Севастопольской Голландии — 100 лет

Севастопольской Голландии - 100 лет

Вероятно, у многих читателей, прочитавших заглавие статьи, возникнет законный вопрос: какая дата стала исходной для отсчета столетия отдаленного, «заморского» района города, носящего «заграничное» имя далекой страны? В Севастополе название «Голландия» давно стало привычным. Закрепилось оно за бухтой, балкой и поселком на Северной стороне. И не только: оно топономически неотделимо и от Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое 40 лет существовало в величественном здании, расположенном на берегу бухты Голландия.
По наиболее вероятной версии название это было привнесено из Санкт-Петербурга моряками заводимого на Черном море флота. Его строительство в России происходило при участии голландских мастеров-кораблестроителей, приглашенных в Россию Петром I. В месте их компактного поселения открывались мастерские, лесные склады. Для обозначения этого места как раз и возникло народное название «Голландия».
Когда заводилось адмиралтейство в Севастополе, возникла необходимость устроить лесные склады. Для их размещения выбрали низменный участок на северном берегу Ахтиарской бухты с удобным подъездом по дну балки к воде. По аналогии с Санкт-Петербургом это место и назвали Голландией. Впоследствии оно распространилось на балку и бухту.ВТОРЫЕ ПОСЛЕ ГОРОДА НА НЕВЕ

Дата 23 июня (по старому стилю) 1915 года, когда состоялась официальная закладка здания Морского кадетского корпуса, с полным основанием можно считать началом истории севастопольской Голландии, так как вся ее дальнейшая судьба непосредственно связана с этим зданием.

По какой необходимости в городе-крепости Севастополе было решено построить такое здание, которое по своей величине было бы сопоставимо со зданием Адмиралтейства в Санкт-Петербурге? После русско-японской войны, в которой Россия потеряла практически весь свой флот, обозначилась нелегкая задача по его восстановлению. После длительных дискуссий по теме строительства флота в 1911-1914 гг. были приняты Малая и Большая кораблестроительные программы. С их принятием встал вопрос об обеспечении строящихся кораблей офицерскими кадрами.

Основными учебными заведениями, готовившими офицеров для флота России, были Морской корпус, в котором обучались строевые офицеры корабельного состава, и Морское инженерное училище, в котором велась подготовка технических специалистов для флота.

Морской корпус располагался на Васильевском острове, занимая почти целый квартал. Согласно утвержденным штатам, в корпусе числилось 740 воспитанников. Увеличить их число с использованием данного здания не представлялось возможным, так как увеличивать выпуск офицеров за счет сокращения числа кадетских классов у морского ведомства намерения не было.

4 августа 1913 года морской министр И.К. Григорович представил царю проект реформы морского образования. Он предложил открыть Морской кадетский корпус в Севастополе: «…в этом отношении исключительное преимущество представляет Севастополь как город, имеющий чисто военно-морской характер… При этом славная история этого города, неразрывно связанная с незабываемыми подвигами черноморских моряков, постоянное наличие там боевого флота и прекрасный южный климат делают Севастополь благоприятным для успешного воспитания будущих морских офицеров».

Император Николай II дал согласие на проведение реформы морского образования. Закончить реформу предполагалось к сентябрю 1916 года.

20 ноября 1914 года Управление морской строительной частью заключило договор с гражданским инженером Венсаном на выполнение обязанностей строителя здания Морского кадетского корпуса в Севастополе.

Прежде чем развернуть полномасштабное строительство, необходимо было составить рабочий проект и техническую смету. За эту работу и взялся Венсан. Таким образом, он является и главным архитектором, и главным строителем здания Морского кадетского корпуса в Севастополе.

Официальная церемония закладки состоялась 23 июня 1915 года. К тому времени были разбиты контуры здания и возведены части стен. Проектом предусматривалось строительство четырех зданий, расположенных строго с севера на юг, соединенных между собой двумя колонными двориками и центральной частью с астрономическим куполом и шпилем.

