Набег на Ярополец

Набег на Ярополец

Островки навсегда ушедшей России — старые господские дома, пережившие молох революций, войн, человеческого равнодушия, алчности и забвения, — напоминают нам, сегодняшним, о романтике дворянской культуры, о «любезных предках», веками украшавших своим трудом, талантом и вдохновением родовые гнезда, а значит, создававших и неповторимую красоту Отечества.
В преддверии светлого праздника — очередного дня рождения А.С. Пушкина — автор статьи предлагает совершить виртуальную поездку в Ярополец Гончаровых, одно из подмосковных дворянских гнезд, помнящее поэта и сохранившее его светлый образ. Известно, как Пушкин любил русские усадьбы, их уклад, с его бессуетностью, неспешным течением жизни в кругу милых сердцу людей и окружающую природу.
В ярополецкой усадьбе Волоколамского уезда Московской губернии, расположенной в 20 верстах от Волоколамска, поэт побывал всего два раза. Первый приезд описал довольно подробно сам поэт в письме к жене из Москвы 26 августа 1833 года. О другом посещении Пушкиным ярополецкого имения кратко упоминает его теща, Наталья Ивановна Гончарова, в письме к сыну Дмитрию.
В 1903 году в Ярополец приезжал В. Гиляровский. Он оставил воспоминания о встречах с ярополецкими старожилами, будто бы помнившими Пушкина, и описание некоторых местных достопамятностей.
Взяв с собой письмо поэта в качестве путеводителя и опираясь на воспоминания Гиляровского, отправимся в дорогу.КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА «РУИН»

Письмо жене: «…Поздравляю тебя со днем твоего Ангела, мой Ангел, цалую тебя заочно в очи и пишу тебе продолжение моих похождений из антресолей вашего Никитского дома, куда прибыл я вчера благополучно из Ярополица. В Ярополиц приехал я в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Я нашел ее здоровою, хотя подле нее лежала палка, без которой далеко ходить не может. Четверг я провел у нее. Много говорили о тебе, о Маше и о Кат. Ив. Мать, кажется, тебя к ней ревнует; но хотя она по своей привычке и жаловалась на прошедшее, однако с меньшей уже горечью. Ей очень хотелось бы, чтобы ты будущее лето провела у нее. Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому ходил я на поклонение. Сем. Фед., с которым мы большие приятели, водил меня на его гробницу и показывал мне прочие достопамятности Ярополица…»

Первые достоверные сведения о подмосковном Яропольце относятся к концу XIV века и содержатся в договорной грамоте великого князя московского Василия, сына Дмитрия Донского, с серпуховским князем Владимиром Андреевичем. В XVI веке его владельцами становятся дворяне Уские, а с XVII века Ярополец процветает в качестве дворцового села, опекаемого московскими царями.

При царе Алексее Михайловиче здесь был устроен зверинец для царских охот. По преданию, именно охотясь в ярополецких лесах, «тишайший царь» занемог, отчего вскоре и скончался. Спустя 8 лет, в 1684 г., указом царевны Софьи «село Ерополч с приселками и деревнями… пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко…»

П.Д. Дорошенко, «один из героев древней Малороссии, непримиримый враг русского владычества», как о нем напишет позже Пушкин, происходил из казачьего рода и был казачьим офицером, сделавшим карьеру от арматного писаря Чигиринского полка в 1649 году до гетмана в 1666 г. Это была одна из ключевых фигур в драматический период украинской истории, известный под названием «руина» — смутного времени после смерти Богдана Хмельницкого, когда Украину, присягнувшую в 1654 г. московскому царю, но так и не определившуюся в выборе своего пути, захлестнула гражданская война. О возврате на Украину через 338 лет новых «Руин» провозгласил в начале 90-х годов ХХ века гениальный русский поэт Иосиф Бродский…

Дорошенко, объявивший себя гетманом обеих сторон Днепра (сам он был гетманом правобережной Украины), одинаково ненавидел и русских, и поляков. Но, сделав ставку на союз с крымским ханом, а затем и с турецким султаном, гетман не спас свою многострадальную страну от раздиравших ее междоусобиц и не добился независимости.

