Юрий ИТИН: «Мы стремимся делать театр молодым, ощущающим ритм времени…»

Юрий ИТИН: "Мы стремимся делать театр молодым, ощущающим ритм времени..."

Гастроли Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова в Севастополе всегда были особенным событием. И дело тут не только в гастрольной афише, которая традиционно составлена из сценических произведений, призванных потрясать наши чувства и будоражить воображение, спектаклей-откровений, порой жестких, но все же притягательных.Надо сказать, что история театральных взаимоотношений двух городов — Ярославля и Севастополя — насчитывает почти столетие. Не знаю, случайность это или воля провидения, но именно выходцам из Ярославля приходилось спасать и поддерживать севастопольский театр, но и севастопольцы не остались перед ними в долгу.

В Ярославле, недалеко от Театра Волкова, стоит небольшой старинный особняк — дом-музей, где прошли детство и юность великого певца, директора Большого театра, человека, для которого Севастополь был трудным эпизодом в жизни. Но в те два года здесь, у нас, Леонид Витальевич Собинов совершил настоящий гражданский подвиг. Судите сами: 15 ноября 1920 года в Севастополе окончательно установилась Советская власть, а уже в декабре посреди Гражданской войны, в крови, разрухе и голоде «светлый гений России» Леонид Витальевич Собинов подает докладную записку о национализации театров в Севастопольский ревком, тем самым спасая от голодной смерти сотни артистов и работников культуры. Это с его легкой руки севастопольский театр носит имя А.В. Луначарского.

Родом из Ярославля еще один человек, создававший традицию севастопольского, да что там севастопольского — крымского театра. Я говорю о Борисе Александровиче Бертельсе — выдающемся режиссере, возглавлявшем с 1928-го по 1954 год сначала объединенный Крымдрамтеатр, а затем — Севастопольский театр имени А.В. Луначарского. Здесь он воплотил свою идею реалистического искусства для широких трудящихся масс, воспетую петербуржской театральной школой.

Его сценические работы — «корень», который питает все дерево нашего театра, задает «породу» и определяет качество «плодов». И не правы те, кто считает театр чисто развлекательным предприятием. Искусство формирует личность, бережет и воспроизводит идеалы общества, воспитывает чувства, приобщает к культуре, даже развлекая, поднимает человека духовно. Личности театральных деятелей не менее важны, чем, скажем, персоны руководителей города.

И третий человек, продолжающий связь теперь уже с современным Театром Волкова, — заслуженный артист УССР Борис Михайлович Светлов, скульптурный бюст которого можно увидеть в экспозиции театрального музея. Дело в том, что внучка нашего артиста, Анастасия Светлова, сегодня является ведущей артисткой ярославского театра. Это она — красавица, «напоенная ядом мести», в «Екатерине Ивановне», Джина в спектакле «Двое бедных румын, говорящих по-польски», Анна Петровна в спектакле «Без названия», Эльмира в «Тартюфе»…

И связь эта не прерывается, ведь 17 мая откроются гастроли ярославцев на сцене театра имени А.В. Луначарского. Нам удалось задать несколько вопросов директору Первого русского театра имени Ф. Волкова Юрию Итину.

— Завтра, 17 мая, вы открываете гастроли на сцене театра имени А.В. Луначарского. Вы приезжаете не впервые. За последнее время это уже третий ваш визит. Что вы привезли в Севастополь?

— Действительно, третий год подряд мы работаем в вашем замечательном театре, любимом ярославцами и нашей труппой. В этом году мы привезли четыре самых разных, разножанровых, разностильных спектакля. Открываемся мы спектаклем «Без названия», лауреатом двух «Золотых масок» (высшая театральная награда России). Это спектакль большой формы по ранней пьесе Чехова, известной больше как «Безотцовщина» или «Платонов». Для специалистов, историков театра, она знаковая, потому что в ней заложены все будущие сюжеты и конфликты последующих чеховских пьес.

Мы покажем «Грозу» А. Островского в постановке молодого, очень интересного, способного режиссера Дениса Азарова. Вы увидите новое прочтение сегодняшним молодым поколением достаточно архаичной классической пьесы, которую мы помним из школьной программы. Насколько это современная, насколько тонкая, насколько это во многом страшная, трагическая пьеса, вы сможете увидеть в трактовке Дениса Азарова с участием практически всей молодой части нашей труппы.

— А сколько лет Денису Азарову?

— Денису — 29. Это его третий спектакль. Он поставил у нас еще «Бред вдвоем», Э. Ионеско очень интересный спектакль «Москва — Петушки», который мы отсюда, сразу из Крыма, везем в наш город-побратим Кассель, земля Гессен, Германия. А в Севастополь мы в прошлом году привозили его спектакль — концерт-реквием «Он не вернулся из боя». Им мы открывали гастроли. Знаете, у нас ставка на молодых.

— В репертуаре спектакли и вашего художественного руководителя Евгения Марчелли…

— Будут два его спектакля: «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки и «Человек и джентльмен» Э. де Филиппо. Таким образом, гастрольной афишей мы охватили все жанры — комедия, фарс, высокая трагедия, драма. Спектакли на любой вкус. Так что, дорогие севастопольцы, милости просим.

— В прошлом году после ваших гастролей со спектаклем «Екатерина Ивановна» по Л. Андрееву наша публика была очень возбуждена. Мы слышали множество самых разнообразных отзывов — от восторга до неприятия. То же самое было после спектаклей «Ромео и Джульетта» и «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Похоже, вы вносите в нашу театральную жизнь элемент воодушевления.

— Я бы сказал: «обжигания». Наш театр исторически самый старый, мы стараемся, чтобы он не был древним. Мы стремимся делать театр молодым, ощущающим ритм времени, работать в контексте всего, что происходит в мире.

— Надеемся, что ваши гастроли пройдут традиционно триумфально. Тем более что вы уже завоевали сердца севастопольских зрителей.

— До встречи в театре!

Беседу вела Т. ДОВГАНЬ.

Другие статьи этого номера