Император Николай II 25 октября 1915 года утвердил «Положение о Севастопольском морском кадетском корпусе», определяющее его назначение и структуру, обязанности должностных лиц, функции педагогического и хозяйственного комитетов, табель плавучих средств.

18 февраля 1916 года капитан 1 ранга С.Н. Ворожейкин был назначен директором открывающегося осенью Морского кадетского корпуса. 14 мая 1916 г. император Николай II с детьми посетил бухту Голландия и ознакомился с ходом строительства Морского корпуса.

В ШЕФАХ — НАСЛЕДНИК ЦАРЯ

Весной 1916 года в газетах появились объявления о приеме по конкурсу аттестатов в младший общеобразовательный класс открываемого в Севастополе Морского кадетского корпуса. В конце сентября 1916 года принятые в корпус воспитанники начали прибывать в Севастополь. Сто человек были из гражданских учебных заведений и 25 — из разных кадетских корпусов. Командиром кадетской роты был назначен капитан 2 ранга В.В. фон Берг.

Размещалась рота в двух флигелях, ближних к морю. В настоящее время это жилые дома N 8 и 12 на улице Курчатова. В левом (дом N 12) располагались спальни, цейхгауз, лазарет и квартира ротного командира. В правом флигеле (дом N 8) — классы, кабинет инспектора классов, комната дежурного офицера, церковь, столовые, кухня и квартира директора, в подвале — рундуки и лавочка. В двух задних флигелях размещались квартиры офицеров, доктора и корпусная канцелярия.

С 15 сентября 1916 года корпус стал называться Морской Его Императорского высочества наследника цесаревича кадетский корпус. На погоны воспитанников корпуса были пожалованы золотые накладные вензеля в виде буквы «А» славянской вязью с короной наверху. А вот поместить такое длинное название корпуса на ленточку к бескозырке было весьма затруднительно. Надпись на ленточке выглядела так: «Морской Е.И.В.Н.Ц. кадетский корпус».

5 октября 1916 г., в день тезоименитства наследника, состоялось официальное открытие Морского Е.И.В. наследника цесаревича кадетского корпуса. Присутствовал командующий Черноморским флотом вице-адмирал Колчак.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года нарушила планы реформирования флотского образования. Приказом по армии и флоту от 15 сентября 1917 г. Морской кадетский корпус в Севастополе объявлялся упраздненным.

ПОД ЧУЖОЙ КРЫШЕЙ

Сюда из бухты Круглой была переведена Севастопольская военная школа морских летчиков. Расположилась она в двух бывших офицерских флигелях. Материальная часть школы с учебными самолетами находилась в Килен-бухте, в которой еще с царских времен сохранилось оборудование для обслуживания поплавковых гидросамолетов. В 1931 году Севастопольская школа морских летчиков перебазировалась в город Ейск, где на ее базе было создано Ейское высшее военное летное училище.

В 1939 году авиация покинула бухту Голландия. Комплекс зданий Морского кадетского корпуса был передан учебному отряду Черноморского флота с последующей достройкой главного здания. В северном крыле расположилась электромеханическая школа учебного отряда…

Но грянула Великая Отечественная. Школа была мобилизована на строительство оборонительных сооружений — окопов, дзотов. Из курсантов был сформирован батальон, получивший название «отдельный батальон электромеханической школы».

С первых дней войны возникла необходимость в защите кораблей от магнитных мин, которые широко использовали немцы. Проблемой защиты кораблей от магнитных мин по заданию Военно-Морского Флота 1938 года занялся молодой ученый ЛФТИ А.П. Александров. В начале войны с первыми же потерями кораблей от магнитных мин остро встал вопрос о необходимости их защиты.

