Женщина тысячелетия Клара Лучко

Женщина тысячелетия Клара Лучко

1 июля народной артистке СССР Кларе Лучко исполнилось бы 90 лет. Её светлые и обаятельные образы в кино любят зрители разных поколений, её имя известно далеко за пределами России. А в 1970 году Клара Лучко (в роли Марины) снималась в Севастополе в военной драме «Море в огне», посвященной героической обороне города в 1941-1942 годах под руководством генерала Петрова. Фильм снимали в местах исторических событий — на улицах Севастополя и в его пригородах. Киноленты с участием замечательной актрисы севастопольцы до сих пор смотрят с большим интересом.РОДОМ С ПОЛТАВЩИНЫ

Клара Лучко родилась в селе Чутово Полтавской области. Она выросла в трудовой крестьянской семье. Отец будущей киноактрисы, Степан Григорьевич, был родом из села Лучки, поэтому и фамилия — Лучко. Он работал директором совхоза, а мать Клары, Анна Ивановна, возглавляла колхоз. Женщине была присуща творческая жилка, у неё был прекрасный голос, и в молодости она пела в церковном хоре вместе со знаменитым Иваном Козловским. Анна Ивановна участвовала и в самодеятельности и передала дочери по наследству артистические способности. Родители с утра до ночи были заняты на работе, поэтому воспитанием девочки занималась строгая и неграмотная тетка. А когда Степан Григорьевич поступил в пединститут, его семья переехала в Полтаву.

Клара росла робкой и замкнутой девочкой, возможно, сказывалось строгое теткино воспитание. Вдобавок к этому из-за высокого роста и нескладной фигуры её дразнили в школе «жирафой». А ей хотелось нравиться мальчикам. Когда Клара училась в шестом классе, она влюбилась в школьника, на несколько классов старше себя. Чтобы привлечь внимание красавца, девочка решилась на смелый шаг — прыгнула с парашютом с вышки. Но, увы, её отчаянный поступок не произвел никакого впечатления на старшеклассника. Зато Клара получила большое удовольствие от прыжка.

Накануне Великой Отечественной войны, в 1941 году, она окончила семь классов. Семью Лучко эвакуировали в Казахстан, и десятилетку девочка окончила уже в Джамбуле.

«БЛЕДНО-СИРЕНЕВАЯ ПЕТУНЬЯ»

Пришло время выбора жизненного пути, и в этом вопросе у выпускницы не было колебаний. Она с детства обожала кино, в школе занималась в театральном кружке и мечтала стать актрисой. Её кумиром была знаменитая Тамара Макарова. Из газетной заметки Клара узнала, что С.А. Герасимов набирает в Алма-Ате актерский класс. Ее родители были категорически против выбора такой несерьёзной профессии. Они хотели, чтобы дочь стала врачом или юристом. Но тихая и послушная Клара вдруг с твердостью заявила, что будет только актрисой. Родителям пришлось смириться…

Несмотря на огромный конкурс, Клара с успехом сдала экзамены и её приняли во ВГИК, в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Вскоре институту кинематографии разрешили вернуться в Москву, и Клара продолжила обучение в столице на курсе С. Герасимова и Т. Макаровой.

Не сразу девушке удалось полностью раскрыться. Клара не относилась ни к «одаренным», ни к «талантливым» студентам. Тамара Макарова как-то сравнила Лучко с цветком петуньи. «Рядом со ВГИКом была клумба, и я попросила показать эту неизвестную мне петунью. И вижу: чахлый, засохший, бледно-сиреневый граммофончик, который пробивается из растрескавшейся земли. Я поняла, что мой педагог говорила о моём несгибаемом характере», — вспоминала спустя годы Клара Степановна. Ещё в студенческие годы её стали привлекать сложные, психологические образы, для которых требовались яркие, насыщенные краски. В актерской профессии ей часто придётся играть именно такие роли.

Однако в дипломе выпускницы была следующая формулировка: «Клара Лучко — тургеневская героиня, ей подойдут лирические, классические роли». Но её дипломная работа была далека от тургеневской барышни. В 1948 году в фильме С. Герасимова «Молодая гвардия» актриса сыграла роль тётушки Марины. Она легко вошла в этот образ, потому что увидела в нем своё, родное. За эту роль молодая актриса получила оценку «отлично».

