На пути к инклюзивному обществу

На пути к инклюзивному обществу

В нашем городе проблема с обучением детей-инвалидов стоит достаточно остро. К сожалению, далеко не все маленькие севастопольцы с ограниченными возможностями здоровья могут полноценно учиться. И вот к концу 2015 года сразу в нескольких школах будет установлено специальное оборудование для особенных учеников. На эти цели из федерального бюджета выделено 6 млн 309 тыс. рублей. Об этом сообщила на совещании в правительстве Севастополя начальник финансового управления городского департамента образования Наталья Рыжкова.- Пять севастопольских школ, где обучаются дети с ограниченными возможностями, будут оснащены пандусами и специальным оборудованием: аппаратными комплексами для детей с нарушением слуха, слабовидящих детей, сенсорными комнатами, — сообщила Наталья Рыжкова. — Средства будут освоены до конца 2015 года.

Учреждения, которые будут оснащены таким оборудованием, выбирались по процентному соотношению. То есть, где больше ребятишек-инвалидов, там в первую очередь, и будут созданы все условия для инклюзивного обучения. В итоге в список попали общеобразовательные школы N 17, 41, 44, 54 и школа-интернат имени Петрова. Правда, директора школ выразили опасение, что к 1 сентября вряд ли возможно провести необходимые работы. Тем более что в этих учебных учреждениях еще предстоит сделать капитальный ремонт.

— Начало учебного года не повредит установке реабилитационного комплексного оборудования, — уверен заместитель губернатора Алексей Еремеев. — Федеральный закон о закупках мы обойти не можем, соглашение о предоставлении этой субсидии было подписано только на прошлой неделе, поэтому времени действительно не так много. Мы сейчас просим правительство РФ продлить нам переходный период по части госзакупок, чтобы ускорить процесс при проведении подобных мероприятий.

Кстати, в трех севастопольских школах уже функционируют инклюзивные классы, они были созданы еще при Украине. Но их явно недостаточно. По данным городского департамента образования, в Севастополе более половины детей с ограниченными возможностями посещают обычные школы. Есть и специальные группы для детей с нарушением речи, слуха, зрения. Действуют три группы для учеников с умственной отсталостью. В двух профессиональных училищах инвалиды обучаются по специальностям «швея» и «художник». Но существуют и серьезные проблемы: недостаток квалифицированных кадров, массажных кабинетов, сенсорных комнат, специальных компьютеров. Из-за отсутствия финансирования закрыты многие школьные бассейны. Необходимо переоборудование столовых, классов.

Правда, и во многих других регионах страны инклюзивное образование находится на начальном этапе. По словам вице-президента Общероссийского союза общественных организаций инвалидов Леонида Шорохова, создание общедоступной среды — это еще не инклюзивное образование.

— Инклюзивное образование — это доступность образовательного процесса, обеспеченность комфортного обучения ребенка с инвалидностью в условиях обычной школы, — говорит Леонид Шорохов. — Должны быть специальные педагоги, технические программы, сурдопереводчики. Необходимо создание условий для получения людьми с ограниченными возможностями высшего образования.

Психологи давно пришли к выводу: когда обычные дети учатся вместе с особенными, у них развиваются душевность и сострадание. Конечно, педагогам нужно пройти специальную подготовку, необходимы и качественная работа психологов, и подготовленность общества. К сожалению, процесс переключения жителей нашей страны на «инклюзивное мышление», скорее всего, займет долгие годы.

И все же результаты есть: за пять лет существования программы «Доступная среда» более 27 тыс. педагогов прошли специальное обучение. А, например, в Москве, все дети с особыми образовательными потребностями обеспечены местами в детских садах. В идеале такую же систему «детский сад — школа — вуз» планируется внедрить и в Севастополе. Кроме того, эксперты обращают внимание на то, что в нашем городе необходимо обеспечить и дистанционное обучение. Речь идет о детях, которые из-за болезни практически не могут выходить из дома.

Возможно, проработка этого вопроса займет не один год, но главное, первые шаги на пути к инклюзивному обществу уже сделаны.

Другие статьи этого номера