Здравоохранение Севастополя должно стать лучшим!

Здравоохранение Севастополя должно стать лучшим!

19 мая на брифинге для СМИ директор департамента здравоохранения Севастополя Юрий Восканян рассказал о том, как городская медицина интегрируется в систему ОМС.Свое выступление начальник горздрава начал с того, что система здравоохранения города, по сути, является «лакмусовой бумажкой» проводимых правительством преобразований. С 1 января 2015 года севастопольцы перешагнули в принципиально новую систему обязательного медицинского страхования (ОМС), которая больше двух десятков лет отрабатывалась в Российской Федерации. А в Севастополе переход осуществился очень быстро.

— Это потребовало значительного перенапряжения всех кадровых ресурсов, которые работали в отрасли, чтобы сделать переход малозаметным для больного, — отметил Юрий Восканян. — Это совершенно другая система финансирования, это значительный объем нагрузок, связанных с впервые формирующимся регистром застрахованных, это дополнительная система отчетности, которая формируется изначально и потом становится рабочей… Мы сразу же пошли по пути правильного выстраивания финансово-хозяйственного взаимодействия медицинских организаций, страховых медицинских организаций территориального фонда. То есть финансирование, как и во всей РФ, осуществляется за фактически выполненный объем. И с 1 апреля практически все медицинские организации вышли на те показатели, на ту структуру расходов, которые позволяют им стабилизироваться, развиваться и дальше улучшать свою медицинскую деятельность.

Продолжая разговор о том, что нового произошло в медицине с 1 января текущего года, начальник горздрава подчеркнул, что севастопольцы столкнулись с принципиально новой системой льготного лекарственного обеспечения, связанной с формированием регистра региональных льготников, которого ранее в городе никогда не было. Кроме того, значительно увеличились потоки обращений пациентов и в поликлинические заведения, и на станцию «скорой медицинской помощи», и в стационары города.

— В первую очередь это связано с увеличением численности населения, — сказал Юрий Восканян. — Все мы понимаем, что та база здравоохранения, которая досталась нам в наследство, была рассчитана даже не на 382 тысячи жителей, а на меньшее количество. Сегодня же мы имеем уже более 400 тысяч населения. Второй момент — доступность, то есть бесплатность оказания медицинской помощи значительно увеличила потоки пациентов в медучреждения города. Приведу пример по «скорой помощи», которую сейчас ругают во всех СМИ: количество вызовов по нормативу, который существует во всех субъектах РФ, не должно было превысить 31 тысячу за первый квартал, а их было выполнено более 42 тысяч. То же самое касается госпитализации, посещения амбулаторно-поликлинических учреждений… Мы перешли на совершенно иную систему диспансеризации и профосмотров, где число консультаций специалистов и выполняемых диагностических процедур в разы превышает то, что было в Украине.

Как было отмечено далее, все это потребовало дополнительных ресурсов, проведения маршрутизации пациентов, так как уровень оснащенности медицинских организаций оставляет желать лучшего. Чтобы привести его в соответствие с требованиями, всем субъектам РФ потребовалось от 3 до 5 лет, а Севастополю для этого дано всего полтора года (до 31 декабря 2015 г.).

— Сегодня нет ни одного учреждения, которое в полном объеме оснащено необходимым оборудованием для завершения всего единого цикла, и мы вынуждены перераспределять потоки внутри больниц, между поликлиниками, для того чтобы не пострадало качество медицинской помощи, — признал Юрий Восканян. — Важным этапом стало построение системы организации плановой медицинской помощи, которая на момент вступления Севастополя в РФ практически отсутствовала. Анализ ситуации показал, что 98% госпитализаций в 1-ю горбольницу осуществлялось по неотложным или экстренным показаниям. Конечно, в таком режиме не может работать ни одна система здравоохранения, так как здесь исключается любой вариант планирования, управления ресурсами, и главное — создается дискомфорт самим пациентам.

По словам начальника горздрава, территориальная программа государственных гарантий принципиально изменила технологию планирования объемов медицинской помощи. Определены не просто объемы медпомощи, которые могут быть предоставлены бесплатно жителям Севастополя и другим застрахованным гражданам, но и предельные сроки ожидания плановых объемов медицинской помощи: это сроки ожидания консультации специалистов, плановой госпитализации, выполнения определенной диагностической процедуры.

Чтобы этот плановый характер обеспечить, необходимо было изменить работу всех регистратур, разделив их по функционалу.

— Сегодня у нас практически в каждой регистратуре создано по два окошка, куда обращаются пациенты, — сказал Юрий Восканян. — В одно — пришедшие впервые в этом году на прием и которым требуется заполнение документов, в другое — пришедшие повторно. У каждой регистратуры созданы колл-центры для осуществления записи по телефону. Оптимизированы журналы самозаписи, чтобы пациент мог записаться и прийти на прием в оговоренное время, а не выстаивать очередь… Да, есть еще многие факторы, которые, к сожалению, не могут быть устранены в эти короткие сроки. Это дефицит врачей первичного звена, в частности специалистов. Так, в детском звене дефицит таких специалистов, как ортопед, кардиолог, эндокринолог, не позволяет выдерживать оговоренные сроки приема. Но работа по укомплектованию этих штатов ведется.

Говоря о результатах, начальник горздрава отметил, что мониторинг ситуации проводится ежемесячно, и уже наметился некий позитив. Время сейчас действительно непростое, но руководители на местах должны осуществлять постоянный контроль. Необходимы ежедневный труд и обратная связь с пациентами.

— Надо находить взаимопонимание со всеми, — подчеркнул Юрий Восканян. — Потому что для всех нас основная благая цель — чтобы здравоохранение Севастополя стало лучшим, и как можно быстрее. Повернуть назад мы не можем. Все задачи, которые поставлены, должны быть выполнены.

Другие статьи этого номера