МОРЕ НЕ ПРОЩАЕТ ОШИБОК.
В этом году вышла в свет книга севастопольца Анатолия Муленко «Человеческий фактор»: тираж небольшой, всего 200 экземпляров, но, по мнению специалистов, она достойна стать настольной книгой каждого командира БЧ-5.Этой весной в Охотском море случилась страшная трагедия: большой автономный траулер морозильного типа (БАТМ) «Дальний Восток», в команде которого были два севастопольских моряка, затонул рано утром 2 апреля. После того как судно получило сильный крен, борьба за его живучесть продолжалась 15 минут, после чего БАТМ «свечкой» ушел на дно. Анализируя ситуацию, специалисты сошлись во мнении, что трагедия случилась из-за нарушений требований безопасности и правил эксплуатации траулера. То есть опять же во всем виноват пресловутый человеческий фактор.
Из 133 находящихся на траулере человек спасти удалось только 64. Еще 56 погибших подняли из воды, судьба остальных неизвестна. Эта трагедия стала самой масштабной за последние десять лет по числу погибших моряков. А ведь на каждый вид аварийной ситуации есть свое расписание. Должны были проводиться тренировки, чтобы люди понимали, что необходимо делать в той или иной ситуации, о чем, собственно, и ведет речь Анатолий Муленко.
По словам автора, книга «Человеческий фактор» написана им с целью передачи личного опыта. Читателям предлагается ознакомиться с выводами и оценками некоторых аварийных и катастрофических событий, произошедших в морских условиях во второй половине прошлого века. Анатолий Муленко служил на флоте в должности корабельного инженера-механика и участвовал в некоторых из них лично. Предполагается, что его выводы могут содействовать повышению квалификации не только моряков, но и тех, кто работает с техническими средствами.
— Очень часто средства массовой информации, сообщая о какой-либо катастрофе, ссылаются на человеческий фактор, — говорит Анатолий Муленко. — Некоторые воспринимают это скептически, некоторые — как неизбежность: что свершилось, то свершилось. Но всегда человеческий фактор воспринимают как оправдание: дескать, больше ничего невозможно было сделать, такова судьба. У меня же принципиально иное мнение. Я считаю, что человеческий фактор придуман как оправдание неизбежности аварийного и даже катастрофического исхода.
Этого быть не должно, экипаж должен быть готов ко всему. Как учил моряков адмирал Степан Осипович Макаров, «человек пойдет на верную смерть, когда опасность ему знакома. Но его пугает даже шум трюмной воды, если он к нему не привык. Приучите людей к этому шуму, и они будут бороться с пробоиной до последней крайности».
Я ни разу не горел и не тонул, потому что был обучен. Учил этому и подчиненных. На мой взгляд, человеческий фактор — это банальная некомпетентность.
«По личному опыту участия в аварийно-спасательных работах знаю, что лучше командира электромеханической боевой части обстановку на аварийном корабле не знает никто, — написал в предисловии к книге начальник аварийно-спасательной службы КЧФ в 1973-1986 годах капитан 1 ранга в отставке Александр Васильевич Жбанов. — Также никто лучше него не может дать оценку положения корабля и никто лучше корабельного инженера-механика не сможет руководить действиями личного состава в сложной аварийной обстановке… В книге Анатолия Михайловича собраны факты нештатных ситуаций на кораблях разных проектов и разных флотов, на которых автору довелось служить, и, конечно, способы выхода из этих самых ситуаций. Приходится сожалеть о том, что книга выходит малым тиражом. По моему мнению, ее желательно дать на каждый корабль, чтобы все корабельные офицеры всем своим существом осознали, что за стыдливым термином «человеческий фактор», как правило, скрываются и маскируются чья-то безответственность, недисциплинированность и непрофессионализм.
Книга «Человеческий фактор» вышла в 2015-м, в год 70-летия священного для нас праздника — Дня Победы. Это еще один повод вспомнить корабельных инженеров-механиков военных лет, боевое мастерство и организаторский талант которых неоднократно отмечались правительственными наградами…»
Сейчас сложно сказать, будет ли услышано это мнение наших ветеранов. И пока подобные трагедии продолжаются, пожалуй, остается уповать лишь на высшие силы: храни, Господь, всех тружеников в море, и пусть они возвращаются домой живыми и здоровыми!
Анатолий Михайлович Муленко был курсантом первого набора (1952 г.) Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища в бухте Голландия. Выпустился на флот в 1958 году из «дзержинки». Служил инженером-механиком на кораблях на Северном и Краснознаменном Черноморском флоте с 1958-го по 1980 год. Прошел хорошую школу по организации ремонтных работ на девяти судоремонтных заводах. Будучи командиром БЧ-5, впервые на КЧФ разработал и применил сетевое планирование. Нес боевую службу в составе Средиземноморской эскадры на кораблях трех проектов, в том числе на эсминце «Оживленный» и на крейсере «Дзержинский». После увольнения в запас 22 года работал в ЦКБ «Коралл».
P.S. Ознакомиться с книгой Анатолия Михайловича Муленко «Человеческий фактор» можно в Морской библиотеке имени адмирала М.П. Лазарева, в библиотеке ЧВВМУ имени П.С. Нахимова, а также в совете ветеранов Москвы и Ленинграда.