах с утра до ночи… Известный советский кинорежиссер Михаил Ромм и драматург Георгий Колтунов вспоминая о торжестве по случаю премьеры комедии: «Когда Людмила Касаткина в легком розово-сиреневом платье, будто юная принцесса, сияя русской красотой, появилась в зале, многие из деятелей культуры сказали: «Мы являемся свидетелями рождения новой звезды». «Вечерняя Москва» в те дни писала о роли Касаткиной: «Это первоклассная актерская работа». Невероятный успех картины вдохновил режиссёра Надежду Кошеверову на следующий фильм — «Медовый месяц», куда она вновь пригласила на главную роль Людмилу Касаткину. Однако новая комедия не смогла повторить рекордный рейтинг «Укротительницы тигров».

С кинематографом и театром Людмила Ивановна была неразлучна всю жизнь В 50-е годы в числе самых лучших ее спектаклей называли «Укрощение строптивой», по которому Колосов написал сценарий и в 1961 году снял первый в стране телевизионный фильм. За роль Катарины Касаткина получила первый международный приз на международном кинофестивале в Монте-Карло. В совместной фильмографии Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова — 12 киношедевров, вошедших в золотой фонд нашего кино. В их числе первый отечественный телесериал «Вызываем огонь на себя», «Оптимистическая трагедия», «Операция «Трест», «Мать Мария», «Душечка», а также потрясающий фильм «Помни имя свое» — по сути, антифашистский манифест. В основу его сценария легли реальные события. Людмила Касаткина сыграла в военной драме главную роль — Зинаиду Воробьеву, которая в годы Великой Отечественной попала в Освенцим и была разлучена с маленьким сыном. За эту роль Касаткиной вручили награды в Польше и в СССР — премию МКФ в Гданьске и Госпремию РСФСР имени братьев Васильевых. Сейчас, когда события Великой Отечественной пытаются исказить, было бы полезно показать этот фильм молодому поколению в России и Польше, в других странах Европы.

В 1972 году актриса снова снимается у Сергея Колосова в телевизионной исторической драме «Свеаборг». В 1973-м на телеэкраны вышел мини-сериал «Большая перемена» по мотивам повести Г. Садовникова «Иду к людям». Весёлая комедия, в которой задействована целая плеяда известных артистов, до сих любима зрителями. В 1975 году Людмилу Касаткину признали лучшей актрисой года по результатам опроса журнала «Советский экран». Во второй половине 70-х Людмила Касаткина снялась в политической драме «Диалог», телеопереттах «Под крышами Монмартра» и «Принцесса цирка», в других фильмах. В 90-е годы актриса редко появлялась на экране. В то время вышло несколько разноплановых картин с ее участием: исторический сериал «Раскол», авантюрная комедия «Судья в ловушке» С. Колосова и «чёрная» комедия К. Шахназарова «Яды, или всемирная история отравлений». Её последние работы в кинематографе — комедийная мелодрама «Ищу невесту без приданого» и экранизация рассказа Тэффи «Потерянные в раю».

Но главная роль, по убеждению Людмилы Ивановны, — это хранительница семейного очага, жена и мать. Супруги воспитали сына Алексея, который стал известным джазовым гитаристом, композитором и журналистом. Безусловно, можно сказать, что этой паре сопутствовала удача. У каждого крепкого союза есть и свои секреты семейного счастья. Но в актерской среде такой прочный брак и такое постоянство — большая редкость.

В мир иной они ушли практически вместе. Людмила Ивановна на похоронах мужа выглядела идеально, как истинная кинозвезда. Она пришла из больничной палаты, но со свежим маникюром и макияжем, как обычно, с прямой спиной и на каблуках. И ушла вслед за ним через 11 дней, не выдержав разлуки, 22 февраля 2012 года. Актрису похоронили рядом с мужем на Новодевичьем кладбище. А чтобы после их смерти не было места домыслам, супруги оставили после себя книгу «Судьба на двоих», написанную в соавторстве.

Другие статьи этого номера