Русский дух Саврасова

Русский дух Саврасова

24 мая отмечается 185-летие со дня рождения выдающегося русского художника Алексея Саврасова. Примечательно, что в Севастополе в фондах Художественного музея им. М.П. Крошицкого хранится один из пейзажей замечательного мастера.Картина «Весна» поступила сюда в 1926 году из Москвы (Главнаука). Ранее она находилась в частной коллекции Н.И. Гучкова. В акте передачи она значится как «Провинциальный дворик». Пейзаж написан в последние годы творчества художника — драматичные, полные душевного смятения и личной неустроенности. Но, несмотря на это, ему удалось с присущим русскому человеку сопереживанием опоэтизировать обыденность провинциального церковного дворика.

На этом полотне художник показал природу, мягко освещённую весенними солнечными лучами, задний дворик за старой церковью с колокольней. Открытая калитка словно приглашает вас заглянуть вглубь, но приоткрывает только ствол осины и кустарники за ней. Листва на деревьях ещё совсем свежая и прозрачная, сквозь неё светит солнце, и деревья кажутся золотыми. Сразу же невольно попадаешь под очарование этого пейзажа, который создаёт радостный настрой.

«Весна» неоднократно участвовала в значимых выставках, в том числе в Государственной Третьяковской галерее (к 50-летию со дня смерти Саврасова) и в вернисаже «Меценаты и коллекционеры», посвященном 70-летию Севастопольского художественного музея.

Саврасов — художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Конечно, и до Саврасова в нашей стране были пейзажисты. Но их произведения были похожи на копии итальянских и французских пейзажей, и не имели ничего общего с родиной, русским духом. Именно Саврасов первым показал, как прекрасны весенний день, русские дороги и мокрые поля. В 1871 году он выставил на передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели». Она вошла в нашу жизнь наравне со стихами Пушкина и романами Толстого. Иван Крамской писал тогда: «Грачи прилетели» есть лучший экспонат, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и Шишкин. Но всё это — деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в семье небогатого торговца-галантерейщика, московского купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке, и был крещен в церкви великомученика Никиты, за Яузой. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья: семья жила то на Якиманке, то на Пятницкой улице, то у Калужской заставы.

Способности к живописи у мальчика проявились рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже неплохо владел кистью и писал пейзажи гуашью и акварелью. Он изображал модные в то время романтические мотивы вроде «Извержения Везувия» или «Бури на море» (в духе Айвазовского). Их охотно раскупали по низкой цене торговцы с Никольской улицы и у Ильинских ворот. Но путь в большое искусство оказался для Алексея нелегким.

В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ). Но, по-видимому, из-за болезни матери и протестов отца, который видел в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонял его «из квартиры за страсть к живописи на чердак», был вынужден прекратить учебу. И только в 1848 году Алексей смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища под руководством преподавателя Карла Рабуса. Мечта Саврасова сбылась благодаря помощи Рабуса, учеников МУЖВ Александра Зыкова, Сергея Грибкова, а также при поддержке просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д. Лужина, прослышавшего о «необыкновенных художественных способностях» Алексея. Во время обучения, в 1850 году, он выполнил картину «Камень в лесу у Разлива», которую искусствоведы считают немного неудачной по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» он был удостоен звания неклассного художника, которое присваивалось тем, кто получил малую серебряную медаль Академии художеств.

Имя Саврасова сделала известным другая работа, выполненная в 1851 году, — «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». По точному замечанию художника Н.А. Рамазанова, живописец «передал <…> момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню». В 1852 году, после поездки по южным губерниям России, Саврасов написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи».

В год окончания училища, летом 1854 года, Алексей Кондратьевич выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика. Первая из них в 1858 году была приобретена П.М. Третьяковым.

Что касается личной жизни художника, то осенью 1857 года 27-летний Алексей Саврасов женился на 31-летней Софье Карловне Герц (1826-1895). Она была сестрой учившегося вместе с ним художника Константина Герца и известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. В этом браке у супругов родились четыре дочери и один сын. К сожалению, две девочки умерли в детском возрасте. В конце 1876 года брак распался. Жена уехала от него с дочерьми Верой и Евгенией в Санкт-Петербург к родной сестре, Аделаиде Герц.

В 1887-1888 гг. Алексей Саврасов жил в Москве — с Верой Ивановной Киндяковой, и написал в её квартире несколько картин. Но, очевидно, что-то у них не сложилось. С 1893 года и до конца жизни Саврасов жил в Дорогомилово-Тишинском переулке, возле Плющихи, — с Екатериной Матвеевной Моргуновой. У них родились сын Алексей и дочь Надежда.

В 1858 году Алексей Кондратьевич стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году была выполнена одна из лучших работ Саврасова — «Пейзаж с рекой и рыбаком». В 1860 году он принял участие в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств.

В 1862 году начался новый период в жизни художника — он путешествовал по Европе. Саврасов посетил всемирную выставку в Лондоне, побывал во Франции, Швейцарии, Германии. Мастер написал несколько швейцарских пейзажей.

Совместно с В.В. Пукиревым Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1871-1875 годах, живя и работая в основном в Москве, Алексей Кондратьевич участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873-1878 гг. — в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы, выезжал в губернии России, в Поволжье. В этот период появилась его самая знаменитая картина — «Грачи прилетели» (1871), а также «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), «Радуга» (1875) и другие работы. Его картины выставлялись на всемирных выставках — Венской 1873 года и Парижской 1878-го, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882 году.

В конце 70-х годов XIX в. Саврасов тяжело заболел алкоголизмом: в его творчестве появились мрачные мотивы, а жизнь покатилась по наклонной. В 1882 году его уволили из Московского училища живописи. Последние годы жизни художник провёл в нужде. «Когда А.К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году он написал «Пейзаж. Село Волынское» с чадящей дымом фабрикой, в 1893-м — картину «Весна. Огороды».

Художник умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. А любимый ученик Саврасова Исаак Левитан откликнулся на смерть учителя теплыми, искренними словами:

«С Саврасова появились лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <…> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». Журналист и литературовед И.М. Гронский отмечал: «Саврасовых в русской живописи немного… Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы». Среди его учеников было немало талантливых художников: Лев Каменев, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Сергей Светославский.

Именем художника названы улицы в Москве и других городах России, а в 1956 году выпущена почтовая марка СССР «Грачи прилетели». Картины А.К. Саврасова украшают ведущие художественные собрания России, Украины, Латвии, Казахстана и Молдовы. Его бессмертные пейзажи по-прежнему притягательны для посетителей музеев.

На снимке: картина «Весна» из фондов Севастопольского художественного музея.

Другие статьи этого номера