Лоховоз N 9

Семь лет назад, когда только появилась рубрика «Профили», даже в кошмарном сне трудно было представить, что когда-нибудь в ней придется говорить не об интересных людях и событиях, а о социальных проблемах! Ведь для этого есть другие профильные достойные рубрики и компетентные авторы, но… Как говорили древние, «если ты не займешься политикой, политика займется тобой». В нашем случае термин «политика» меняем на «социальная проблема» — суть изречения от этого не поменяется. Вот так витиевато и незатейливо мы переходим к профилю современного севастопольского пассажира общественного транспорта и, соответственно, к профилю пассажироперевозчика. Разумеется, в самой «пассажирской» рубрике «Профили».Карл Маркс придумал формулу капитала, которую каждый из нас помнит из курса политэкономии: деньги — товар — деньги. Емко, понятно, кратко. Кстати, эта формула эффективно действовала и в период «развитого социализма», откуда нас родом — солидное число. Суть ее проста: вы предлагаете услугу, за которую согласившийся на нее потребитель обязан заплатить некую заранее оговоренную сумму. Все честно и все довольны. К примеру, я покупаю билет в кинотеатр, будучи уверен, что на указанное в билете место сяду только я. Или покупаю квартиру, зная наверняка, что в ней не прописаны еще восемнадцать эмигрантов из Эфиопии.

Так вот, эта формула работает где угодно, но не в севастопольском транспорте! Попробую проиллюстрировать на собственном опыте. В качестве «мальчика для битья» я избрал абстрактного водителя маршрутки N 9 (хотя уверен, что избранный маршрут мог быть любым). Так уж случилось, что этим маршрутом я пользуюсь слишком часто и хорошо знаю не только историю, но и специфику проблемы. А проблема есть, да еще какая! Очень надеюсь, что после выхода этого материала проблемы появятся и у перевозчиков.

Старожилы помнят, что еще каких-то два года назад путешествие из Севастополя в Балаклаву было приятным времяпрепровождением. Даже длиннющая очередь пассажиров в летний период быстро поглощалась целой вереницей «ненасытных», более-менее комфортабельных маршруток, которые за десять минут довозили вас до живописной набережной Назукина в сидячем положении. А пару лет назад все вдруг кардинально изменилось: на смену маломестным «спринтерам» пришли многоместные «богданы».

При этом жителям и гостям города перевозчики клятвенно пообещали, что отправляться эти «лоховозы» будут тотчас после заполнения салона, то есть очень часто. Несмотря на протесты и демонстрации потерявших в одночасье работу водителей фургонов, тогдашние городские власти твердо вступились за «богданы». Странная любовь к автобусам у «слуг народа», не находите?! Может, оттого, что в автобусах они ездили еще в школе на экскурсию в Никитский ботанический сад?.. Не суть.

Речь о другом. Совсем скоро перевозчики изобрели «расписание». То есть автобус отправлялся не по мере заполнения салона, а согласно команде некоего диспетчера, и большинству пассажиров уже приходилось стоять, как в веселые времена развитого социализма. А потом и вовсе наступили «веселые» времена: «диспетчеры» бесследно исчезли, и теперь каждый водитель на глаз определял степень загрузки своего «лоховоза» и, соответственно, время отправления.

Понятно, что свободолюбивым гражданам такое положение дел пришлось не по вкусу, и они стали роптать, используя ненормативную лексику и вступая в «неуставные отношения» с матерью водителя. Чтобы уберечь свою легкоранимую психику от вербальных травм, водители применили тактику «от винта»! То есть они подгоняют транспортное средство, радушно распахивают двери и исчезают в неизвестном направлении. А появляются точно в тот момент, когда автобус напоминает консервную банку с бланшированной килькой. Двери закрываются (если получается!), автобус отправляется. Счастливого пути!

А теперь вновь обратимся к основоположнику научного коммунизма: деньги — товар — деньги. Вы платите за комфортный десятиминутный вояж в живописный уголок Севастополя, а в результате получаете экстремальную поездку с чужим зонтиком под ребрами, оторванными на рубашке пуговицами, чьим-то пакетом с мороженой рыбой на голове… Цена удовольствия — восемь рубчиков.

Рекомендую хоть разок попробовать — здорово примиряет с жизнью и учит толстовской любви ко всему миру. Но дело в том, что великое множество людей живет в Балаклаве. Представляете — живет, а работает в Севастополе. И наоборот! И они каждый день вынуждены проходить этот «скорбный путь» дважды! Запас человеколюбия и альтруизма у таких пассажиров тает, как шагреневая кожа, в то время как мизантропия и мракобесие, напротив, накапливаются до критического уровня.