Его военные и политические союзники принесли Украине еще большие бедствия, опустошая некогда цветущие села. Народ считал турок гораздо более страшным врагом, чем поляков, и с именем ненавистного Дорошенко связывали все новые и новые зверства турок. Оставшийся без поддержки казаков и загнанный в угол гетман в 1675 г. отрекся в Чигирине от турецкой протекции, отказался от гетманства и присягнул московскому царю. Так бесславно завершилась отчаянная борьба гетмана Дорошенко за сильную и вольную Украину.

Вчерашнего врага в Москве, куда Дорошенко был вызван после низложения, встретили неожиданно гостеприимно. Он сразу получил во владение дом с прислугой. Потом был назначен воеводой в Хлынов (будущую Вятку) с годовым жалованьем в 1000 рублей. Через три года воеводства он вернулся в Москву, женился третьим браком на богатой невесте Агафье Борисовне Еропкиной. А в 1684 году получил от правительницы царевны Софьи щедрый дар — подмосковную ярополецкую вотчину, где и прожил в деревенской тиши свои последние 14 лет.

Первоначальная гробница над могилой Дорошенко, в отличие от самой могилы, не сохранилась. По преданию, Екатерина II, питавшая к нему неприязнь, повелела ее уничтожить во время посещения ярополецкой усадьбы. Как бы то ни было, поэт, посетивший имение своей тещи в 1833 году, увидел вместо гробницы «лежащий на земле памятник, а кругом стояли амбары и были навалены камни» (Гиляровский). Александр Сергеевич с величайшим уважением относился как к истории своего собственного рода, так и к истории вообще. Прочтя надпись на плите, он сказал, что «следовало бы почистить кругом и часовенку сделать» над гробницей, которая и была возведена в 1844 г.

Мавзолей Дорошенко простоял до 1953 года, когда, полуразрушенный войной, был разобран. В 1998 г. он был восстановлен стараниями общества «Славутич». А в экспозиции краеведческого музея села Ярополец хранится бюст Дорошенко работы австрийского скульптора Александра Триппеля.

Пушкин в письме называет гетмана «прадедушкой» своей жены, Натальи Николаевны, урожденной Гончаровой. Какова же связь между ними? И каким образом Ярополец Дорошенко становится Яропольцем Гончаровых? Попробуем разобраться. У Дорошенко от третьего брака было трое сыновей: Александр, Алексей и Петр. После смерти гетмана поместье поделили сыновья Александр и Петр. После смерти старшего сына, Александра, усадьба перешла его дочери, Екатерине Александровне Дорошенко, которая вышла замуж за Александра Артемьевича Загряжского. Их третий сын, Иван Александрович Загряжский, стал отцом Натальи Ивановны Гончаровой, урожденной Загряжской, тещи поэта. Выстроив цепочку семейных связей, становится понятно, что Наталья Николаевна Пушкина приходится прапраправнучкой мятежному гетману.

РОДСТВЕННИЧКИ…

Ярополецкое имение, созданное в середине XVIII века Загряжскими, знавало лучшие времена. Загородняя «увеселительная» усадьба видела венценосных гостей: Екатерину Великую и великокняжескую чету, посетивших Ярополец в сентябре 1775 года, и высокопоставленных вельмож — А.М. Голицына, К.Г. Разумовского, П.А. Румянцева и др., наезжавших поохотиться «на дупельшнепов и молодых тетеревей» в окрестных лесах. «Разоренным» роскошный дворец становится при Гончаровых, когда здесь начинается более тихая и скромная жизнь, а хозяйство в значительной мере приходит в упадок…

Семейная жизнь Натальи Ивановны из-за болезни супруга не сложилась. Николай Афанасьевич Гончаров после падения с лошади страдал от душевной болезни и жил на попечении младшего сына в Москве.

Суровая и властная, самодурка и ханжа, теща не раз выводила Пушкина из терпения. Хорошо известны его бесконечные встречи и хлопоты, связанные со сватовством и женитьбой на ее дочери Натали. Позднее она все же помирилась с зятем и ко времени приезда поэта в 1833 году в Ярополец была настроена миролюбиво и встретила Пушкина гостеприимно. Несомненно, примирению способствовало появление внуков.

