Творческий вечер

Творческий вечер

20 июня в кинотеатре «Москва» состоялся творческий вечер заслуженной артистки РФ, заслуженного деятеля культуры РФ, актрисы и кинорежиссера Натальи Бондарчук с показом ее фильма «Пушкин. Последняя дуэль». Кинолента впервые демонстрировалась в Севастополе на большом экране.До этой творческой встречи Наталья Сергеевна провела киносмену в детском оздоровительном лагере «Мандарин». Ребята 12-13 лет сами сочиняли сценарий о необычных детях с аутизмом. Этот короткометражный фильм Наталья Бондарчук показала в кинотеатре «Москва». Вторую картину в лагере поставили по мотивам пьесы Евгения Шварца «Красная Шапочка» под названием «Красные шапочки». Около ста детей с энтузиазмом включились в кинопроцесс.

В ходе встречи были показаны кадры из нового, увлекательного фильма режиссера Натальи Бондарчук «Тайна Снежной королевы», который будет интересен не только детям, но и взрослым. В этой картине Наталья Сергеевна исполнила роль бабушки Герды, Дмитрий Харатьян играет короля, а Мария Бурляева — ворону.

Актриса рассказала зрителям о своем пути в кинематограф. В детстве Наталья Бондарчук не мечтала об актерской профессии. Когда ее спрашивали: «Деточка, ты, конечно, будешь артисткой?» — она отвечала: «Ни за что». Но ее взгляд с возрастом изменился, и после окончания школы Наталья Сергеевна поступила во ВГИК (ее отец, выдающийся режиссер Сергей Бондарчук, об этом ничего не знал). Однажды по институту прокатилось: «По коридору идет гений». Шел Андрей Тарковский. Благодаря разнообразному репертуару в багаже юной студентки Тарковский пригласил Наташу на кинопробы в свой фильм «Солярис». Вот как она об этом вспоминает: «Я так старалась, что весь пол был залит моими слезами. Тарковский подал мне руку и сказал: «Молодец. Хорошо играешь. Я тебя не утверждаю». — «Почему?» — «Скажу. Ты на себя смотрела в зеркало?» — Да». — «Сколько тебе лет?» — «Уже 18». — «А Донатасу знаешь сколько? Ты ему в жены не годишься. Слишком молодая».

Донатас обиделся. Он что-то задумал. Я от огорчения горько плакала. «Не беспокойся, — сказал Тарковский, — я тебя подарю своей подруге Ларисе Шепитько». И действительно подарил: я сыграла в её фильме «Ты и я» роль 17-летней девочки, где мне все было понятно — про несчастную любовь, желание покончить с собой. Для меня это была очень удачная роль. Прошло полгода, а Тарковский ещё никого не утвердил, хотя на пробах побывали разные актрисы. И я попросила Ларису Шепитько показать Тарковскому кусочек с моей ролью. Он посмотрел и спрашивает: «Это кто играет?» «Твой подарок — Бондарчук», — отвечает она. «Отдавай подарок обратно», — и утверждает меня без проб на роль в «Солярисе».

— Можно играть сколько угодно, и тебя никто знать не будет. А можно сняться в восьми фильмах (я насчитала восемь своих самых-самых, хотя в кино у меня 50 ролей), которые делают биографию человека. «Солярис» купили 50 стран мира, и в каждой я побывала вместе с ним. Он получил «Гран-при» Каннского кинофестиваля. Этот фильм подарил мне мир, — продолжает Наталья Сергеевна.

Её связь с пушкинской эпохой началась очень давно. «Однажды увидела заметку, что режиссер Владимир Яковлевич Мотыль будет снимать фильм о жёнах декабристов. Я бросилась к маме: «Мою Марию Волконскую снимать будут! Я напрошусь на пробы». Но через день мне позвонили и пригласили именно на эту роль. А это уже судьба. И мамочка моя говорила, что случай всегда будет, нужно только всегда к нему быть готовой. В 11 лет в мою детскую руку вложили синенькую книжечку «Записки М.Н. Волконской, в девичестве Раевской». Книги Пушкина занимали главное место в нашем доме, я всегда чувствовала, что какая-то тайна была между Пушкиным и Волконской. Я её разгадываю до сих пор. И согласна с мнением, что Мария Волконская была утаенной любовью Пушкина. У поэта есть такие строки: «Твоя печальная пустыня, последний звук твоих речей. Одно сокровище, святыня. Одна любовь души моей». В черновиках Пушкина написано: «Сибири хладная пустыня». В то время Мария Николаевна уехала к мужу в Сибирь», — рассказывает Наталья Бондарчук.

— Я снималась в «Звезде пленительного счастья» и постигала, кто такая была Мария Волконская, кем были декабристы. К сожалению, молодежь этого уже не знает. А если мы не знаем историю, значит, мы не любим Отечество, и тогда какая нам разница, где жить. Я принадлежу к тем людям, которые, зная о всей неблагоустроенности своей страны, о всех ее тяготах, считают, что нужно жить здесь для общего благосостояния. Пушкин за свою короткую жизнь успел очень многое, и в его произведениях мы можем найти ответы на различные вопросы. Он очень рано предчувствовал свой уход из жизни и знал, что проживет мало. Не потому, что гадалка предсказала. Он понимал, что является значимой фигурой, а такие люди всегда в центре внимания, их стараются убрать, — добавляет актриса.

Перед показом киноленты о Пушкине атмосферу той эпохи дополнил романс на стихи поэта в исполнении актрисы Марии Бурляевой (дочери Натальи Бондарчук), которая и сама сочиняет песни. На экране демонстрировались фрагменты её киноролей.