ПОЧЕТНАЯ КАЗАЧКА

После удачного дебюта в кинематографе Клару Лучко пригласили на съёмки фильмов «Родина капитана» и «Три встречи». Фильмы получились посредственными, и Клару Лучко постигло глубокое разочарование. Эти неудачные роли так угнетали её, что она уже подумывала уйти из кинематографа. Но, к счастью для зрительской аудитории, не успела. После окончания ВГИКа Клару Степановну пригласили работать в Театр киноактера, который был очень популярен в Москве, так как на его сцене ставили спектакли известные режиссеры, а роли исполняли звезды отечественного кинематографа в свободное от съёмок время. И однажды в фойе появилось объявление, что Иван Пырьев будет читать новый сценарий музыкальной комедии «Весёлая ярмарка». Клара Лучко вместе с другими актерами пришла на читку, где её заметил режиссёр. Вскоре её пригласили на фотопробы, где случился курьёз. Клара Степановна пришла в студию без всякой надежды на главную роль, а сниматься в массовке ни за что бы не согласилась. О том, что произошло дальше, актриса потом вспоминала: «Когда я пришла, все костюмы уже разобрали. Гримерша сказала, что нужны две косы, а у неё осталась только одна.

— Какая разница, — говорю я, — платочек сверху повяжу, и не будет видно, есть у меня коса или нет. Вдруг в гримерную вошел ассистент режиссёра Арто и говорит: «Лучко — к Пырьеву». Он посмотрел на меня и говорит: «А ну-ка сними платок». Я снимаю.

— Что это? Почему у тебя одна коса? Что за небрежность?

— Иван Александрович, — робко говорю я, — никто не виноват. Другой косы у гримеров не было. Ну какая разница? Я платок повязала.

— Нет-нет, тебе нужны две косы…

Арто получил нагоняй, гримерша — тоже.

— Из-за тебя нам попало, — с обидой сказали они.

Но я-то при чем? Арто повёл меня в фотоцех. Фотограф командует:

— Смотри вправо, голову влево.

И вот сижу я в такой позе — с кривой шеей, с куда-то заведёнными глазами. А в это время открывается дверь и стремительно входит Пырьев:

— Ты чего так сидишь?

Схватил меня за голову, резко повернул и говорит фотографу:

— Ты вот так её снимай. Мне просто надо снять. Понял?

А я думаю: «Боже мой, он действительно такой, как о нем говорят. Если вдруг меня утвердят, то как я буду сниматься у него? Нет, я не смогу. Я крика и грубого отношения никогда не терпела».

Спустя некоторое время Пырьев пригласил Лучко на кинопробы на роль молодой колхозницы Даши Шелест в паре с Владленом Давыдовым. Пробы оказались удачными, и Клару Степановну утвердили на эту роль. Для «Весёлой ярмарки» Пырьев подобрал великолепный актерский состав: М. Ладынина, С. Лукьянов, В. Володин и другие. Лучко была счастлива оказаться в такой замечательной компании. К тому же Пырьев оказался очень чутким человеком и хорошим психологом. «Если я что-то не так делала, он как будто кому-то выговаривал, но я сразу все понимала», — вспоминала Клара Степановна.

Чтобы актёры прониклись колхозной жизнью, Пырьев заставил всех трудиться в совхозе-миллионере «Кубань», где проходили съемки. В то время началась страда, и актёры работали на комбайнах, сгребали зерно на току. «Прекрасная природа Кубани: тополя, степь, воздух, пахнущий полынью, быстрая река Кубань — все это казалось мне просто сказкой. Я помню, что просыпалась каждое утро и думала: «Я счастлива». И это состояние не покидало меня на протяжении всей картины», — говорила потом Клара Степановна.

Готовую киноленту показали Сталину: комедия ему очень понравилась, но он посоветовал сменить название на «Кубанские казаки». Под таким названием фильм вышел в прокат и сразу же завоевал любовь миллионов зрителей. А никому не известная ранее актриса утром проснулась знаменитой. Клара Лучко превратилась в звезду всесоюзного масштаба и стала лауреатом Госпремии. На Кубани её просто боготворили и присвоили звание почетной казачки. В городе Курганинске в честь актрисы установили памятную стелу.

ВЫЗОВ ВИВЬЕН ЛИ

Клара Степановна стала востребованной актрисой и снималась в картинах Юткевича, Пудовкина, Хейфеца. В 1955 году её большой работой стали роли в картине «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Шекспира. Перед актрисой стояла сложная задача — ей предстояло сыграть три роли: Виолу, её брата-близнеца Себастьяна и Цезарио. К тому же зрители помнили «Двенадцатую ночь» с блистательной Вивьен Ли. Выбор режиссёра Яна Фрида вызвал недоумение: как Лучко со своим украинским акцентом будет играть Шекспира? Но Ян Фрид не изменил своего решения. А Клара Степановна с энтузиазмом взялась за свои роли. Она упорно училась фехтованию и верховой езде и отказалась от дублеров. Её персонажи были буквально выстраданы. Если актрисе казалось, что что-то не получается, то она украдкой плакала за декорациями, и продолжала упорно работать.

