Чтобы проехать по центру, нужен… велик или две ноги!

Чтобы проехать по центру, нужен... велик или две ноги!

Тема транспорта — постоянная на страницах «Славы Севастополя». Но летом разговор о пробках на центральном городском кольце приобретает особую актуальность. Жители и гости города вполне обоснованно обеспокоены проблемами и сохранения исторического облика центра, и сохранности зданий, и охраны здоровья их обитателей, для которых выхлопные газы постепенно заменяют чистый воздух.Сколько машин одновременно может находиться в центральной части самого города — никто в Севастополе сказать не берется. Однако пропускная способность дорог белокаменного не отвечает современным требованиям безопасности движения уже последние лет десять. Более того, центральная часть вообще не имеет площадок для отстоя транспорта, кроме площади перед Артиллерийской бухтой. И ситуация доводится буквально до критической во время праздников, которые по традиции все проводятся в центре.

А ведь мы начали говорить об этих проблемах еще лет 15-20 назад — о том, что пропускная способность улиц и дорог уже не соответствует количеству транспорта. Наши выступления способствовали принятию тогда региональной программы «Транспорт», где в числе первоочередных мер была названа оптимизация движения пассажирского транспорта по центральному кольцу. В конце 2004 г. — начале 2005-го отдел транспорта и связи СГГА заложил в конкурсные предложения принцип разграничения движения маршруток через ЦГК: автобусы вместимостью до 18 мест должны двигаться через пл. Ушакова, свыше 18 мест — через пл. Нахимова. Расчет оказался верным, а результатом стало значительное изменение подвижного состава у всех перевозчиков. Уже к началу летнего сезона 2005 г. на смену «Газелям» и «Фордам»-коротышам пришли «Мерседесы-Спринтеры». И Севастополь по праву занял лидирующие позиции среди регионов Украины по качеству транспортного парка общего пользования. А пассажиры получили возможность добираться из одного района в другой, минуя 6 из восьми остановок по кольцу.

С третьей декады сентября 2008-го движение по центральному кольцу Севастополя (всего 3,5 км) на 2,8 км стало односторонним. По устаревшему генплану, пропускная способность городского кольца — 700 машин в час; сейчас эта цифра доходит до 2000 машин, а летом, наверное, еще выше! Только одних маршруток церез центр движется не одна сотня. И нововведение временно на 40% разгрузило транспортный поток в центре города и увеличило среднюю скорость движения по кольцу с 4-6 до 10-20 км/час. Должен был снизиться и объем выбросов вредных веществ от автотранспорта: по подсчетам экологов, они составляют около 30 т (для сравнения: по их же подсчетам, угольный терминал может дать 5 т). Движение только в одну сторону ставило также целью обеспечить нормальное функционирование пешеходной зоны на пл. Нахимова. И, по расчетам транспортников, до 2500 авто смогли парковаться по городскому кольцу при условии их размещения «елочкой». А если транспорт размещать параллельно тротуару, то количество авто, которые смогут парковаться в этой зоне, сократится на 30-40%, но так будет безопаснее.

Правда, все это уже давно в прошлом… День сегодняшний — это назревший вопрос организации проезда через центр только для троллейбусов и автобусов большой и средней вместимости. К сожалению, к разговору о поднятой газетой проблеме разгрузки и сохранения центра пока не подключаются другие организации и учреждения, которые могли бы внести существенный вклад в это дело. К примеру, что мешает вообще запретить стоянку автотранспорта по периметру центрального кольца? Торговые точки вырастают как грибы после дождя, а где обещанные автостоянки?

Да, есть закон и практика принудительной эвакуации машин, которые поставлены в нарушение ПДД. Почему у нас в будни днем левые полторы или даже две полосы дорог в центре заняты практически на всем протяжении? И оставлен лишь узкий коридор, который вовсе замирает из-за любой заминки, а ДТП перекрывает центр напрочь на пару-тройку часов.

Проблемы «кольца» могли бы существенно разрешиться, если бы были снижены нагрузки на улицы, и транзитный транспорт не использовал бы их для проезда. После капремонта спуска Котовского и реконструкции моста у ж/д вокзала, по расчетам, на 30% снизилась интенсивность движения по ул. Ленина. Но нужен капремонт дороги через Молочную балку и хутор Отрадный, что приведет к снижению потока транспорта через Стрелецкую балку, ул. Адмирала Октябрьского и далее на ул. Б. Морскую. Ремонт улиц Адмирала Октябрьского, Демидова, Частника, Годлевского, Ялтинской, Академика Крылова позволит разгрузить пр. Нахимова, пл. Ушакова и пл. Лазарева. Наконец, может помочь делу и давно эксплуатируемая идея строительства тоннеля, связывающего ул. Пожарова с ул. Генерала Петрова, а также ранее публично озвученные проекты подземных паркингов и перехватывающих парковок.

Давно уже говорится о планах разгрузки центра и обеспечения безопасности дорожного движения, которые предусматривают отвод земельных участков, проектирование и строительство автостоянок по одной в каждом районе города и на его въезде — хотя бы на 200-300 машино-мест каждая. Но было бы разумным проверить и действующие стоянки на предмет целевого использования земли. А на других — провести реконструкцию для увеличения стояночных мест. Кроме того, с целью эффективного использования территории следует привлечь специалистов по организации дорожного движения для более грамотного расположения транспорта на автостоянках.

Необходимы замена устаревших технических средств организации дорожного движения на более современные с внедрением автоматизированной системы управления, установка светофоров с визуальным таймером, нанесение дорожной разметки со встроенными светоотражающими элементами, что приведет к снижению аварийности и, соответственно, увеличит пропускную способность улиц.

Пока же мы ожидаем проведения новых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок. У севастопольцев есть время высказать мнение относительно условий перевозок, организации проезда через центр и по другим злободневным транспортным проблемам. Наша газета ждет откликов читателей и лиц, ответственных за порядок на дорогах.

Продолжить обсуждение поднятой проблемы мы предлагаем в традиционной рубрике «Вопрос в лоб»: «ВАШ ПРОГНОЗ: КОГДА ГОРОД ОКОНЧАТЕЛЬНО «ВСТАНЕТ» В ПРОБКАХ?»

Ответ на него, как всегда, можно дать в пятницу, 3 июля, с 13 до 14 часов по телефону 54-06-10 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 6 июля.

Кстати

Дорожно-транспортный комплекс Севастополя — один из немногих в стране среди городов тех же «ранга» и населенности, где протяженность сети транспортных артерий составляет свыше 650 км, площадь асфальтового покрытия дорог — почти 2 млн кв. м, фактически же дорожники «приглядывают» за чуть более чем 230 км автодорог, а 80-90% городских и пригородных дорог нуждаются в капитальном и текущем ремонтах.

Фото Владимира Докина.

Другие статьи этого номера