Через паромную переправу Наталья Бондарчук везла громоздкие бобины с кинопленкой фильма «Пушкин. Последняя дуэль», чтобы его увидел Севастополь. Дополнят представление о сюжете фильма, его главной идее ответы Натальи Сергеевны на вопросы корреспондента «Славы Севастополя».

— Вы как-то говорили, что ощущаете себя женщиной XIX века. Наверное, поэтому выбрали для фильма сюжет о Пушкине и его эпохе?

— Я родилась в семье, пронизанной Пушкиным, повсюду стояли тома его произведений. Потом я сыграла Марию Волконскую. И всю оставшуюся жизнь восстанавливаю справедливость, эту связь, потому что Пушкин действительно подарил кольцо Марии Раевской. И пушкинская тема — моя самая дорогая, а в Крыму все пронизано приездом Пушкина и Раевских, их совместным путешествием. Я полностью прошла по этому маршруту.

— Чем вам импонирует пушкинская эпоха?

— Тем, что воспитание дворянства было таким, что была возможность поразмышлять, знать несколько языков, общаться на высоком уровне. И никогда за всю историю России философская мысль и мысли об Отечестве не поднимались на такую высоту.

— В вашем фильме показана версия о гибели поэта от рук придворных — агентов западных стран. Она имеет документальные основания?

— Безусловно. Я два с половиной года изучала пушкинский материал, прежде чем написала сценарий «Пушкин. Последняя дуэль». А до этого был десятисерийный фильм «Одна любовь души моей», он тоже посвящён Пушкину. В общей сложности пятнадцать лет я работала над этой темой. И у Вяземского, друга Пушкина, чётко написано: грязная сеть заговоров вокруг семьи Пушкина, вокруг Натали, которая тут ни при чем. Ею воспользовались как предлогом для травли поэта. Восемь анонимных писем из разных мест были одновременно разосланы близким друзьям Пушкина, где говорилось не о Дантесе, а о том, что поэт продаёт свою жену за деньги царю. Что она, как Нарышкина, является царской наложницей. Эти письма подготовил не один человек, а несколько. Когда этот пасквиль попал в руки самого Николая I, он начал глубокое расследование, выгнал из страны барона Геккерна, Дантеса. Тогда император понял, о чем ему пытался сказать Пушкин. Александр Сергеевич в него очень верил, в фильме раскрывается дружба между царем и поэтом. В советское время об этом предпочитали не вспоминать. В царское время Пушкина представляли как придворного, первый фильм о нем был поставлен в 1911 году. В дальнейшем его показывали как революционера, наряду с декабристами.

Я же должна была установить истину. Кем был Пушкин? Он сочувствовал декабристам, поскольку они были его близкими друзьями. Он был государственником, хотел видеть Россию единым, мощным государством, что было очень невыгодно Европе. «И ненавидите вы нас», — написал Пушкин в стихотворении «Клеветникам России». За что? За победу над Наполеоном без помощи Европы, за победу над Гитлером. И этого нам не прощают. Это заговор не только против Пушкина, но и против России, который был, есть и будет всегда. Он в первую очередь направлен против людей, значимых для страны. Личность нужно сначала опозорить, как в случае с Пушкиным. И тогда поэт восстал против клеветы, был вынужден вызвать человека на дуэль и своей кровью расплатиться за честь семьи. «Пал, оклеветанный молвой», — написал юный Лермонтов, который присутствует в моём фильме. И он сразу стал следующим в списке на уничтожение.

Пушкин близко стоял к государственным тайнам, для него был открыт царский архив, потому что Николай I видел его историографом вслед за Карамзиным. Это большое доверие и огромная опасность. Он начал влиять на царя таким образом, чтобы изменить в лучшую сторону позицию страны. Пушкин никогда бы не допустил Крымской войны. Ситуация стала меняться только тогда, когда вместо Нессельроде (которого называли русским министром австрийских иностранных дел) поставили Горчакова.

— Почему на роль Пушкина вы выбрали Сергея Безрукова?

— Потому что Серёжу я знаю очень давно, и когда я его увидела в телеспектакле на сцене театра им. Ермоловой в «Есенине», я уже тогда поняла, что этот молодой человек обладает феноменальными качествами как актёр. У меня было сомнение, что он не похож на Пушкина, поэтому попросила загримировать его. Но когда вошла, на меня был обращен такой пронзительный синий пушкинский взгляд! У него дар полного перевоплощения, и он так сыграл сначала в моем телесериале о Пушкине, что это вошло в основной фильм. Мы не стали заставлять умирать Серёжу дважды. Такие роли полностью опустошают актера, но они и многое дают. И Анну Снаткину обожаю. Когда я её пригласила, она начала мне рассказывать о Наталье Гончаровой, потому что родилась в Яропольце. Я её слушала, слушала и утвердила без проб. Не ошиблась.

Впрочем, весь актерский состав фильма подобран очень точно. А зрители с первых кадров погружаются в атмосферу пушкинской эпохи — время накануне дуэли с Дантесом, тот чёрный день, смерть поэта и расследование обстоятельств, которые привели к трагедии. С высочайшего повеления императора это дело вели Леонтий Дубельт и полковник Галахов. Общий вывод — поэт стал жертвой антирусского заговора. «И что же дальше?» — спрашивает юный Лермонтов. А дальше — гибель лучших умов России, иностранная интервенция…

Интересный и глубокий фильм не утратил своей актуальности: санкции против России, ложь об угрозе российской агрессии — звенья одной цепи, все того же международного заговора.

Когда погас экран, зрители долго аплодировали автору. У Натальи Бондарчук много творческих планов, хочется надеяться, что они будут реализованы в Севастополе.

Другие статьи этого номера