Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Как спасли Тарханкутский маяк, или Встреча семьдесят лет спустя

На пустынном низменном мысу южной оконечности Караджинской бухты в сорока саженях от уреза воды стоит «свеча» Тарханкутского маяка. В апреле 1944 года его чуть было не уничтожили фашисты, в панике покидавшие Тарханкут под натиском...

На пустынном низменном мысу южной оконечности Караджинской бухты в сорока саженях от уреза воды стоит «свеча» Тарханкутского маяка. В апреле 1944 года его чуть было не уничтожили фашисты, в панике покидавшие Тарханкут под натиском Красной Армии. Но благодаря бесстрашию 11-15-летних мальчишек из Оленевки удалось предотвратить непоправимую беду.НОВОСТЬ, ВЫЗВАВШАЯ ЛИКОВАНИЕ

Конец апреля 2015-го. Едем на Тарханкут. Разговоры — только о маяке: кто строил, как строил, как жили там люди в разные эпохи, что и кого маяк повидал? С удовольствием отвечаю на вопросы своих спутников, с нетерпением, как и я, ожидающих встречи со старейшиной черноморских маяков. Вспоминая годы военного лихолетья, сообщаю, что благодаря находчивости местных мальчишек, Васи Гузенко и Саши Карнауха, спасших от взрыва маячную башню, заминированную отступавшими фашистами, мы имеем возможность видеть маяк таким, каким его задумал и воплотил в камне в 1816 году основатель маячного дела в России Леонтий Васильевич Спафарьев. Сокрушаюсь, что кроме скупого исторического факта ничего неизвестно ни о самих героях, ни о том, как это произошло.

Водитель из местных жителей, внимательно слушавший наши разговоры, неожиданно попросил: «Повторите, пожалуйста, имена и фамилии ребят. Попробую уточнить, нет ли живых участников этой «операции».

…А через пятнадцать минут мы узнали новость, вызвавшую у всех ликование: «В Оленевке живет Павел Гузенко, родной брат несколько лет назад скончавшегося Василия. В тот день он вместе с ним и еще тремя пацанами участвовал в спасении маячной башни. Ему сейчас 84 года. Павел Иосифович сильно болеет, но события того дня помнит хорошо и готов встретиться с нами».

ПОРТРЕТ ТАРХАНКУТСКОГО МАЯКА

Традиционно курсы боевых кораблей российского парусного флота, отправлявшихся в устье Дуная и на Балканы, где шли нескончаемые войны с Османской империей, пролегали мимо мыса Тарханкут, а на Кавказ (для боевого крейсирования у Абазинских берегов) — мимо мыса Херсонес. В акватории от Тарханкута до Херсонеса регулярно проводились учения по отработке боевой слаженности эскадр и выполнению артиллерийских стрельб, поэтому надежное навигационное ограждение опасных мысов, слывших у моряков «кладбищем кораблей», к началу XIX века стало одной из первостепенных задач.

Летом 1812 года командир Севастопольского порта капитан 1 ранга М.П. Рожнов и директор балтийских маяков Л.В. Спафарьев выбрали места для строительства маяков. Адмиралтейств-коллегия утвердила проект, разработанный Л.В. Спафарьевым, а уже к концу 1816 года на оконечностях коварных мысов красовались одинаковые маячные башни. В 1817 году их оснастили закупленными во Франции осветительными аппаратами, и маяки заступили на бессменную вахту, о чем командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.С. Грейг рапортом доносил морскому министру»: «…июня 16 дня в первый раз оба маяка освещены рефлекторами, доставленными из С.-Петербурга директором балтийских маяков. С тех пор освещение положено продолжать круглый год».

Но для завершения строительства, как всегда, не хватило средств. Поэтому башню Тарханкутского маяка сдали неоштукатуренной с большими недоделками. Рядом с маяком построили дом смотрителя, казарму маячной прислуги и складские помещения. Дома оказались сырыми и плохо отапливаемыми, а в складских помещениях из-за отсутствия вентиляции имущество и продукты плесневели и быстро портились. Сильно засоленная местная вода в пищу не годилась, поэтому её возили на лошадях бочками из Караджи (ныне Оленевка), что в двенадцати верстах от маяка. С наступлением лета солнце выжигало растительность, и степь превращалась в раскаленную каменную пустыню. Зимой пронзительные норды выстуживали землю так, что при ходьбе она звенела металлом, а штормовые волны, с яростью бившие в изрезанные пещерами и гротами берега, сотрясали округу артиллерийской канонадой.

В середине XIX века, учитывая возросшую интенсивность судоходства между Севастополем, Николаевом и Херсоном, главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал М.П. Манганари лично разработал основные требования к новому осветительному аппарату для Тарханкутского маяка. Самый мощный на Черном море светооптический аппарат 1-го разряда установили в 1861 году. Вахтенную комнату внутри утеплили и обили филенками из красного дерева. В 1873 году у гидрографического департамента наконец нашлись для Тарханкутского маяка цемент и белая краска. Башню оштукатурили, покрасили и заменили обветшалый деревянный фонарь металлическим.

