Безбарьерная среда: Севастополь. История включения

Погода иногда правит бал. Так было и в этот раз, когда в дождливый день в Симферополь приехали специалисты из различных регионов России на всероссийское совещание руководителей инклюзивных образовательных организаций «Формирование и развитие универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях субъектов Российской Федерации: достижения, проблемы, перспективы» (в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы). Инициаторами проведения стало Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», министерством и ведомствами Крымского федерального округа, а также ведущие российские специалисты науки и практики по вопросам инклюзивного образования, представители общественных объединений.В первый день мы, представители общественных организаций Севастополя, побывали на выставке передового педагогического опыта и научно-исследовательских работ образовательных организаций. Здесь я познакомилась с чудесной молодой девушкой, которая рассказывала о существующих новейших технологиях для людей с проблемами зрения. С помощью железного трафарета попробовала написать шрифтом Брайля букву «А», узнала о приборе, на котором изучают геометрию, увидела работу сканера с распознаванием и озвучиванием текста, обменялась адресом интернет-библиотеки для слепых (http://www.rgbs.ru/)… Тут же были представлены новинки «сенсорной комнаты» для детей с различными нарушения психофизиологического развития; для детей с аутизмом — визуальная компьютерная программа по обучению, инвалидные коляски с электроприводом и др. Все это говорит о том, что потенциал образовательных ресурсов достаточен для специалистов, и эти ресурсы становятся реальными помощниками в развитии детей с особенными потребностями.

А впереди нас ждали трудоемкая информационно-просветительная работа в форме пленарных докладов специалистов, работы секций, посещения инклюзивных образовательных учреждений, общение и личное знакомство в кулуарах с участниками.

Выступая, министр образования, науки и молодежи Республики Крым Н. Гончарова рассказала о том, что в Крыму работают 25 ПМПК (в помощь родителям и специалистам), что создаются банк данных детей с ограниченными возможностями и банк данных специальных и дополнительных услуг, которыми может воспользоваться семья, о том, что в Крыму более 300 детей находятся на инклюзивной форме обучения, 115 из которых — с инвалидностью (в Симферополе — 33 ребенка), что введены 63 ставки тьютора (помощника педагога) в общеобразовательных учебных заведениях, что решаются сообща вопросы архитектурной доступности учебных заведений: полностью оборудовано ГБОУ РК «Симферопольский колледж сервиса и дизайна», ведется работа по созданию центра дистанционного обучения детей на дому и т.д.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей МОН РФ И. Терехина осветила целый ряд проблем, которые уже есть в нашем обществе. К примеру, что делать, если нет доступности, а дети, которые плохо передвигаются, уже самостоятельно обучаются в школе. Что тогда с ребенком происходит в стенах школы? Из ее уст прозвучали важные слова, которые нам стоит запомнить: есть среда внимания к ребенку, принятия и помощи в образовательном процессе. Это главное.

Прозвучали цифры, которые могут, с одной стороны, насторожить, потому как заявления с большой трибуны должны быть подкреплены материально и выполнены в озвученные сроки. Например, к 2020 году каждая пятая школа станет доступной. А значит, и нас это коснется. Коснутся и такие перемены, как преобразование коррекционных школ в обычные общеобразовательные. И это, по ее словам, не пустые разговоры, а начало нового этапа развития школы.

На местах в каждом регионе есть службы ПМПК, они работают и дают письменные заключения. И. Терехина еще раз озвучила главную фразу для специалистов: ПМПК прописывает рекомендации и условия для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и они являются обязательными для руководителей и специалистов школы. К примеру, такие тонкости: СИПР — специальной индивидуальной программе развития ребенка — должен соответствовать 4-й уровень стандарта образования по ФГОС.

О том, что медицинский диагноз не определяет форму обучения ребенка (на дому или в школе), рассказал Н. Малофеев, директор государственного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Есть много примеров «необучаемого» ребенка в те далекие времена, когда специалисты имели право выставить такой диагноз. Но теперь, с развитием современных технологий, реализовать способности к обучению ребенка становится возможным. И привел пример, как ребенок с множественными поражениями мозга при достаточном уходе, воспитании и оказании реабилитационных, медицинских и образовательных услуг на данный момент развивается и обучается. А подтверждением этого стал видеоряд, где на протяжении нескольких этапов были показаны отдельные маленькие фрагменты работы специалистов с плохослышащим ребенком.

Мы узнали важность того, что простые вещи в жизни, которые могут развивать ребенка, должны учитываться и педагогами. Например, при посещении одной из заграничных школ, где обучаются тотально незрячие дети, показали игральные карты со шрифтом Брайля. Казалось бы: зачем ребенку нужна эта вещь? На данный вопрос получили следующий ответ: «Чем и как вы заполняете свое свободное время? Наверняка обычные игральные карты доступны для обычного ребенка, он их может увидеть. А детям с плохим зрением это недоступно. Они должны знать, что в этой жизни есть различные виды отдыха, в том числе и такие».

С плоховидящим ребенком нужно разговаривать на различные темы и обучать сообща с другими детьми различным жизненным навыкам: купанию в водоеме, хождению босиком по песку, прогулкам по лесу, по магазинам и др. А для этого должна работать система в помощь ребенку, одним из условий которой станет издание инклюзивных учебников любой тематики.

К сожалению, желание ребенка не всегда учитывается, а иногда полностью игнорируется самой системой. Но опираться нужно на желание родителей, которые сами выбирают ребенку его образовательный маршрут (в какую школу ему идти, в какой класс), так как вместе со специалистами они несут ответственность за его образование и, стало быть, за его дальнейшую жизнь.

От себя хочу заметить, что за эти дни мы встретили тех самых руководителей учебных заведений, которые высоко ценят и свою работу, и своих сотрудников. Но об этом — чуть позже. Будьте с нами, читайте нас, поддерживайте и создавайте наше инклюзивное пространство под названием «Город Севастополь. История включения».

(Окончание следует).

Другие статьи этого номера