9 августа 1941 года по заданию заместителя наркома ВМФ А.М. Галлера А.П. Александров с группой ученых ЛФТИ, среди которых были И.В. Курчатов, П.Г. Степанов, В.Р. Регель, Ю.С. Лазуркин, К.К. Щербо, прибыл на Черноморский флот для организации в Севастополе базы по размагничиванию кораблей. Для расположения временной станции размагничивания был выбран берег бухты Голландия.

В память об этом событии военных лет по инициативе командования Севастопольского ВВМИУ на пожертвования личного состава училища на берегу бухты 11 июня 1976 года был открыт памятный знак. На открытии присутствовал академик А.П. Александров. Авторы памятного знака — скульптор С. Чиж, архитекторы А. Баглей и А. Шеффер. На знаке высечено: «Здесь в 1941 году в сражающемся Севастополе группой ученых под руководством А.П. Александрова и И.В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота».

После освобождения Севастополя в 1944 году и возвращения кораблей Черноморского флота в главную базу первоочередной задачей было восстановление арсенала в Сухарной балке. Персонал, работающий в арсенале, нуждался в жилье. Ближайшее место, где можно было найти хоть какую-то крышу над головой, была Голландия с её строениями, оставшимися от Морского корпуса и морской авиации. В северной части главного здания расположился отдельный строительный батальон.

«ПОДВОДНЫЙ» ПРОФИЛЬ

Кардинально облик Голландии начал преобразовываться с образованием высшего военно-морского инженерного училища. 15 декабря 1951 года военно-морской министр СССР Н.Г. Кузнецов издал приказ о строительстве и формировании в Севастополе в бухте Голландия на базе недостроенного здания Морского кадетского корпуса 3-го Высшего военно-морского инженерного училища.

К осени 1952 года северная часть главного здания была подготовлена к приему первых курсантов. 1 октября 1952 года официально начался первый учебный год в 3-м Высшем военно-морском инженерном училище. При этом вся территория открытого училища продолжала представлять собой огромную строительную площадку.

С 1954 года училище начало готовить инженеров-механиков для дизельных подводных лодок и стало называться высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания. Первый выпуск офицеров был произведен в 1956 году.

С этого же года в училище была открыта атомная специализация. Училищу было предписано готовить инженеров-механиков для атомных подводных лодок. Этот период истории учебного заведения связан с именем Ашота Аракеловича Саркисова. Он первым начал читать курс по теории и устройству ядерного реактора. Вся дальнейшая жизнь и деятельность Ашота Аракеловича как начальника кафедры ядерных реакторов и парогенераторов, как начальника Севастопольского ВВМИУ, заместителя начальника Военно-морской академии, председателя Морского научно-технического комитета ВМФ, академика РАН будет связана с атомной энергетикой.

В 1958 году в Севастопольском ВВМИУ было выпущено 30 офицеров, в дипломе которых было записано: «инженер-механик специальных энергетических установок». На флот ушли первые специалисты-атомщики, подготовленные в военно-морском учебном заведении.

В 1960 году училище снова поменяло название, вернувшись к старому — 3-е Высшее военно-морское инженерное училище. В то же время оно значилось как воинская часть 13104. И, наконец, 16 апреля 1964 года стало открыто именоваться Севастопольским высшим военно-морским инженерным училищем.

Дальнейшее его развитие сопровождалось и количественным ростом, и качественным содержанием. В связи с бурным строительством атомного подводного флота в несколько раз был увеличен контингент курсантов. Развитие учебно-лабораторной базы увенчалось строительством и вводом в действие в 1968 году научно-исследовательской лаборатории с действующим исследовательским реактором ИР-100. Практическая подготовленность будущих механиков обеспечивалась их отработкой на полномасштабных тренажерах «Учеба» и «Пульт-70», а также в лаборатории «Борт-70», в которой была смонтирована натурная энергетическая установка атомной подводной лодки в безреакторном варианте.