«Кат. Ив.» в письме Пушкина — это Екатерина Ивановна Загряжская, единокровная сестра Наталии Ивановны Гончаровой, тетка Натальи Николаевны, жены поэта. Престарелая фрейлина принимала близкое участие в семейной жизни Пушкиных и очень любила Наталью Николаевну. Она не имела своей семьи и сильно привязалась к племяннице, не раз оплачивала ее туалеты, дарила меха и драгоценности. Когда та вышла замуж за Пушкина, тетушка стала добрым другом и ему. «Сущим ангелом» называл ее поэт и относился к ней с симпатией и благодарностью.

Семен Федорович Душин (Сем. Фед. — так его назвал А.С.П.), московский мещанин, в течение 20 лет был управляющим Яропольцем. На хозяйку имения, Наталью Ивановну, он имел, безусловно, сильное влияние. Высказываются предположения, что их отношения были более близкими, нежели общение помещицы и управителя.

23-24 августа 1833 года — дата первого приезда Пушкина в Ярополец, когда он пробыл здесь одни сутки и несколько часов. Письмо жене от 26 августа 1833 года, пожалуй, единственное подробное свидетельство его пребывания в гончаровской усадьбе. В это время поэт собирал материалы о пугачевском бунте и собирался посетить связанные с этими событиями места: Поволжье и Урал. Тещу он навестил по пути, приехав из села Павловского, тверского имения П.И. Вульфа.

«…Я нашел в доме старую библиотеку, и Нат. Ив. позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками…»

Среди отобранных Пушкиным из ярополецкого имения книг в его библиотеке были обнаружены «Санкт-Петербургские ведомости» за 1755, 1756, 1758 и 1766 гг. в трех старинных кожаных переплетах с надписью «генералу Загряцскому» (т.е. А.А. Загряжскому, деду Н.Н. Пушкиной), «Путешествие в Сибирь аббата Шап д’Отрош» на французском языке, «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» 1776 г. и др.

Старинная библиотека Гончаровых, которой пользовался Александр Сергеевич, до войны размещалась в «Пушкинской комнате», где, по преданию, останавливался поэт в свой приезд в Ярополец. Преобладающее место в ней, по словам очевидцев, занимали английские поэты того времени. Там же стояла мебель Пушкинской эпохи, и даже можно было увидеть некоторые личные вещи поэта: цилиндр, трость, корабль из слоновой кости и ряд безделушек…

Еще раз Пушкин посетил Ярополец в начале октября — заехал на один день по пути из Болдино в Петербург. Об этом его приезде известно гораздо меньше. Поэт в тот же день уехал из Яропольца и больше здесь никогда не бывал.

СУДЬБА ИМЕНИЯ

После кончины Н.И. Гончаровой владельцем Яропольца стал ее сын, Иван Николаевич Гончаров, офицер лейб-гвардии гусарского полка. Весной 1838 г. в усадебной церкви Яропольца состоялось венчание И.Н. Гончарова и княжны Марии Ивановны Мещерской. На свадьбу приезжала и Наталья Николаевна Пушкина. Вдова поэта в Яропольце бывала не раз, приезжая к матери, иногда надолго задерживалась. Сохранившиеся усадебный дом, церковь и парк помнят ее присутствие.

В январе 1919 года началась работа по созданию музея в Яропольце, но денег катастрофически не хватало ни на ремонт, ни на содержание штата, ни на охрану… «Дивные архитектурные здания погибают от протекающих крыш, стекла в окнах стоят разбитые, и множество других неотложных нужд остаются неудовлетворенными; местные крестьяне разбирали на кирпич неохраняемые парковые павильоны и ограды, ломали памятники…» (из доклада хранителя музея Яныченкова, 1922 г.).

Несмотря на отчаянные попытки Гончаровых оградить и защитить дом-дворец в революционное лихолетье от попыток реквизиции и размещения в нем каких-либо учреждений, в сентябре 1918 года в усадебный дом-дворец вселилась школа-интернат, которая размещалась там до 1941 года.

