Черноморский флот России пополнился новейшим спасательным буксирным судном «Профессор Николай Муру»

Черноморский флот России пополнился новейшим спасательным буксирным судном "Профессор Николай Муру"

В Новороссийской военно-морской базе (НВМБ) прошла торжественная церемония подъема Андреевского флага и приема в состав ВМФ России уникального по своей многофункциональности спасательного буксирного судна проекта 22870 «Профессор Николай Муру».СБС «Профессор Николай Муру» построено в Астраханском филиале центра судоремонта «Звездочка» и приказом главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова названо в честь выдающегося отечественного кораблестроителя Николая Муру.

Церемонию подъема флага провел начальник штаба Новороссийской военно-морской базы капитан 1 ранга Валерий Смирнов. В мероприятии приняли участие представители Астраханского филиала центра судоремонта «Звездочка», на котором было построено судно, конструкторского бюро «Вымпел», разработавшего проект судна в соответствии с техническими требованиями главкомата ВМФ, сын выдающегося отечественного кораблестроителя Николая Петровича Муру — капитан 1 ранга Георгий Муру и внук Николай Муру.

С этого дня судно официально вошло в состав Черноморского флота и приступило к выполнению свойственных ему задач.

Основное предназначение спасательного буксирного судна «Профессор Николай Муру» — буксировка и работы по снятию с мели кораблей и судов, борьба с пожарами на аварийных кораблях, судах и объектах береговой инфраструктуры флота. Оснащение судна специальным оборудованием позволяет ему проводить эвакуацию экипажей аварийных кораблей в море и оказывать комплексную неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Энергетическое оборудование судна позволяет организовать подачу электроэнергии на обесточенное аварийное судно или корабль.

СБС «Профессор Николай Муру» обладает возможностями для поддержания аварийных кораблей на плаву и выполнения сложных водолазных работ на глубинах до 60 метров. Помимо этого, судно может выполнять задачи по сбору нефтепродуктов с поверхности моря, а также вести поисковые и обследовательские работы.

Особенностью СБС «Профессор Николай Муру» является наличие системы динамического позиционирования, обеспечивающей удержание судна в назначенной точке моря без использования якорей. Это позволяет с большей точностью производить обследование объекта на глубине подводными аппаратами с борта судна, что особенно важно при спасательных и судоподъемных операциях.

Основные характеристики спасательного буксирного судна «Профессор Николай Муру»: водоизмещение — 1200 тонн, длина наибольшая — 57 метров, ширина — 14 метров, высота борта — 5,4 метра, осадка — 3,2 метра, скорость хода — 14 узлов, тяга на швартовых — 500 кН, автономность — 20 дней, экипаж — около 30 человек. В ходе проведения поисковых и спасательных операций может принять на борт свыше 60 человек. Судно оборудовано барокамерами для обеспечения работы водолазов и подводными необитаемыми аппаратами для поиска и обследования объектов. Головным судном этого проекта является «СБ-45», которое 6 августа 2014 года было введено в состав Каспийской флотилии.

СБС «Профессор Николай Муру» будет выполнять задачи в составе Черноморского флота. На ближнесрочную перспективу планируется строительство еще двух таких судов.

Напомним: заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор капитан 1 ранга в отставке Николай Петрович Муру (1921-2004 гг.) — ведущий учёный страны в области судоподъёма, подводной и надводной непотопляемости кораблей и судов.

Николай Петрович родился в Орле в семье рабочего. В 1939 году окончил с «золотым» аттестатом среднюю школу, а в 1944-м первым по выпуску с занесением на мраморную доску почёта — кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского.

В 1942 году он участвовал в достройке и испытаниях подводных лодок 12-й серии в Молотовске (ныне Северодвинск), а в 1943-м — в аварийно-восстановительном ремонте боевых кораблей Черноморского флота в Поти. За успешный ремонт повреждённого авиабомбой лидера «Харьков» и освоение метода ремонта винторулевой группы без докования путём установки кессона был награждён Почётной грамотой народного комиссара ВМФ Н.Г. Кузнецова.

В 1950 году Муру пришёл в училище, которое окончил, на научную и педагогическую работу. Блестяще вёл курсы статики подводных лодок и надводных кораблей, был образцом научной компетентности и требовательности.

В 1956-1957 гг. Николай Петрович работал главным инженером экспедиции особого назначения (ЭОН-35) по подъёму линкора «Новороссийск», затонувшего на рейде Севастополя. Несколько десятилетий Н.П. Муру был членом бюро НТО им. А.Н. Крылова, президиума научно-технического совета Морского регистра СССР, трёх специализированных советов по присуждению учёных степеней. Награждён 4 орденами и 17 медалями.

Его перу принадлежит около 200 научных трудов. Среди работ такие монографии и учебники, как «Обеспечение непотопляемости корабля», «Статика корабля», «Прикладные задачи статики корабля», «Теория подводной лодки», «Непотопляемость надводного корабля», «Статика судоподъёма», «Основы непотопляемости корабля», «Незабываемые годы», «Катастрофа на внутреннем рейде». Многим из тех, кто учился во флотских вузах, известны эти труды.

В. ТРУХАЧЁВ, начальник отдела информационного обеспечения ЧФ РФ, капитан 1 ранга.

Другие статьи этого номера