Полуостров «причалит» к Большой земле уже через два года

В Крыму и Севастополе строительства моста через Керченский пролив ждут с большой надеждой. Многие верят, что прямое авто- и железнодорожное сообщение полуострова с Большой землей поднимет качество жизни крымчан, сделает ее в чем-то легче и разнообразнее. Да и для многих россиян «с материка» отдых в Крыму и Севастополе по-прежнему остается самым доступным. Со стороны Украины на полуостров нашим соотечественникам, к сожалению, не попасть, а риск стоять в очередях на паром, будь то по причине непогоды или организационных сбоев, всегда присутствует. Россия без промедления взялась за вторую по грандиозности стройку (после олимпийской стройки века в Сочи) — мост через Керченский пролив. На какой же сейчас стадии решение вопроса?КТО ПРОЕКТИРОВАЛ?

Центральные СМИ, в частности «Комсомольская правда», «Российская газета», «Известия», внимательно следят за развитием событий. Уже сообщалось, что подготовительные работы начались. Саперы ищут снаряды времен Великой Отечественной войны. Геодезисты изучают местность. Результаты исследований и конструктивные решения по мосту переданы на рассмотрение в Главгосэкспертизу РФ. Это заключительный этап в согласовании проектной документации.

Возведение моста планируют завершить к декабрю 2018 года и начать рабочее движение по нему. Ну а полностью исполинская конструкция будет введена в эксплуатацию в первой половине 2019 года. Для того чтобы успеть к сроку, проектировщики предлагают возводить мост одновременно по всему фронту строительства: его разделят на шесть участков.

Госконтракт на проектирование и строительство был подписан в феврале этого года между ФКУ «Упрдор «Тамань» и ООО «Стройгазмонтаж». В разработке проекта приняли участие сотрудники российских проектных, научно-исследовательских, экологических институтов и эксперты в самых разных областях. При научно-техническом совете ГК «Автодор» создали совет из ведущих специалистов научных, образовательных, проектных и строительных организаций России; также туда вошли независимые эксперты по строительству в сложных геологических, климатических и сейсмических условиях.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ

Мост оборудуют инженерными коммуникациями, которые обеспечат его безопасность и бесперебойное функционирование. Предусмотрены автоматизированная система управления дорожным движением и освещение. Отрицательное воздействие на окружающую среду сведут к минимуму.

— Для пропуска морского транспорта предусмотрены арочные пролеты длиной 227 метров, предлагаемый надводный габарит — 35 метров, этого с лихвой хватит, чтобы пропустить все суда, находящиеся в этой акватории. Появится дорога федерального значения с заправками, гостиницами, местами для отдыха. Мост откроет для нас множество перспектив, — уверен Михаил Басловяк, председатель совета депутатов Тамани, откуда отходят паромы в Крым.

Мост будет «умным» и самым современным. Проект учитывает многое — начиная от уровня шума работ до панорамного вида на Керченскую крепость. Шум не станет проклятием для жителей полуострова и «материка». А вид будет открываться такой, что только успевай фотоаппаратом щелкать. Как только строительство закончится, в пролив выпустят 16,5 тысячи мальков русского осетра.

Археологи, орнитологи и ихтиологи подтвердили: вред местной экосистеме и историческому наследию сведен до минимума.

— Проект станет эталонным с точки зрения заботы об экологии. Если мы сегодня на стадии инженерных изысканий учтем все и приобретем такой опыт, то, думаю, мы и дальше пойдем в правильном направлении, — отметил президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко.

ПОЧЕМУ НАД ВОДОЙ, А НЕ ПОД ЗЕМЛЕЙ?

Противники строительства моста неоднократно высказывались в пользу сооружения подводного тоннеля, который бы соединил Крым с материковой частью России. Они утверждали, что это будет и дешевле, и безопаснее. Но более 40 крупных экспертов сошлись во мнении, что единственно возможный вариант — это мост.

«Прокладкой тоннеля можно накликать беду, потому что илистый слой там — около 40 метров. Значит, створ тоннеля нужно опускать ниже. Но по краям участки останутся «подвешенными». На это тоннели не рассчитаны. Тем более что там очень неблагоприятная сейсмика. Если бы товарищи, которые продвигают тоннель и высказываются об опасности моста, открыли «Нормы проектирования тоннелей», они нашли бы там пункт о том, что «не рекомендуется строительство тоннелей в зоне тектонических разломов», — напоминает председатель экспертного совета по проектированию моста, президент Ассоциации дорожно-проектных организаций Олег Скворцов.

Начало строительства моста намечено на сентябрь. Предварительная стоимость транспортного перехода — 228 миллиардов рублей.

Подготовила Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

Другие статьи этого номера