Магическое имя Пушкина помогло сохранить от переделок и использования под нужды разместившейся в доме-дворце школы лишь одну комнату бывшей усадьбы Гончаровых — парадную спальню-кабинет, где у своей тещи поэт однажды заночевал, а в другой раз передохнул по пути в Москву.

В 1941 году Ярополец разграбили фашисты. В 1959 году усадьба была передана Московскому авиационному институту. Усадьба Гончаровых вместе с домовой церковью была восстановлена, на фасаде главного дома установлена мемориальная доска с барельефом А.С. Пушкина. Сейчас здесь располагается пансионат МАИ.

В. Гиляровский, побывавший в Яропольце в 1903 году, отозвался о господском доме как о «дивном и чудном дворце, выстроенном кем-то из архитекторов времени Елизаветы Петровны… еще дорогим тем, что в нем не раз гостил Пушкин…»

«Я любовался, — пишет Гиляровский, — дворцом, этим интереснейшим зданием с его колоннадой и лепными работами снаружи, с его высокими комнатами, с его залой, украшенной удивительно стильной люстрой и старинной мебелью, со стенами, расписанными пейзажами, с громадными изразцовыми каминами. А кругом дворца высокие красивые стены с рядом громадных, причудливых башен производят впечатление древнего замка…»

Среди всех комнат особую известность со временем обрела парадная опочивальня, названная «Пушкинской комнатой», в которой, по преданию, поэт останавливался в оба свои приезда в Ярополец. Сегодня это единственное помещение, которое пусть и в воссозданном по старым фотографиям виде, но все же сохранило черты былого убранства дворца. Изящные темно-синие колонны с золочеными капителями отделяли когда-то пространство алькова. На стенах и потолке — разнообразная живопись: романтические пейзажи, классические орнаменты-гротески и гризайлевые панно.

За парадным двором, занятым усадебными постройками — господским домом и флигелями, полукругом к реке Ламе спускается парк. От дворца в глубь парка шла кирпичная «крепостная» стена с нарядно украшенными «готическими» порталами и двухъярусными башнями. К сожалению, от обязательного регулярного парка французского типа не осталось даже намека.

И все же, несмотря на роковые обстоятельства, а часто вопреки им, от усадебных построек, помнящих поэта, осталось не так уж и мало. Сохранились общая планировка усадьбы, церковь Рождества Иоанна Предтечи, флигели, кирпичные «средневековые» башни при въезде на церковный двор. Несмотря на показную суровость, они исключительно декоративны и напоминают шахматные ладьи. Давно и безвозвратно исчезла атмосфера обжитого дворянского гнезда, но, к счастью, «гений места» не покинул Ярополец.

В Яропольце работает краеведческий музей, сотрудники собирают материалы о посещениях здешних мест поэтом, восстановлена в прежних размерах часовня над могилой Дорошенко, о возведении которой хлопотал Александр Сергеевич. В отреставрированной «Пушкинской комнате» усадьбы Гончаровых проходят ежегодные Пушкинские праздники, приуроченные к дням рождения поэта и его жены, которые проводит Пушкинское общество МАИ.

Красоту Яропольца оценили в наше время кинематографисты. В усадьбе в начале 90-х гг. ХХ в. снимали фильмы «Барышня-крестьянка» по повести Пушкина, «Очарованный странник» по Лескову…

Очень хочется верить, что когда-нибудь архитектурные памятники гончаровского Яропольца возродятся из руин, парк будет приведен в порядок, и ансамбль вновь обретет гармоничную цельность. Ведь в том числе и заботой о сохранении, а часто и возрождении полузабытых пушкинских мест поддерживается яркий и неугасимый огонь восторженного преклонения перед Поэтом.

С. МИРОШНИЧЕНКО, член Севастопольского клуба любителей истории города и флота.

На снимках: памятная доска на фасаде дома; ярополецкое «гнездо» Гончаровых; «Пушкинская комната».

Волоколамск — Севастополь.

Другие статьи этого номера