Представьте, что, будучи жителем Балаклавы, вы решили посмотреть премьеру в городском театре. Вы надеваете парадный костюм или вечернее платье, штурмуете переполненный «лоховоз», участвуете в словесной перепалке и вскоре попадаете в роскошное театральное фойе, источая запахи чужих мужчин, незнакомых женщин, всех сортов рыбы, мяса и овощей, ну и разнообразных спиртных напитков «не первой свежести». А соприкоснувшись с прекрасным, вы возвращаетесь домой в том же самом «лоховозе», с теми же пассажирами и тем же водителем, который четко знает принцип «от винта»!

Я не иронизирую, а сожалею, что севастопольцев вот так незаметно, постепенно и цинично приучают быть скотом. И это при том, что мы живем в России XXI века, к тому же в городе федерального значения (или это я придумал?). А еще страшнее, что из-за «отвинтистов» меняется менталитет пассажиров, то есть севастопольцев. Раньше невозможно было представить, чтобы пожилая дама с авоськами или беременная женщина стояла возле сидящего молодого парня, демонстративно читающего конспект с планшета или отсылающего СМС. Теперь такая картина — сплошь и рядом, и женщины даже не претендуют на обыкновенное человеческое «Присаживайтесь, пожалуйста!» А все потому, что, заплатив деньги, человек имеет право на проезд из пункта А в пункт Б хотя бы с минимальным комфортом.

С такими темпами обеспечения пассажироперевозок совсем скоро мы привыкнем к старому способу передвижения «на колбасе». Севастопольцы помнят, как после парада Победы в прошлом веке (и в этом, кстати, тоже) на троллейбусе можно было уехать исключительно таким способом. Нет, если бы нам объяснили, что сейчас тяжелое для городского транспорта время, разруха, «надо немного потерпеть, ведь всей стране нелегко», то этого материала и вовсе не было бы, но…

Вернуть на линию в том же объеме владельцев «спринтеров» — два пальца об асфальт! Пусть будет здоровая конкуренция, как того требует российское законодательство. Минимум три подрядчика должны участвовать в любом тендере. И пусть на конечной остановке стоят унылые «отвинтисты» и «стая автопираний», жадно поглощающая любое количество пассажиров. К тому же не будем забывать, что уже завтра — лето и количество желающих попасть в Богом избранный уголок увеличится даже не в разы, а в десятки раз. И если для жизнерадостных юных россиян путешествие на «лоховозе» — незабываемое приключение, то для жителей Балаклавы (особенно пожилых) эта ежедневная вынужденная дорога туда-обратно станет «дорогой жизни»!

Вот вроде вкратце разобрались с постулатом «Кто виноват», осталось ответить на второй извечный вопрос русской интеллигенции: «Что делать?» Я не настолько кровожаден, чтобы предложить радикальный способ наказания виновных, как в Северной Корее. Там хорошо уяснили действенность сталинского «Нет человека — нет проблемы!» и принялись казнить чиновников поштучно и группами. Лучше вспомню опыт другого российского реформатора — Петра Великого. Публичные порки. На эту действенную экзекуцию государство не потратит ни копейки из бюджета, а эффект будет разительным.

Нужны всего одна машина ГИБДД, видеокамера и «лазутчик». «Лазутчик» скрытно снимает степень заполнения «лоховоза», отправляет СМС с реквизитами «отвинтиста» патрульной машине в районе 7-го километра, те «принимают» нарушающего все мыслимые и немыслимые правила безопасности пассажироперевозок, снимают на видео стахановский «надой», и через суд он лишается лицензии. Надолго. Можно навсегда, ведь это же — показательная порка! Поверьте, что этот любитель сверхприбыли этим же вечером в гараже, рыдая, расскажет всем своим собратьям-«стахановцам» о своей печальке. Проблема решена. Ну и периодически устраивать подобные засады и «кавалерийские наскоки», причем на всех востребованных маршрутах города.

Всякий раз, когда я втискиваюсь в переполненный «лоховоз» N 9, чувствую себя лермонтовским фаталистом или корнетом, играющим в «гусарскую рулетку». Оглядываюсь по сторонам и мысленно определяю, что будет с каждым пассажиром в случае экстренного торможения на приличной скорости… Вот этой моложавой блондинке придется забыть о передних зубах, у этой старушки — гарантированный перелом ключицы, ну а у подвыпившего дачника — компрессионный перелом позвоночника… Похоже, что наша безопасность — ничто в сравнении со сверхприбылью водителя переполненного «богдана». Грустно еще и оттого, что среди этих «отвинтистов» очень много балаклавцев…

Интересно, что-нибудь изменится после выхода этого материала в городской газете? А если да, то в какую сторону? И как быстро это произойдет? Ведь лето начинается уже завтра. Самое «Время жить в Севастополе»! Жить, заметьте, а не выживать.

К сему Андрей МАСЛОВ.

Другие статьи этого номера