Запреты, ограничения и обязанности, налагаемые на военнослужащих законодательством о противодействии коррупции, требования к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Результаты осуществляемой военной прокуратурой Черноморского флота и подчиненными военными прокуратурами гарнизонов надзорной деятельности свидетельствуют об увеличении числа нарушений в сфере соблюдения военнослужащими установленных запретов, ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.Правовыми источниками регулирования антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей являются федеральные законы, указы президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ на военнослужащих распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, в федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» включена статья — 27.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы», в соответствии с которой на военнослужащего распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17, 18 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Неисполнение требований законодательства о противодействии коррупции образует состав следующих правонарушений коррупционной направленности: незаконное участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией (п. 1 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); осуществление предпринимательской деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); выступление служащего в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы (п. 5 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); получение служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки стоимостью свыше трех тысяч рублей, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), а равно непередача в федеральную собственность подарков стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученных в связи с официальными мероприятиями (п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 6 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ст. 19.28 КоАП РФ); выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц (п. 7 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); нецелевое использование средств материально-технического и иного обеспечения, государственного имущества, а также передача их другим лицам (п. 8 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); разглашение или использование в целях, не связанных с государственной службой, сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 9 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 4 ст. 6, п. 8 ст. 8 федерального закона «О противодействии коррупции»); невыполнение обязанности об уведомлении представителя нанимателя, командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 федерального закона «О противодействии коррупции»); невыполнение обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника, представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (п. 2 ст. 11 федерального закона «О противодействии коррупции»); невыполнение служащим, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 11 федерального закона «О противодействии коррупции»), а также невыполнение некоторых других ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением государственной службы.

К числу наиболее распространенных нарушений относится несоблюдение запрета заниматься другой оплачиваемой деятельностью (за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческими организациями, приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. В ходе надзорной практики выявлены факты занятия военнослужащими коммерческой деятельностью, участия как лично, так и через посредников в управлении коммерческими организациями.

Весьма распространены нарушения, связанные с непредставлением либо представлением военнослужащими неполных или недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своих семей (супруги, несовершеннолетние дети). Выявлены факты сокрытия военнослужащими сведений о находящихся в их собственности (собственности членов их семей) объектах недвижимости, автомашинах, а также счетах в кредитных организациях.

По всем фактам нарушения законодательства в рассматриваемой сфере правового регулирования осуществлено прокурорское реагирование, поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. Полагаю целесообразным напомнить, что такие сведения представляются военнослужащими при поступлении на военную службу, а также ежегодно в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, при этом, в случае обнаружения неполноты сведений или ошибки, в течение 30 суток после этого военнослужащий вправе внести в представленные им сведения поправки.

Перечень должностей, при замещении которых военнослужащие (госслужащие) обязаны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержден приказом Минобороны России от 24 ноября 2014 г. N 865.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 13.1 федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае установления факта совершения одного из вышеперечисленных правонарушений.

Другим направлением надзора органов прокуратуры является исполнение государственными служащими требований федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Названный федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов замещающего государственную должность лица (и членов его семьи) общему доходу за три последних года, предшествующих совершению сделки по приобретению дорогостоящего имущества,

Законом определен перечень лиц, за расходами которых устанавливается контроль. Это те же лица, которые обязаны представлять сведения о доходах.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 названного федерального закона лицо, совершившее правонарушение указанной категории, подлежит освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной службы. Тем же законом предусмотрен механизм обращения в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, в отношении которых соответствующим должностным лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

В заключение хочу обратить внимание, что в настоящее время борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений деятельности государства, подчеркнуть необходимость неукоснительного соблюдения требований закона, в т.ч. законодательства о противодействии коррупции.

Н. ПАНКРАТОВ, военный прокурор 6-го отдела надзора военной прокуратуры ЧФ, майор юстиции.

Другие статьи этого номера