После гибели на Тарханкутском рифе в туманную ночь 22 октября 1878 года новейшей императорской яхты «Ливадия» на маяке в 1883 г. установили пневматическую сирену, закупленную в Англии за 1646 фунтов стерлингов (около 16460 тогдашних рублей). Для увеличения частоты и четкости проблесков маячного огня осветительный аппарат установили на кольцевой поплавок круглой ртутной ванны специального вращательного аппарата французского инженера Леона Бурделя.

Великая Отечественная война пришла на маяк в октябре 1941-го. По приказу командования Черноморского флота осветительный аппарат демонтировали, ртуть из ванны слили, все оборудование отправили в эвакуацию, а личный состав во главе с начальником маяка П.П. Неродом убыл на защиту Севастополя.

7 ноября 1941года в Ак-Мечеть (Черноморское) и Караджу (Оленевка) вошли регулярные немецкие части. В маячной башне немцы устроили наблюдательный пост, установив в фонарном отсеке станковый пулемет. Здания заселила пограничная команда, каменные погреба использовали для хранения боезапаса и продовольствия.

В апреле 1944 года теснимые частями 3-го Украинского фронта фашисты, в спешке покидая Тарханкут, уничтожали административные, промышленные и хозяйственные здания. Что не успевали уничтожить, минировали или просто бросали. Вездесущие местные мальчишки, рискуя жизнью, шныряли по окрестностям, наблюдая за бегством врага, отыскивая в завалах и пепелищах уцелевшие предметы быта, брошенное оружие, продовольствие.

Так в поисках «добычи» пятеро оленевских ребят апрельским утром 1944 года оказались на Тарханкутском маяке. О том, что они там увидели и как спасли от взрыва маячную башню, нам рассказал при встрече единственный из оставшихся ныне живых участников этой эпопеи — Павел Иосифович Гузенко, которому в ту пору было тринадцать лет.

«ТАКИХ МАЯКОВ НА ВСЕМ ЧЕРНОМ МОРЕ НЕ НАЙТИ»

«Вечером старший брат Василий сказал, что утром немцы будут уезжать с маяка. По берегу моря тайными тропами мы, трое пацанов 11 и 13 лет, во главе с Василием и его другом Александром Карнаухом (им было 15) пробрались к заброшенному зданию сирены и там сховались, наблюдая через дырки, выбитые снарядами в стенах, за всем, что происходило в городке. Немцы спешили, переругиваясь, грузили имущество и снаряды в грузовики. Два немца бросились тянуть из башни к морю бикфордов шнур, потом запалили его и казарму, а сами — бегом к заведенному грузовику. Как только грузовик уехал, мы кинулись к горящему шнуру и стали бить его крупной галькой, пока не загасили. Пламя перекинулось на хранилище. В нем начали взрываться оставшиеся патроны. Мы побежали в башню. А там под трапом вокруг колонны и внутри нее все было забито противотанковыми минами — круглыми металлическими коробками с ручками. Мы их называли шашками. Если бы все это рвануло, то от маяка осталась бы груда камней». Павел Иосифович разволновался: «…Да ну, такой маяк не спасти! Какой красавец! Таких маяков, я вам скажу, на всем Черном море не найти. Красавец и чуть не загубили!..»

По возвращении в Севастополь я обратился к председателю совета ветеранов гидрографической службы Черноморского флота капитану 1 ранга запаса В.М. Петько с просьбой отметить участие Павла Иосифовича в спасении старейшего на Черном море маяка. Предложение Валерий Михайлович и начальник гидрографической службы Черноморского флота капитан 1 ранга Михаил Евгеньевич Ворошилов поддержали. Было решено наградить П.И. Гузенко почетной грамотой — «За участие в спасении башни Тарханкутского маяка от подрыва в 1944 году и в связи с 70-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и памятным знаком «200 лет маячной службе».

9 мая 2015 года представители Черноморской районной государственной администрации тепло поздравили ветерана с Днем Победы и вручили ему эти благодарственные памятные знаки от гидрографической службы Черноморского флота. Так через семьдесят лет в нашей общей Книге памяти о тяжелейшей войне, обрушившейся в июне 1941 года на советскую землю, стало одной неизвестной страницей меньше.

А спасенный мальчишками из Оленевки маяк-ветеран и поныне исправно несет круглосуточную навигационную вахту, предупреждая, как и два столетия назад, мореплавателей о коварной каменной плите Тарханкутского рифа…

С. АКСЕНТЬЕВ, действительный член Русского географического общества.

На снимках: П.И. Гузенко в кругу семьи вместе с представителями местной власти Черноморского и отряда поисковиков Крыма 9 мая 2015 года после вручения памятного знака «200 лет маячной службе» за участие в спасении Тарханкутского маяка в апреле 1944 года; Тарханкутский маяк (год постройки — 1816-й); грамота и наградной лист.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