Девять тысяч страниц в фотолетописи Победы

Девять тысяч страниц в фотолетописи Победы

Как уже сообщала «Слава Севастополя», в эти дни в выставочном зале мемориального комплекса «35-я береговая батарея» демонстрируется выставка фронтового фотокорреспондента газеты «Красный флот» Бориса Григорьевича Шейнина, посвященная 70-летию Великой Победы. От осажденного Севастополя до поверженного Берлина — таков его боевой путь. Эта годовщина совпадает с ещё одной юбилейной датой нашего земляка: он родился 100 лет назад — 26 мая 1915 года.Борис Григорьевич Шейнин — коренной севастополец. Ещё шестиклассником Боря решил стать профессиональным фотографом. На конкурсе севастопольской школы N 8 он ведь занял первое место! Мечта неожиданно сбылась, когда его призвали служить на Черноморский флот. На выставке в Севастополе в Доме флота на снимки матроса Б. Шейнина о флотских учениях обратил внимание заместитель наркома ВМФ И.В. Рогов. Он приказал направить моряка (без установленных в то время характеристик) в редакцию газеты «Красный флот», которая стала выходить в Москве. Всю войну «Красный флот» печатал фотографии Б. Шейнина из Одессы и Севастополя, с фронтов и флотов, из Вены и Берлина.

…Купол Владимирского собора в дымовой завесе, у подножия стелется пламя. В соседних разрушенных зданиях зияют, как пустые глазницы, оконные проемы. Этот снимок приобщился к материалам Нюрнбергского процесса в списке обличительных документов как свидетельство варварства гитлеровских захватчиков, уничтоживших в Севастополе памятники архитектуры и духовные святыни города.

На фотоснимках, которые можно рассматривать как страницы книги, отразились и горечь военных потерь, и радость победных залпов. Друживший с Борисом Шейниным писатель Петр Сажин, автор книги «Севастопольская хроника», особо отмечал его уникальные фотографии, сделанные с риском для жизни: «В снимках Шейнина, исторически точных и правдивых, виден характер фотографа: он всегда удивлял меня презрением к опасности во время съемок».

…Крейсер «Красный Крым» ошвартовался в Южной бухте. Борис Шейнин добирался до его стоянки, получив задание сделать фоторепортаж по случаю присвоения кораблю звания гвардейского. И попал под налет вражеских самолетов. С неба на бухту сыпались бомбы, во все стороны разлетались осколки. Пришлось корреспонденту спрыгнуть в траншею. Потом он выбрался на открытое для съемки, но опасное место.

Из книги Б.Г. Шейнина «В объективе война»:

«Вдруг все заглушает взрыв. Не раздумывая, вскидываю фотоаппарат с телеобъективом к небу, спускаю затвор лейки и тут вижу: из светлого оранжевого облака вываливается крыло самолета со свастикой. Инстинктивно прикрываю аппаратом голову от летящих сверху осколков. Снова нажимаю на кнопку затвора. Очень близко падает кусок самолета. Плотный, раскаленный, как броневая плита, воздух бьет в грудь и опрокидывает на спину. Щупаю фотоаппарат. Не поврежден!»

Снимок сбитого германского бомбардировщика тогда обошел крупнейшие газеты мировой печати! Позднее его опубликовал на обложке американский журнал «Лайф», снабдив надписью: «Леди и джентльмены! Смотрите, так разлетается на куски фашистская свастика».

На предыдущей выставке Б. Шейнина, проходившей в Художественном музее им. М.П. Крошицкого, у фотографии «Взрыв немецкой подводной лодки» задержался крепкого сложения мужчина со звездой Героя России. Мы разговорились. Гость из Санкт-Петербурга, бывший командир атомохода капитан 1 ранга А. Ефанов, поделился своими впечатлениями: «Довелось мне видеть много фотографий, снятых в годы Великой Отечественной войны. А здесь представлены редчайшие кадры. Они делают зрителей как бы очевидцами тех событий, вызывают чувство гордости за наших отцов, победивших грозного врага. Любовь к жизни и боль за страдания людей переданы Борисом Шейниным с неповторимым мастерством, достойным глубокого уважения и благодарности. Для воинов-черноморцев такие выставки послужат наглядным уроком служения Отечеству».