После окончания съёмок Клара Лучко вместе с фильмом отправилась на Эдинбургский фестиваль. На родине Шекспира её ждал огромный успех. Картина получила блестящие отзывы, и в первую очередь кинокритики отмечали игру Клары Лучко. А 45 лет спустя, в 2000 году, в Кембридже выбирали лучших актрис тысячелетия. И среди них назвали Клару Лучко. Ей прислали сертификат «Женщина тысячелетия».

Фильм «Кубанские казаки» сыграл решающую роль и в личной жизни актрисы. Клара Степановна на съёмках познакомилась с актером Сергеем Лукьяновым и отдала ему свое сердце. Через год после премьеры комедии они поженились, у супругов родилась дочь Оксана. Они прожили вместе 15 лет. В 1952 году Клара Лучко играла с мужем в фильме В. Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». С этой картиной актриса поехала на кинофестиваль в Канны, где красота русской актрисы произвела настоящий фурор.

ЧЕРНАЯ ПОЛОСА И БЕЛАЯ

В 60-е годы в её жизни наступила чёрная полоса: от инфаркта умер муж. На её долю выпали одиночество, тревога за маленькую дочь, неопределенность в кинокарьере. После громкого успеха в кино для Лучко наступило затишье. У неё было правило — не отказываться от предложенных ролей, пусть и не очень значимых. Она считала, что актерская профессия не приемлет простоя, и требует всегда находиться в творческой форме, чтобы быть готовой к тому, что в любой момент случится главная в жизни роль.

Через восемь лет после смерти мужа Клара Степановна встретила журналиста и писателя Дмитрия Мамлеева. Они познакомились в гостях у подруги актрисы. И со временем он стал её вторым мужем. А Клару Лучко вскоре пригласили сниматься в телесериал А. Бланка «Цыган» по роману Анатолия Калинина. В её жизни началась белая полоса — как награда за терпение и стойкость. Когда решался вопрос о главной героине, Клавдии, Калинин твёрдо заявил, что играть должна только Клара Лучко. Раньше он видел актрису в Театре киноактера в спектакле «Суровое поле» по своей книге, и она ему очень понравилась. Правда, по сценарию Клавдии было 40 лет, а Кларе Степановне — уже 54. Но она так ярко и естественно исполнила свою роль, что зрители об этом даже не подозревали.

На роль Будулая приглашались многие актёры. Среди них — даже А. Джигарханян, но он не смог приехать на пробы, а все остальные не подошли. И тогда Клара Степановна вспомнила о молдавском актёре Михае Волонтире, с которым в 1977 году она снималась в драме «Корень жизни». После выхода мелодрамы «Цыган» на телеэкран сериал стал очень популярным. Зрители засыпали Клару Лучко письмами, как и после «Кубанских казаков». Она говорила, что фильм стоило поставить хотя бы потому, что он смог заставить людей задуматься о своей жизни. Через шесть лет телеаудитория увидела продолжение сериала под названием «Возвращение Будулая». Все, кто прикипел к телеэкранам, не сомневались в подлинности чувств героев, настолько достоверной была их игра. Лучко даже «выдали замуж» за Волонтира. В 2000 году они вновь встретились на съемочной площадке фильма «Виновата ли я», где актриса играла пьющую женщину, которую «цыган» пытался вылечить. Они сохранили крепкую дружбу на всю жизнь. И когда с Михаем случилось несчастье (он ослеп), Клара Степановна организовала сбор средств на операцию, и к актеру вернулось зрение.

Клара Лучко до глубокой старости сохранила прекрасный внешний вид, стройную фигуру. Её секрет красоты был прост: она все делала по дому сама и любила возиться с землёй на даче. Поэтому в тренажерном зале она никогда не нуждалась. Дочь Клары Лучко стала журналистом. А сама актриса занималась новыми видами творчества. В 2002 году она издала книгу «Виновата ли я» (по сценарию одноимённого фильма). А в начале 2005 года Клара Степановна выпустила календарь, рассчитанный на три года вперёд, со своими фотографиями в кино. Этот календарь пережил актрису, которая ушла из жизни совершенно неожиданно 26 марта 2005 года — из-за оторвавшегося тромба. Она никогда не жаловалась на здоровье, и её смерть стала ударом для близких и коллег.

В 2008 году в Краснодаре открыли пятиметровый памятник — Клара Лучко стоит на пьдестале в образе казачки, словно живая. А её роли в кино навсегда остались со зрителями и продолжают их восхищать.

Другие статьи этого номера