28 июня 1992 года в Севастопольском ВВМИУ был произведен последний выпуск молодых офицеров для советского атомного подводного флота. За сорок лет существования училища было выпущено 10870 инженеров-механиков. Большинство из них прошли свое становление как специалисты на атомных подводных лодках в знаковой для подводного флота должности командира электромеханической боевой части. Свыше 30 выпускников СВВМИУ стали адмиралами. Трем выпускникам училища — И.Ф. Морозову, С.П. Самсонову и П.Д. Осипенко — было присвоено звание Героя Советского Союза, двум — Героя Российской Федерации.

Общественность Севастополя не оценила должным образом одно событие, которое произошло в 1996 году. Осталась в стороне и школа N 9. А жаль, событие неординарное даже для Севастополя. В 1996 году бывшему выпускнику школы N 9, коренному севастопольцу, выросшему в поселке Голландия и окончившему в 1971 году Севастопольское ВВМИУ, подводнику-гидронавту капитану 1 ранга Анатолию Петровичу Рымарю было присвоено звание Героя Российской Федерации. Какой район города, кроме Балаклавы, какая школа Севастополя могут гордиться таким земляком? Анатолий Петрович на редкость скромный человек, не привык к публичности. Подводники, а тем более гидронавты, о своих делах говорят мало, из глубин океана, в отличие от космонавтов, репортажей не ведут. Но своего родного поселка он не забывает. Каждое лето Анатолий Рымарь проводит в Севастопольской Голландии.

А в апреле 2014 года еще один выпускник Севастопольского ВВМИУ 1971 года, одноклассник А.П. Рымаря по СВВМИУ, вице-адмирал Олег Евгеньевич Белавенцев закрытым указом президента Российской Федерации за выполнение особо важного задания был удостоен звания Героя Российской Федерации.

…17 июля 1992 года Севастопольское ВВМИУ было подчинено начальнику управления военного образования Министерства обороны Украины. В состоянии упадка духа и разочарования все ветераны-черноморцы пережили годы, когда лучшее училище Вооруженных Сил СССР — Севастопольское ВВМИУ — оказалось на задворках Севастопольского военно-морского института. Созданная за годы существования училища материально-учебная база приходила в негодность, профессорско-преподавательский состав, занимавшийся подготовкой специалистов для атомного подводного флота, оказался невостребованным.

С подъемом было встречено создание в 1996 году на базе бывшего высшего военно-морского инженерного училища Севастопольского института ядерной энергии и промышленности. Но вновь наступили трудные времена становления учебного заведения, усугубленные недостаточным финансированием. Без преувеличения можно сказать, что становление института состоялось лишь благодаря энтузиазму ветеранов Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. Статус института вырос до национального университета, получил международное признание.

В РОДНОЙ ГАВАНИ

Но вот из столичного Майдана потянуло смрадом паленой резины. В обстановке государственного переворота у коллектива Севастопольского национального университета ядерной энергии и промышленности не было раздумий, какую сторону принять. По своему духу и воспитанию севастопольская Голландия всегда оставалась российской. 28 марта 2014 года над главным зданием училища был поднят российский флаг. А 1 января 2015 года на базе университета был образован институт ядерной энергии и промышленности в составе Севастопольского государственного университета. Так завершилось первое столетие в истории севастопольской Голландии. Начался отсчет лет нового века.

Рушились государственные строи, менялись политические системы, а инженерные науки, сосредоточенные в главном здании училища, которому исполнилось сто лет, остались несокрушимыми, несмотря на временные «каникулы», порой растянутые на годы… Виват наша Голландия, виват!

И в заключение для тех, кому дорога история Голландии — и поселка, и учебного заведения, а также для тех, кто хочет познакомиться поближе с этим по-своему уникальным уголком Севастополя. Сегодня в 9.00 в Голландии, в институте ядерной энергии и промышленности СевГУ состоятся торжества по случаю 100-летнего юбилея. Вход свободный — день открытых дверей.

Добро пожаловать!

В. БОДНАРЧУК, заведующий музеем СИЯЭиП, выпускник СВВМИУ 1967 г.

Другие статьи этого номера