В 1965 году «Литературная газета» впервые(!) вынесла на первую полосу фотографию Берлина 1 мая 1945 года с комментариями писателя Василия Субботина, автора вышедшей миллионным тиражом книги «Так кончаются войны»: «Я рад, что здесь печатается снимок известного и прославленного во время войны корреспондента-черноморца Б. Шейнина, сделанный на крыше рейхстага. Это очень честный и правдивый снимок. В нем есть будничность, естественность, простота и натуральность, которые сами собой отметают всякую фальшь».

…Шел ожесточенный бой. Королевскую площадь перед рейхстагом прочерчивали трассы огня, взрывались мины и снаряды. Проникнуть туда в первые часы атаки, да еще с фотоаппаратом, никто не мог.

Из воспоминаний Бориса Шейнина:

«У Бранденбургских ворот ко мне подошел фоторепортер журнала «Огонек» Олег Кнорринг и говорит: «Давай, Борис, взберемся на крышу, смотри, там уже лазают какие-то солдаты… Подходя к зданию, я увидел на лестнице убитого. Кольнуло сердце: какое горе — умереть в пяти метрах от победы… Добрались мы по еще горящим балкам на крышу рейхстага с помощью обстрелянного солдата, черного от копоти. И тут я увидел, что на обломках фигур рыцарей на рейхстаге один из наших бойцов держит на небольшом древке темно-красное полотнище…»

Знаменитое Знамя Победы, специально сшитое и чистое, выносят теперь на парады. А этот флаг, задымленный и пробитый пулями, бойцы пронесли, быть может, от самой Москвы.

Сам Борис Шейнин с присущим ему юмором рассказывал, как начинался его фронтовой путь:

— Мои первые военные снимки — из осажденной Одессы. А однажды выяснилось, что воевал я всего три минуты! Так подсчитала моя дочь Тамара: она — математик. За 47 месяцев войны я снял девять тысяч кадров. А один «щелчок» происходит со скоростью в одну пятидесятую секунды. Значит, Тамара права: получается примерно три минуты!

Фронтовые дороги капитан-лейтенанта Б.Г. Шейнина отмечены многими наградами: в их числе два ордена Красного Знамени, Отечественной войны и Красной Звезды; в медалях — боевой путь от Севастополя до Вены и Берлина. И есть награда, которой Борис Шейнин особенно гордится: это почетный знак ветерана 2-й гвардейской армии. Он получил его вместе с письмом генерал-лейтенанта И.С. Стрельбицкого, заместителя командующего армией:

«Дорогой наш гвардеец Борис Григорьевич!

Артиллеристы армии помнят Вас по совместной деятельности в боях за Севастополь. Мы ценим Вашу товарищескую, профессиональную помощь нашим гвардейцам в создании фотопанорам в целях управления артиллерийским огнем. За Ваш фронтовой труд, за подвиг в освобождении Севастополя и Крыма, за Ваше хорошее чувство поддержки боевых друзей благодарим…»

Из воспоминаний Бориса Шейнина:

«Газета «Красный флот» 7 мая 1944 года напечатала мой снимок «Севастополь в огне». На нем сквозь дым различались едва заметные белые черточки. Командующий артиллерией 2-й гвардейской армии генерал-майор Иван Семенович Стрельбицкий сразу понял: это огневые точки противника. Он приказал меня разыскать. И когда я предстал перед генералом, он спросил, можно ли из снимков составить панораму города. Услышав утвердительный ответ, сказал: «Немедленно!»

Благодаря этой фотопанораме артиллеристам удалось подавить многие огневые точки гитлеровцев. К вечеру после освобождения Севастополя генерал, встретив меня, сказал: «Знаете, многие бойцы обязаны вам жизнью. Вы теперь навсегда наш гвардеец!» И вот через четверть века прислали знак почетного гвардейца.

Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши:

«Севастополь — наш! Свершилось! Теперь скорее на мыс Херсонес. Там гитлеровцы кое-где ещё сопротивляются. Медленно лавируя сквозь толпы беспорядочно идущих навстречу заросших пленных, среди разбитых танков и орудий пробираемся вперед. Вот и Херсонес. То, что я увидел, выйдя из машины, не придумать при самой буйной фантазии… Оранжевое поле бывшего аэродрома превратилось в хаотическое нагромождение обломков и ещё уцелевшей военной техники. Всюду валялись вражеские солдаты, вперемешку с ними раненые. Они прятались друг за другом. Падали на землю, бросались с крутого берега в воду. Море от берега до горизонта было усеяно самодельными плотами, досками и бревнами, надувными лодками. Море не спасало. Море помнило сорок второй. Пришло возмездие. Такой момент и снял Борис Шейнин».

Тысячи эпизодов и героев войны запечатлел замечательный севастопольский фоторепортер Борис Григорьевич Шейнин. Они публиковались во всех изданиях, посвященных Севастополю, они вошли в летопись Великой Отечественной войны. А снимок с крыши рейхстага был сделан 1 мая 1945 года — за Берлин еще шло сражение.

«ТРИ МИНУТЫ ВОЙНЫ» БОРИСА ШЕЙНИНА

Фотовыставка вызвала у севастопольцев и гостей города притягательный интерес и благодарные отзывы. Прочтем некоторые из них.

«Удивительная выставка! Поражает масштаб работы военного корреспондента Б. Шейнина. Гордость и уважение к человеку, прошедшему всю войну! Каждый в то время вносил свою лепту в Победу. Спасибо организаторам и особенно дочери Тамаре за великолепную выставку!»

Галина Белошапко, Ольга Лапкина. Санкт-Петербург. 7 мая 2015 г.

«Мне понравились все фотографии. Только сегодня я поняла, что такое война. Очень удивилась, мне было интересно: неужели это снимал один человек?»

Саша Свирская, 11 лет. Пермь.

«Фотографии уникальные. Я, как специалист по второй обороне Севастополя, рассматривал их с глубоким интересом. Мне казалось, что про город-герой я знаю практически всё. Но эти фотографии заставили меня по-другому посмотреть и на Севастополь 1941-1944 годов, и на войну. Я склоняю голову перед мастерством Бориса Шейнина».

Е. Шацило.

Эти и многие другие отзывы лучше всего обобщает короткая фраза из давнего письма одного из самых авторитетных военных писателей ХХ века: «Уважаемый Борис Григорьевич! Мне по душе Ваши снимки, сделанные в гуще боев. Таких снимков у Вас немало, и я высоко их ценю. Жму руку. К. Симонов. 3.05.75″.

К творческому наследию Б.Г. Шейнина неоднократно обращались и кинодокументалисты, и историки. Его фотографии печатались в книгах маршала Г. Жукова, адмиралов Н. Кузнецова, И. Исакова, писателей Г. Черкашина, П. Сажина. Он и сам написал книгу «В объективе война», выдержавшую три издания.

В эти дни на книжной витрине исторических новинок в Морской библиотеке выставлен объемный фолиант из серии «ВМФ Советского Союза в Великой Отечественной войне». Только в 2014 году с издания снят гриф секретности. Первый том посвящен Черноморскому флоту. В этой фундаментальной книге опубликовано 500 снимков и рисунков. Более 50 из них подписаны «Фото Б. Шейнина». Так значимость фронтовой деятельности Бориса Григорьевича проявляется и в наши дни.

Выступивший на открытии фотовыставки художник Анатолий Шорохов особо подчеркнул высокое профессиональное мастерство Б.Г. Шейнина и современное звучание его творческого наследия. Это проявилось в «Севастопольской поэме» (издание 1964 г.), в которой фотографии Бориса Шейнина сопровождают стихи Николая Криванчикова. Завершается поэма примечательным обращением:

Чтобы тот, кто не был сам в окопах,

Чьи сквозь фронт не пролегли пути,

Понял, что такое Севастополь

С орденом военным на груди!

* * *

ПОСЛЕСЛОВИЕ

На юбилей Б.Г. Шейнина откликнулись многие севастопольцы и приезжие гости. Председатель Клуба любителей истории города и флота О.Г. Доскато так обобщил эти мнения: «В Севастополе давно было высказано предложение об установлении на доме на проспекте Нахимова, 3, где проживал Б.Г. Шейнин, мемориальной доски в память о нашем замечательном земляке. Эту инициативу поддерживают региональное отделение Союза журналистов России, Фонд культуры и истории им. Г. Черкашина, ветеранские организации, музеи, историки и педагоги, деятели литературы и искусства. Мы надеемся, что городское руководство, депутаты законодательного собрания примут соответствующее решение. Если пройдет голосование, «воздержавшихся» и «против» среди севастопольцев не окажется. Принято единогласно! Пора выпустить и альбом фотографий Бориса Шейнина «От Севастополя до Берлина», в котором очень нуждается молодежь и который несомненно прославит наших героических воинов, старшее поколение».

Другие статьи этого номера